Жоффруа Сент-Илер, Этьенн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Этьенн Жоффруа Сент-Илер
Научная сфера зоолог
Систематик живой природы
Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов. Названия этих таксонов (для указания авторства) сопровождают обозначением «E. Geoffroy».

Этьенн Жоффруа Сент-Илер[1] (фр. Étienne Geoffroy Saint-Hilaire; 15 апреля 177219 июня 1844) — французский зоолог, континентальный предшественник британского эволюциониста Ч. Дарвина и предтеча современного учения об инволюции[2]. Отец Изидора Жоффруа Сент-Илера.

Бальзак своёму роману «Отец Горио» предпослал следующее посвящение: «Великому и знаменитому Жоффруа де Сент-Илеру в знак восхищения его работами и гением»,[3] о знаменитом споре Кювье с Сент-Илером он писал в предисловии к «Человеческой комедии», где по его словам задался целью среди прочих применить теории последнего к обществу[4].

Вклад в науку

Становление Жоффруа Сент-Илера в качестве самобытного учёного было предопределено итогами экспедиции в Египет (17981801). Первооткрыватель 17 новых родов и видов млекопитающих. Указал человечеству на существование 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных. Укрепил свою научную репутацию исследованиями ранее неизвестных 57 родов и видов рыб. Его особой заслугой признается открытие и изучение реликтовой рыбы Polypterus.

Наряду с И. В. Гёте был одним из общепризнанных адептов натурфилософии. В многочисленных академических дискуссиях и публикациях отстаивал академическую позицию натурфилософа через совершенствование собственной научной теории. Если натурфилософские взгляды Гете-натуралиста в единое целое охватывали природу и все живое вплоть до человека, то зоолог Жоффруа Сент-Илер пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов. Он считал, что причина трансформации видов — в целесообразных и наследуемых реакциях зародышей организмов на изменения среды и основное внимание уделял начальным этапам онтогенеза, как наиболее важным для процесса преобразования форм жизни. В 1915 году русский зоолог Николай Холодковский для обозначения этих идей ввел термин «жоффруизм»[5].

Спор с Кювье

Карикатура Жана Гранвиля (Кювье изображён на заднем плане)

Затянувшийся конфликт с Ж. Кювье был вызван попыткой Жоффруа Сент-Илер-старшего защитить собственное учение об едином плане строения всех животных от эмпирического направления в европейской зоологии. В 1830 году в течение одиннадцати заседаний французской Академии наук проходила публичная дискуссия между Жоффруа Сент-Илером и Кювье[6][7][8]. По её результатам с осени 1830 года научная общественность Европы в целом поддержала позицию Кювье. Тогда как незадолго до своей смерти Гете опубликовал две статьи, в которых объяснил поражение Жоффруа Сент-Илера путаницей в терминологии. Гете ошибочно полагал, что прошедшая дискуссия укрепит позиции натурфилософии. Суть полемики заключалась в разнице взглядов на критерий общности живых форм. Кювье полагал, что ведущим критерием остается общность функций. А, например, не морфологическое единство и, тем более, не общность в зародышевом состоянии. Жоффруа Сент-Илер возражал, что критерием общности живых форм не может быть форма или функция организма. С публикаций 1818 года и до конфликта в 1830 году его позиция основывалась на общности индивидуального развития. Всего советский исследователь И. Е. Амлинский в 1955 году насчитал 9 коренных расхождений в оценке оппонентами проблемных вопросов современной им биологии.

Спор Жоффруа Сент-Илера и Кювье отразил важнейшие тенденции в естественных науках и методологические противоречия эпохи 1820-х30-х годов, характеризуемой сменой терминологического аппарата. Поэтому многие ученые высказались по сути прекратившейся полемики. В частности, немецкий биолог-эволюционист и материалист Э. Геккель признавал преимущество аргументов Кювье, но ценил развитие Жоффруа Сент-Илером идей французского естествоиспытателя Ж. Ламарка. Геккель полагал, что из-за количественного роста данных экспериментального естествознания усилия Жоффруа Сент-Илер-старшего не смогли предотвратить последующего падения натурфилософии, но отстаивали монистическое миросозерцание через учение о доминировании изменений внешнего мира (атмосферы) в преобразовании животных и растительных видов.

Цитаты

Разбираемый вопрос — есть вопрос европейский, выходящий за круг естествоведения

Журнал Revue Encyclopedique о дискуссии между Жоффруа Сент-Илером и Кювье (июнь 1830).

Примечания

  1. Правильная транскрипция фамилии биолога — Сен-Илер, однако в русскоязычной литературе преобладает ошибочная транскрипция.
  2. Мандель Б. Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III+. — Directmedia, 2015-04-14. — 468 с. — ISBN 9785447540210. Архивная копия от 21 апреля 2018 на Wayback Machine
  3. Оноре де Бальзак. Отец Горио. — Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2018-02-24. — 692 с. Архивная копия от 21 апреля 2018 на Wayback Machine
  4. Бальзак О. де. Собр. соч.: В 15 т. М., 1951. Т. 1. С. 2.
  5. Чайковский Ю. В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. — С. 79-84. — ISBN 5-87317-342-7.
  6. И. Е. Амлинский. Жоффруа Сент-Илер и его борьба против Кювье. — Изд-во Академии наук СССР, 1955. — 452 с. Архивная копия от 21 апреля 2018 на Wayback Machine
  7. С. Р. Микулинский. История биологии. — Рипол Классик, 1972. — 569 с. — ISBN 9785458318815. Архивная копия от 21 апреля 2018 на Wayback Machine
  8. М. А. Энгельгардт. Ж. Кювье. Его жизнь и научная деятельность. — Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2018-02-23. — 125 с. Архивная копия от 21 апреля 2018 на Wayback Machine

Литература