Женщины (фильм, 1966)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Женщины
Постер фильма
Жанр мелодрама
Режиссёр Павел Любимов
Автор
сценария
Ирина Велембовская,
Будимир Метальников
В главных
ролях
Нина Сазонова,
Инна Макарова,
Галина Яцкина
Оператор Василий Дульцев,
Марк Осепьян
Композитор Ян Френкель
Художник-постановщик Арсений Клопотовский
Кинокомпания Киностудия имени М. Горького
Длительность 106 мин
Страна  СССР
Год 1965

«Же́нщины» — советская мелодрама 1966 года из трёх новелл по одноимённому рассказу Ирины Велембовской. Один из лидеров советского кинопроката 1966 года — 36,6 млн человек (6-е место)[1].

Сюжет

О трёх поколениях женщин — работниц мебельной фабрики, об их любви, о радостях и печалях этот фильм.

Дуся Кузина приезжает в начале пятидесятых из деревни в город, случайно знакомится с работницей мебельной фабрики Екатериной Тимофеевной Бедновой — вдовой с сыном, которая селит её у себя и помогает устроиться работать на фабрику. Через некоторое время Евдокия начинает встречаться с известным всей фабрике Юрием. Их отношения заканчиваются неудачным абортом, и Евдокия узнаёт, что детей у неё уже не будет.

Спустя несколько лет девушка Аля (Алевтина) Ягодкина из Дусиной деревни хочет уехать с Виктором — городским парнем, приехавшим в деревню в командировку. Мать уговаривает дочь и Виктора сначала оформить свои отношения. Виктор соглашается, но появляется только через два месяца. Алевтина прогоняет его и признаётся матери в том, что беременна. Примерно через год после рождения сына мать Алевтины просит приехавшую в отпуск Евдокию устроить её дочь на ту же фабрику, потому что будущего в деревне у матери-одиночки нет. Алевтина едет с Евдокией в город, а сына оставляет с матерью.

Екатерина Тимофеевна, которая уже руководит фабричным профсоюзным комитетом, случайно узнаёт, что Евдокия держит Алевтину в ученицах больше положенного и к тому же берёт с неё плату за жильё. Екатерина Тимофеевна начинает опекать Алевтину, приглашает её к себе домой на встречу Нового года и знакомит со своим сыном-студентом Евгением. Они начинают встречаться, но Аля не сообщает Евгению о том, что у неё есть ребёнок. Мать против отношений единственного сына с матерью-одиночкой и рассказывает сыну о ребёнке Алевтины. Но Евгений не собирается отказываться от Али. Воспользовавшись отъездом сына на практику, Екатерина Тимофеевна затевает суровый разговор с Алевтиной. Та уходит с фабрики и возвращается в деревню. Евдокия обличает Екатерину Тимофеевну — любящая, но справедливая мать понимает, что поступила неправильно. Она едет в деревню, где у колодца встречает пожилую женщину с мальчиком и догадывается, что это мать Алевтины и её сын.

В ролях

Производство

Фильм стал дебютом выпускника режиссёрского факультета ВГИКа Павла Любимова по повести начинающего литератора Ирины Велембовской.

… уверен, что в весьма неожиданном для меня, шумном, а потом, как оказалось, долговременном успехе нашего первого совместного фильма «Женщины» (экранизации её небольшой повести) сыграли роль не только трогательный сюжет и мастерское владение Велембовской диалогом (каждую фразу, как говорили актёры, «вкусно произносить»), но не в последнюю очередь свет доброты, излучаемый нашим любимым автором. Этот свет, присущий всем произведениям Велембовской, даже когда она пишет о людях глубоко ей несимпатичных, почувствовали все без исключения наши знаменитые и не очень знаменитые актрисы, которых я приглашал на пробную съёмку, причём они ещё не были знакомы с автором повести, а только читали режиссёрский сценарий. Они воистину сражались за право сниматься у начинающего режиссёра в экранизации повести малоизвестной тогда писательницы.Павел Любимов, «Русский журнал» 2002[2]

На одну из главных ролей режиссёр утвердил снимавшуюся в его дипломной работе «Тётка с фиалками» (1963) Нину Сазонову, она и спела в дуэте с Пётром Любешкиным песню «Вальс расставания». Вторая песня «Любовь-кольцо» звучит в фильме в исполнении Нины Бродской[1].

Места съёмок

Городские эпизоды фильма разворачивались в живописных местах Ярославля, кинематографисты вписали в канву сюжета практически все основные туристические места города: Речной порт, Волжская набережная с беседкой и Арсенальной башней, Стрелка Волги и Которосли, Спасо-Преображенский монастырь, площадь перед Драмтеатром имени Ф. Волкова (когда звучит песня «Любовь-кольцо»), площадь имени Подбельского (бывшая Рождественская, ныне — Богоявленская)[1][3].

Сцены из сельской жизни снимались в деревне Итларь под Ростовом[1].

Съёмочная группа

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Женщины Архивная копия от 3 мая 2017 на Wayback Machine на сайте vokrug.tv
  2. Любимов Павел. Знание, которым нельзя поделиться. old.russ.ru. Русский журнал (23 апреля 2002). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 8 июня 2020 года.
  3. Демидова Мария. 99 фильмов и сериалов, которые снимали в Ярославской области. yarreg.ru. Ярославский регион (28 августа 2015). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 5 июня 2017 года.

Литература

  • Герасимов С. Свой голос // Искусство кино : журнал. — 1966. — Апрель (№ 4). — С. 27—39.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1966—1967) / Сост. М. И. Павлова, Сост. В. П. Боровков. — М.: Нива России, 1995. — 287 с. — 7000 экз. — ISBN 5-88289-005-5.