Женщины (фильм, 1966)
Женщины | |
---|---|
Жанр | мелодрама |
Режиссёр | Павел Любимов |
Автор сценария |
Ирина Велембовская, Будимир Метальников |
В главных ролях |
Нина Сазонова, Инна Макарова, Галина Яцкина |
Оператор |
Василий Дульцев, Марк Осепьян |
Композитор | Ян Френкель |
Художник-постановщик | Арсений Клопотовский |
Кинокомпания | Киностудия имени М. Горького |
Длительность | 106 мин |
Страна | СССР |
Год | 1965 |
«Же́нщины» — советская мелодрама 1966 года из трёх новелл по одноимённому рассказу Ирины Велембовской. Один из лидеров советского кинопроката 1966 года — 36,6 млн человек (6-е место)[1].
Сюжет
О трёх поколениях женщин — работниц мебельной фабрики, об их любви, о радостях и печалях этот фильм.
Дуся Кузина приезжает в начале пятидесятых из деревни в город, случайно знакомится с работницей мебельной фабрики Екатериной Тимофеевной Бедновой — вдовой с сыном, которая селит её у себя и помогает устроиться работать на фабрику. Через некоторое время Евдокия начинает встречаться с известным всей фабрике Юрием. Их отношения заканчиваются неудачным абортом, и Евдокия узнаёт, что детей у неё уже не будет.
Спустя несколько лет девушка Аля (Алевтина) Ягодкина из Дусиной деревни хочет уехать с Виктором — городским парнем, приехавшим в деревню в командировку. Мать уговаривает дочь и Виктора сначала оформить свои отношения. Виктор соглашается, но появляется только через два месяца. Алевтина прогоняет его и признаётся матери в том, что беременна. Примерно через год после рождения сына мать Алевтины просит приехавшую в отпуск Евдокию устроить её дочь на ту же фабрику, потому что будущего в деревне у матери-одиночки нет. Алевтина едет с Евдокией в город, а сына оставляет с матерью.
Екатерина Тимофеевна, которая уже руководит фабричным профсоюзным комитетом, случайно узнаёт, что Евдокия держит Алевтину в ученицах больше положенного и к тому же берёт с неё плату за жильё. Екатерина Тимофеевна начинает опекать Алевтину, приглашает её к себе домой на встречу Нового года и знакомит со своим сыном-студентом Евгением. Они начинают встречаться, но Аля не сообщает Евгению о том, что у неё есть ребёнок. Мать против отношений единственного сына с матерью-одиночкой и рассказывает сыну о ребёнке Алевтины. Но Евгений не собирается отказываться от Али. Воспользовавшись отъездом сына на практику, Екатерина Тимофеевна затевает суровый разговор с Алевтиной. Та уходит с фабрики и возвращается в деревню. Евдокия обличает Екатерину Тимофеевну — любящая, но справедливая мать понимает, что поступила неправильно. Она едет в деревню, где у колодца встречает пожилую женщину с мальчиком и догадывается, что это мать Алевтины и её сын.
В ролях
- Нина Сазонова — Екатерина Тимофеевна Беднова, председатель фабкома
- Инна Макарова — Дуся Кузина (Евдокия Николаевна)
- Галина Яцкина — Аля Ягодкина (Алевтина Павловна)
- Виталий Соломин — Женя Беднов, сын Екатерины Тимофеевны
- Надежда Федосова — тётя Груша, мать Али
- Валентина Владимирова — Лиза, сотрудница фабрики, подруга Екатерины
- Виктор Мизин — Виктор, отец Славика
- Пётр Любешкин — Константин Иванович, мастер
- Пётр Полев — Дмитрий Николаевич Полев, лектор
- Ирина Мурзаева — лифтёрша
- Люсьена Овчинникова — Анечка, работница мебельной фабрики
Производство
Фильм стал дебютом выпускника режиссёрского факультета ВГИКа Павла Любимова по повести начинающего литератора Ирины Велембовской.
… уверен, что в весьма неожиданном для меня, шумном, а потом, как оказалось, долговременном успехе нашего первого совместного фильма «Женщины» (экранизации её небольшой повести) сыграли роль не только трогательный сюжет и мастерское владение Велембовской диалогом (каждую фразу, как говорили актёры, «вкусно произносить»), но не в последнюю очередь свет доброты, излучаемый нашим любимым автором. Этот свет, присущий всем произведениям Велембовской, даже когда она пишет о людях глубоко ей несимпатичных, почувствовали все без исключения наши знаменитые и не очень знаменитые актрисы, которых я приглашал на пробную съёмку, причём они ещё не были знакомы с автором повести, а только читали режиссёрский сценарий. Они воистину сражались за право сниматься у начинающего режиссёра в экранизации повести малоизвестной тогда писательницы.Павел Любимов, «Русский журнал» 2002[2]
На одну из главных ролей режиссёр утвердил снимавшуюся в его дипломной работе «Тётка с фиалками» (1963) Нину Сазонову, она и спела в дуэте с Пётром Любешкиным песню «Вальс расставания». Вторая песня «Любовь-кольцо» звучит в фильме в исполнении Нины Бродской[1].
Места съёмок
Городские эпизоды фильма разворачивались в живописных местах Ярославля, кинематографисты вписали в канву сюжета практически все основные туристические места города: Речной порт, Волжская набережная с беседкой и Арсенальной башней, Стрелка Волги и Которосли, Спасо-Преображенский монастырь, площадь перед Драмтеатром имени Ф. Волкова (когда звучит песня «Любовь-кольцо»), площадь имени Подбельского (бывшая Рождественская, ныне — Богоявленская)[1][3].
Сцены из сельской жизни снимались в деревне Итларь под Ростовом[1].
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Ирина Велембовская, Будимир Метальников
- Режиссёр-постановщик — Павел Любимов
- Операторы-постановщики — Василий Дульцев, Марк Осепьян
- Художник-постановщик — Арсений Клопотовский
- Композитор — Ян Френкель
- Звукооператор — Леонард Бухов
- Монтаж — К. Малинская
- Авторы стихов — Константин Ваншенкин, Михаил Танич
- Директор — Владимир Макаров
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Женщины Архивная копия от 3 мая 2017 на Wayback Machine на сайте vokrug.tv
- ↑ Любимов Павел. Знание, которым нельзя поделиться . old.russ.ru. Русский журнал (23 апреля 2002). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 8 июня 2020 года.
- ↑ Демидова Мария. 99 фильмов и сериалов, которые снимали в Ярославской области . yarreg.ru. Ярославский регион (28 августа 2015). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 5 июня 2017 года.
Литература
- Герасимов С. Свой голос // Искусство кино : журнал. — 1966. — Апрель (№ 4). — С. 27—39.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1966—1967)7000 экз. — ISBN 5-88289-005-5. / Сост. М. И. Павлова, Сост. В. П. Боровков. — М.: Нива России, 1995. — 287 с. —