Жития святых (Димитрий Ростовский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жития святых
Книга 3 (март, апрель, май) издания 1764Книга 3 (март, апрель, май) издания 1764
Авторы Димитрий Ростовский и др.
Дата написания 1684—1705
Язык оригинала церковнославянский
Страна
Жанр жития
Первоисточники «Acta Sanctorum» болландистов, Успенский список «Великих Четьих-Миней» архиепископа Новгородского Макария и др.
Первое издание 1689 (том 1), 1695 (том 2), 1700 (том 3), 1705 (том 4)

«Книга житий святых» («Жития святых», «Че́тьи-Мине́и») — сборник житий святых, составленный святителем Димитрием Ростовским в 1684—1705 годы. Издан в Киеве в 1689—1705 годах[1]. При создании сборника были использованы русские (церковнославянские, в том числе «Великие Четьи-Минеи»), латинские (в том числе «Acta Sanctorum»), греческие, польские источники[2][1].

Предпосылки

Задача составления подобного сборника диктовалась потребностью полемики с католическими авторами, заявлявшими о неисторичности православных святых, а также обстоятельством, что большая часть православных житийных сборников на западнорусских землях в первой половине XVII века вместе с храмами и монастырями было присвоено униатами. В сложившихся условиях широко использовались западнорусские переводы католических сборников житий с польского и латинского языков[1]. И. А. Шляпкин писал: «В виду уничтожения списков русских житий во времена татарщины и позднее унии, и любителям душеспасительного чтения, и монахам для чтения за трапезой — приходилось обращаться к польским и латинским книгам житий св. отец, часто несогласным с духом православия»[3].

Составление новых Четьих-Миней начал Пётр Могила. Его работу продолжили Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Варлаам Ясинский. Однако только Димитрий довёл работу до конца[2].

Кроме того, издание печатных «Житий» было связано со снижением статуса рукописной книги у западнорусских православных под влиянием польских католиков и протестантов[1].

Составление

«Жития» стали крупнейшей агиографической работой Димитрия[1], которую он выполнял около двадцати лет[2].

Димитрий работал над «Житиями» с 1684 года по поручению архимандрита Варлаама (Ясинского)[4]. Списки «Диариуша» Димитрия (его «дневника» — автобографии) имеют разногласия в дате начала работы по составлению «Житий» — 6 мая или июнь 1684 года. Исследователи объясняют это проведённой большой подготовительной работой[2][5]. В 1689 году Димитрий в Москве, находясь в свите гетмана Ивана Мазепы, встречался с царём Петром I и патриархом Иоакимом, который дал ему благословение на составление Четьих-Миней[4]. Работа велась отчасти в Малороссии, завершена была в Ростове[2].

Из переписки Димитрия известно о его помощниках — писцах и сотрудниках-переводчиках: инок Чудовского монастыря Феолог, Феодор Поликарпов-Орлов, Карион Истомин, Филофей Лещинский, Стефан Любинский, Иосиф Конесский[2].

Перед составлением сборника Димитрий выполнил масштабную предварительную работу. Он составил месяцеслов, произвёл отбор житий, разыскивал материалы[2][6][7].

Для каждой статьи привлекалось несколько источников, которые автор объединял в один текст в собственном переложении[1]. Таким образом, многие составленные им жития являются оригинальными агиографическими произведениями[2]. Протоиерей Александр (Державин) отмечал: «Поступавшие к нему рукописи с житиями святых он сначала критически изучал, а затем принимался за стилистическую обработку… Собранные материалы служили уже только канвой, по котором вышивалась совершенно самостоятельная, далеко превосходящая изложение сотрудников работа»[8].

Не имея достаточных оснований отдать предпочтение какому-либо источнику, агиограф мог включать в статью противоречивые известия. Принципиально новым были элементы справочного аппарата (частично в маргиналиях): ссылки на источники, указание в житиях и чудесах разных святых сходных сюжетов, справки, в ряде случаев являющиеся исследованиями[1]. Димитрий завершил замысел архиепископа Новгородского Макария о заполнении произведениями всех дней годового круга чтения[9].

