Жерар, Франсуа (живописец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсуа Жерар
фр. François Gérard
А. Ж. Гро. Портрет Франсуа Жерара. Около 1790 Метрополитен-музей, Нью-ЙоркА. Ж. Гро. Портрет Франсуа Жерара. Около 1790
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Имя при рождении Франсуа Паскаль Симон Жерар
François Pascal Simon Gérard
Дата рождения 4 мая 1770(1770-05-04)
Место рождения Рим, Папская область
Дата смерти 11 января 1837(1837-01-11) (66 лет)
Место смерти Париж, Королевство Франция
Гражданство  Франция
Жанр портрет
Учёба Парижская школа изящных искусств
Наставники:
Стиль неоклассицизм

Барон Франсуа Паскаль Симон Жерар (фр. François Pascal Simon Gérard, Baron Gérard; 4 мая 1770 — 11 января 1837) — французский живописец эпохи ампира, ведущий портретист наполеоновского двора, держатель модного салона.

Биография

Изучал скульптуру под руководством Пажу, но показав способность не столько к этому искусству, сколько к живописи, перешёл в помощники к Ж. Л. Давиду. В 1793 году по рекомендации Давида назначен членом революционного трибунала. Впоследствии с лёгкостью менял политических покровителей, которые были в восторге от его общительности и обходительности.

Первыми картинами Жерара, обратившими на него внимание ценителей классицизма, были портрет миниатюриста Ж. Б. Изабе (1795), «Велизарий» того же года и «Первый поцелуй Амура и Психеи» (1798). Во времена Первой империи Жерар получил титул барона и блестящую репутацию, которая, однако, значительно померкла ещё при его жизни. Начиная с луврского портрета Жозефины Богарне (1799) он создал обширную галерею деятелей Первой империи и Реставрации. Также прославлял военные подвиги Наполеона, писал масштабные полотна в батальном жанре. В правление Карла X украсил вычурными академическими композициями плафон Пантеона.

Как мастер холодного, просчитанного классицизма Жерар следовал по стопам своего наставника Давида. Текстуры на его полотнах всегда тщательно проработаны, формы моделированы с точностью скульптора, эмоции сведены к минимуму. Его портреты элегантнее портретов Давида, многие представляют собой идеал салонной грации начала XIX века.

В числе его учеников — Л. Хорис.

Галерея

Литература

Документы
  • Correspondance de Francois Gerard, peintre d'histoire : avec les artistes et les personnages célèbres de son temps : [фр.] / publiée par M. Henri Gérard, son neveu, et précédée d'une notice sur la vie et les oeuvres de Gérard par M. Adolphe Viollet-le-Duc. — Paris : A. Laine et J. Havard, 1867. — 405 p. — OCLC 908650252.
  • Lettres adressées au baron François Gérard, peintre d'histoire : [фр.] : en 2 vol. / par les artistes et les personnages célèbres de son temps. — Troisième édition, avec quatorze portraits a l'eau-forte, publiée par le baron Gérard, son neveu, et précédée d'une notice sur la vie et les oeuvres de François Gérard et d'un récit d'Alexandre Gérard, son frère. — Paris : A. Quantin, 1888. — 455, 423 p. — OCLC 1048305085 (vol. 1), OCLC 1048309951 (vol. 2).
Исследования
  • Lenormant C. François Gérard : peintre d'histoire : [фр.] : essai de biographie et de critique / par Ch. Lenormant, membre de l'Institut. — Deuxième édition. — Paris : A. René et Cie, 1847. — 188 p. — OCLC 1045593831.
Альбомы
Словари и энциклопедии
Справочная литература
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 137. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Ссылки