Пажу, Огюстен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Огюстен Пажу

Огюстен Пажу (фр. Augustin Pajou; 19 сентября 1730, Париж — 8 мая 1809, там же) — скульптор французского неоклассицизма.

Биография

Огюстен был сыном плотника, резчика по дереву и скульптора Мартена Пажу, вырос в Париже, в предместье Сен-Антуан. C 1734 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже у скульптора Жана-Батиста Лемуана. В 1738 году он получил 1-ю премию Королевской академии и Римскую премию. Это позволило Пажу несколько лет жить и работать в Италии, Риме. Благосклонность и финансовая помощь короля Людовика XV и покровительство мадам Дюбарри обеспечили скульптора после возвращения на родину крупными заказами[1].

В 1761 году Огюстен Пажу женился на Анжелике Румье, дочери скульптора Клода Румье. От их союза родились двое детей: Катрин-Флор Пажу (1764—1841) (в 1782 году она вышла замуж за скульптора Клода Мишеля) и Жак-Огюстен-Катрин Пажу (1766—1828), живописец исторического и портретного жанров. Художником стал и внук Огюстена, сын Жака-Огюстена — Огюстен-Дезире Пажу (1800—1878).

В 1760-х годах Пажу занимался скульптурным оформлением королевских зданий, среди них — Королевская опера Версаля, дворец Пале-Рояль и Дворец юстиции в Париже. Во время Французской революции скульптор был членом комиссии по сохранению памятников искусства и три года проработал в её составе в Монпелье. После возвращения в Париж он тяжело заболел, в связи с чем был вынужден оставить работу скульптора. Пажу умер в Париже 8 мая 1809 года.

Творчество

После возвращения из Италии во Францию Огюстен Пажу «стал модным портретистом, так как умел соединять классицистическую идеализацию с портретным сходством своих моделей. Пажу — один из главных авторов цикла скульптур „Знаменитые люди Франции“. Он работал для фаворитки Людовика XV графини Дю Барри, пять её портретов считаются одними из лучших произведений искусства второй половины XVIII века»[2].

Благодаря работе Пажу интерьеры Королевской Оперы в Версале стали одним из самых ярких образцов оформления здания в стиле неоклассицизма. В вестибюле театра и барельефах лож использованы аллегории «Двенадцати месяцев», образы Аполлона и муз, празднеств Олимпийских богов[3][4].

Когда в 1790 году по проекту архитектора Бернара Пойе знаменитый «Фонтан невинных» — произведение Пьера Леско и Жана Гужона, перенесли на новое место, его дополнили четвёртой аркой и двумя фигурами нимф работы Огюстена Пажу. Успех имели многие работы Пажу: бюст Карлин Бертинацци (1763) в Комеди Франсез и памятник Марии Лещинской, королеве Франции (в Салоне 1769 года). Пажу был одним из главных художников, чьи работы включены в коллекцию Комеди-Франсез. Другими скульпторами были Жан-Батист д’Юэ, Жан-Жозеф Фуку, Симон-Луи Буазо и Пьер-Франсуа Берруэр. Наполеон в 1803 году поручил Пажу сделать копии «львов Медичи», которые находятся в саду виллы Медичи в Риме[5].

Пажу много занимался камерной и декоративной пластикой в мраморе и терракоте. Модели Пажу использовали на Севрской фарфоровой мануфактуре. Дени Дидро в своих «Салонах» отзывался о произведениях Пажу весьма иронично: «Всё вдохновение творца изливается на глину, а когда он начинает работать в камне, им понемногу овладевает скука и пресыщение… Бюсты… все они до того пошлы, неблагородны, неумны на вид, что не выразить словами… Всё это невыносимо посредственно»[6].

В российском искусствознании советского периода творчество Огюстена Пажу оценивали невысоко: «С одинаковой лёгкостью он брался за пышные гробницы, мифологические группы или портретные статуи. Почти все его произведения одинаково изящны, нарядны и неглубоки: подчинение модному вкусу стирает в них подлинную оригинальность»[7].

Избранные работы

  • Плутон и Цербер. 1759. Лувр, Париж
  • Принцесса Гессен-Гомбургская перед алтарём бессмертия. 1759, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Каллиопа. Ок. 1763. Национальная галерея искусства, Вашингтон
  • Портрет Маркиза де Мариньи. 1767. Государственный музей искусств, Копенгаген
  • Аллегория королевы Марии Лещинской. Ок. 1771. Лувр, Париж
  • Две идеальные женские головы. Ок. 1770. Центр Гетти, Лос-Анджелес
  • Портрет Ж.-Л. Бюффона. 1773. Лувр, Париж
  • Портрет Мадам Дюбарри. 1773. Лувр, Париж
  • Беллона. Ок. 1775. Центр Гетти, Лос-Анджелес
  • Портрет епископа Боссюэ. 1779. Лувр, Париж
  • Меркурий. 1780. Лувр, Париж
  • Мадам Седен. 1781. Музей изящных искусств, Бостон
  • Диоген, 1781, Париж, Лувр
  • Королева Мария-Антуанетта и дофин . 1781. Королевский музей изящных искусств, Брюссель
  • Блез Паскаль. 1785. Лувр, Париж

Галерея

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 129
  3. Verlet P. Le château de Versailles. — Paris: Librairie Arthème Fayard, 1985. — Рр. 379—380
  4. Japy А. L’Opéra royal de Versailles. — Comité national pour la sauvegarde du château de Versailles, 1958
  5. Pajou, Augustin. Encyclopædia Britannica. Vol. 20 (11th ed.). — Cambridge University Press. — Р. 521 [1] Архивная копия от 23 июня 2022 на Wayback Machine
  6. Дени Дидро. Салоны. — В 2-х т. — М.: Искусство, 1989. — Т. 1. — С. 195; Т. 2. — С. 196
  7. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л.: Искусство, 1971. С. 102

Литература

Очерки жизни и творчества
Словари и энциклопедии

Ссылки