Работа над последней, четвёртой часть (томом) продолжалась до 9 февраля 1705 года[2][10]. Работу над «Житиями» Димитрий продолжал до конца жизни, поскольку сохранились два сборника с черновыми записями и поправками[11][12][1], описанные протоиереем Александром (Державиным)[2][13]. Издания не включили весь материал этих сборников. От времени работы над первым и вторым томами сохранились две рукописи (жития за сентябрь и октябрь) в составе конволюта[14], а также рукопись житий за декабрь[15][1].

В последние годы жизни Димитрий хотел напечатать второе исправленное и дополненное издание первых частей своего труда, но не успел[2].

Источники

Источниками сборника стало большое число агиографических и исторических памятников, в первую очередь латинских, греческих и польских, а также церковнославянских.

В качестве самого авторитетного источника автор использовал «Acta Sanctorum» болландистов. Источником стал «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия, автором широко использовались греческие жития Симеона Метафраста в переводе на латынь, выполненные Сурием. В качестве литературного образца — работа «Żywoty świętych» («Жития святых») иезуита Петра Скарги.

Главным церковнославянским источником был Успенский список «Великих Четьих-Миней» архиепископа Новгородского Макария (1530—1541). Первые книги этого сборника были высланы Димитрию по благословению патриарха Иоакима в начале 1686 года, однако в марте 1688 года Димитрию пришлось их возвратить. Начиная с 1695 года книги направлялись по благословению патриарха Адриана. К числу церковнославянских источников принадлежат также Киево-Печерский патерик (киевские издания 1661 и 1678) и Пролог.

Переехав в Москву, а затем в Ростов, Димитрий меняет взгляд на задачи и цели своего труда. По наблюдениям исследователей[2], он стал уделять больше внимания памятникам русской агиографии. Кроме великорусских житий он внёс в свой свод повести и рассказы, ряд из которых были ростовского происхождения[1]. Так, он включил в свод Житие царевича Ди­митрия[2].

Состав

«Жития святых» Димитрия Ростовского являются крупнейшим по объёму небогослужебным изданием старопечатной кирилловской книжности.

Первое издание состояло из четырёх томов, охватывающих по три месяца: сентябрь — ноябрь (Киево-Печерская лавра, 1689), декабрь — февраль (1695), март — май (1700) и июнь — август (1705)[2][1].

Свод содержит, помимо житий, ряд других крупных статей, а также памяти («месяцеслов»), представляющие собой краткие, нередко одной фразой заметки о лицах и событиях, о которых отсутствуют большие статьи. Основной текст свода, кроме памятей, включает 765 статей, в том числе 91 русская и славянская статья. Текст содержит также 22 Слова на большие праздники[1].

Влияние

Второе издание вышло в 1711—1716 годах. Были напечатаны три части «Житий», четвёртая сгорела при пожаре. Исправления в новое издание вносили киевские справ­щики архидиакон Манассий и иеромонах Фома. Синод не удовлетво­рила эта работа, и он поручил исправление Миней ректору Новгородской семинарии Иоасафу Маткевичу и ректору Петербургской семинарии Никодиму. Вторично исправленные Минеи вышли в качестве третьего издания в Киеве в 1757 году и в Москве в 1756—1759 годах[2].

Несмотря на регулярное переиздание, в XVIII веке спрос на сборник Димитрия превышал предложение.

На русский язык работа не переводилась[1], но под редакцией историка В. О. Ключевского была выполнена её переработка под названием «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых»[16].

