Маргиналии
Маргиналии (позднелат. marginalis «находящийся на краю»; от лат. margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем[1], содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.
Маргиналии на полях древних книг
Первоначально «маргинал» — рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи, а подчас даже надпись на них, которая могла совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги. Например — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу». Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии.
В средневековой историографии отметки на полях рукописей могли использоваться вместо ссылок. Первым стал использовать их ещё в эпоху Каролингов архиепископ Реймский Гинкмар. В XII веке английский хронист Радульф де Дисето разработал для своего «Сокращения хроник» целую систему из двенадцати подобных символических значков, сведя их в помещённую в предисловии таблицу. Так, выборы архиепископов Кентерберийских отмечались у него на полях рисунком жезла, коронование английских королей — изображением короны, правление герцогов Нормандских — мечом, а графов Анжуйских — копьём. В XIII столетии его примеру последовал хронист из Сент-Олбанса Матвей Парижский, а в XV-м историк и агиограф Джон Капгрейв использовал для отметок на полях маленькие трилистники[2].
Маргиналии известных читателей
Историки, занимавшиеся изучением творческого наследия классиков марксизма-ленинизма, свидетельствуют, что в книгах из личных библиотек В. И. Ленина и И. В. Сталина имеется множество пометок, комментариев, автографов, сделанных чернильными ручками и карандашами красного и синего цвета.
Огромное количество пометок сохранилось на полях книг из личной библиотеки Вольтера. Эти записи были изданы в нескольких томах под названием «Корпус читательских помет Вольтера»[3].
Маргиналии как литературный жанр
В литературе XX века функциональные особенности маргиналий подталкивают разных авторов к использованию термина в качестве определения их произведений — преимущественно лирических, своего рода «записок на полях» или «мыслей вслух».
Маргиналии в типографике
В современной типографике маргиналией или «фонариком» называется заголовок, расположенный на поле страницы. Обычно такие заголовки применяются в учебных или справочных изданиях, чтобы облегчить поиск по справочным сведениям или не разрывать изложение материала. В большинстве случаев рекомендуется избегать применения заголовков-маргиналий, так как они снижают размер области листа, отведённой под основной текст.
См. также
Литература
- Маргиналии // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 504 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Пространство рукописи. От формы внешней к форме внутренней. Материалы конференции / Рецензенты: кандидат исторических наук М. А. Бойцов, кандидат исторических наук Г. А. Попова. — ИВИ РАН. — М., 2010. — 189 с. — 150 экз. — ISBN 978-5-94067-294-4.
Примечания
- ↑ Маргиналия // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
- ↑ Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 266.
- ↑ Российская национальная библиотека: корпус читательских помет Вольтера . Дата обращения: 24 ноября 2013. Архивировано 10 ноября 2013 года.
Ссылки
- Валентина Ситникова. Маргиналии в библиотечной книге — попытка составить обобщённый портрет читателя-старшеклассника.