По мнению историка церкви протоиерея Владислава Цыпина: «Едва ли какая еще книга, кроме Евангелия, оказала столь благотворное воздействие на духовную жизнь русского народа, на формирование его религиозных и нравственных идеалов, его представлений о том, чего искать в жизни и как жить»[17].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Федотова М. А., Зеленина Я. Э., 2007.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 Федотова, 1992.
  3. Шляпкин, 1891, с. 38.
  4. 4,0 4,1 Ольшевская, Травников, 2007.
  5. Державин, 1976, с. 96.
  6. Державин, 2006.
  7. Круминг, 1994.
  8. Державин, 1976, с. 122.
  9. Дробленкова, 1988.
  10. Летопись, 1824, с. 15.
  11. ГИМ. Син. № 811 («Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове»).
  12. РГАДА. Ф. 381. № 420.
  13. Державин.
  14. БАН. Собр. Петра Великого. I-А. № 32.
  15. РНБ. F. I. 651.
  16. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых / под ред. В. О. Ключевского. — М., 1903—1911. — 12 кн. Сентябрь-август. Кн. доп. 1—2: Сентябрь-декабрь. — М., 1908; Январь-апрель. — М., 1916 (М., 1991—1994. — 12 кн. — 2-е изд., доп.).
  17. Цыпин, 2004, Глава I. Русская православная церковь в эпоху Петра I. 1. Период местоблюстительства.

Издания

Литература

  • Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского // Юбiл. зб. М. С. Грушевському. — К., 1928. — С. 729—734.
  • Абрамович Д. И. Лiтопiснi джерела Четьiх-Мiней Дмитра Ростовського // Науковий зб. за рiк 1929. — К., 1929. — С. 32—61.
  • Гладкова О. В. «Житие Евстафия Плакиды» в ред. св. Димитрия Ростовского // V Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. — Ярославль, 2001. — С. 110—121.
  • Дылевский Н. М. Житие слав. первоучителей Мефодия и Кирилла в обработке Димитрия Ростовского // Études balkaniques. 1986. T. 22. N 1. Р. 105—113.
  • Жиленко И. В. К вопросу о главном источнике первого тома Жития Святых св. Димитрия Туптала-Савича // Могилянськi читання, 1996—1997. — К., 1998. — С. 60—71.
  • Коробейникова Л. Н. Житие Галактиона и Епистимии в составе Четиих-Миней Димитрия Ростовского // V Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. — Ярославль, 2001. — С. 122—137.
  • Коробейникова Л. Н. «Житие святой Феклы» в редакции свт. Димитрия Ростовского // VII Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. — Ярославль, 2003. — С. 135—148.
  • Круминг А. А. Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения. — 1994. — Вып. 9. — С. 5—52.
  • Летопись об архиереях ростовских // Собрание сочинений. — Киев, 1824. — Т. 1.
  • Минеева С. В. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в составе «Книги Житий Святых» Димитрия Ростовского (проблема источников) // Филевские чтения. — 1994. — Вып. 9. — С. 53—74.
  • Росовецкая Т. Н. Лаврские издания «Книги житий святых» Димитрия Туптало и их распространение на Украине в 1-й пол. XVIII в. // Книга в России: Век Просвещения. — Л., 1990. — С. 58—59.
  • Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Церкви : (Синодальный период) : Учебное пособие для 4 класса семинарии. — Сергиев Пасад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — 241 с.
  • Шляпкин И. А. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651—1709 г.). — СПб.: тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. — [581] с. — (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, ч. 24).
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.). К исследованию писательского мастерства Димитрия Ростовского: Лит. обработка Жития Авраамия Ростовского // Slavika Orientalis. Warsz., 1984. Rocz. 28. N 3/4. S. 383—396.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.). Житие и труды св. Мефодия и св. Константина-Кирилла в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Slavika Orientalis. Warsz., 1988. Rocz. 32. N 2. S. 179—221.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.). Житие прп. Сергия Радонежского в обработке свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 1992. — Ростов, 1993. — С. 10—26.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.). Ещё несколько замечаний по поводу проблемы источников и лит.-богосл. значения житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких // Филевские чтения. — М., 1994. — Вып. 9. — С. 75—107.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.). Жития визант. песнотворцев в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Acta Univ. N. Copernici: Nauki humanistyczno-spolecz. Toruń, 1994. Zesz. 281: Filologia rosyjska. S. 3—17.
  • Янковска Л. А. (Jankowska L.). «О Русiи, отколи Русь почалася» в «Книге житий святых» и в «Летописе келейном» свт. Димитрия // ИКРЗ, 1997. — Ростов, 1998. — С. 179—185.