Железнодорожные вокзалы в Японии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Небоскрёб JR Central Towers, является зданием железнодорожной станции Нагоя, в связи с чем она является самой большой железнодорожной станцией по площади в мире (если считать по суммарной площади всех помещений — 446 000 м²)

Вокзал (яп. 駅ビル Эки-биру, здание железнодорожной станции) в Японии часто исполняет не только функции обычного вокзала или терминала, но и другие, например, коммерческие, и зачастую включает в себя большое количество объектов розничной торговли[1]. Является одним из примеров транзитно-ориентированного проектирования. Такое здание часто называют «лицом» станции, чтобы отличить от зоны непосредственно железнодорожной платформы. Для безопасности и помощи ориентации в пространстве пешеходам с нарушением зрения в вокзалах укладывают тактильное покрытие.

Во многих случаях арендаторами в таких зданиях являются универмаги и различные магазины, отели, частные компании размещают в них свои офисы. Арендаторы в таких зданиях различаются в зависимости от базы пользователей станции. На станциях, где много туристов, в здании находятся магазины, в которых продаются местные товары и сувениры. В частности, в зданиях крупных железнодорожных станций в центре Токио коммерческие объекты, как правило, располагаются на нижних этажах, отели и офисы — на верхних этажах. В некоторых случаях здание самой железнодорожной станции становится меньше всего комплекса коммерческих зданий и сооружений вокруг него.

История

Общий вид здания железнодорожной станции Синдзюку самой загруженной по пассажиропотоку станцией в мире
Небоскрёб Umeda Hankyu Building[яп.] — здание железнодорожной станции Осака-Умэда[яп.]
Здание железнодорожной станции Асакуса

В послевоенной Японии правительство поощряло частные компании разрабатывать свои собственные системы общественного транспорта, чтобы быстро восстановить городские транспортные сети[2]. Поощрялась конкуренция между частными железнодорожными линиями, а также между ними и государственными железнодорожными линиями, причем роль правительства ограничивалась регулированием тарифов. В обмен на развитие железнодорожных линий частным корпорациям были предоставлены возможности для диверсификации своей деятельности и развития недвижимости вокруг своих железнодорожных сетей[3]. Так компании начали создавать вокруг своих железнодорожных станций районы с вертикально интегрированным бизнесом по развитию жилых, деловых, промышленных и торговых площадей и методов их транспортной связи, которые стали активно использоваться населением для перемещения между такими районами[4]. Таким образом в Японии крупные железнодорожные станции и районы вокруг них являются главными экономическими и деловыми районами современных японских городов. Также, благодаря диверсификации своего бизнеса в сфере недвижимости, розничной торговли и т. п., большинство частных железных дорог в Японии являются финансово независимыми, а их железнодорожные операции обычно прибыльны, что резко контрастирует с большинством железнодорожных сетей в других странах мира[5]. Японские частные железнодорожные линии очень эффективны, требуют мало субсидий и работают крайне пунктуально. Массовое использование железнодорожного транспорта привело к тому, что в Японии находятся 46 из 50 самых загруженных железнодорожных станций мира[6]. В Японии коммерческие площади в зданиях железнодорожных станций, управляемых японскими железнодорожными компаниями, называют эки-нака (駅ナカ).

Здание головного офиса корпорации Ханкю[англ.] на станции Осака-Умэда[яп.], построенное в 1920 году, являлось первым в своем роде подобным зданием в Японии[7][8]. Первый этаж был сдан в аренду универмагу Сирокия[англ.], на втором этаже находился ресторан, которым напрямую управляла Ханкю, а на третьем этаже и выше находился головной офис. После этого другие компании начали строить вокзалы одно за другим, такие, как бывшее здание Тэнроку Ханкю на станции Тэндзимбасисудзи-Рокутёмэ[англ.] линии Синкэйхан[яп.] в 1926 году и здание на станции Осака-Уэхоммати[англ.] линии Осакадэнкики[яп.] в 1926 году[7].

В 1931 году было открыто первое здание железнодорожной станции в регионе Канто станции Асакуса компании Tobu Railway. Первым арендатором в здании была компания Мацуя[англ.][8].

За счёт нахождения в вокзалах крупных универмагов и магазинов, пассажиры могли совершать покупки непосредственно в ней или поблизости. В период до Второй мировой войны крупные железнодорожные станции были расположены ближе к окраинам существующих городских территорий, но в послевоенный период, с расширением коммерческих объектов в зданиях железнодорожных станций, они стали развиваться в крупные экономические районы и деловые центры японских городов[8]. После приватизации Японских национальных железных дорог[яп.] в 1987 году JR Group также продолжает активно развивать вокзалы[9].

Кроме того, с 1970-х годов были реализованы проекты ревитализации железнодорожных станций, в ходе которых произошли крупные перепланировки зданий железнодорожных станций, были объединены функции вокзала, коммерческого объекта и административного обслуживания, особенно на пригородных станциях, где имеется большой пассажиропоток[10]. Это произошло даже в провинциальных городах, например, в 1971 году был открыт универмаг компании Иётэцу Такасимая[яп.] в здании железнодорожной станции Matsuyama City Station[англ.] железнодорожной компании Иётэцу[англ.] (дочерней компании IYOTETSU Group[яп.]) в городе Мацуяма[9].

В Японии среди зданий железнодорожных станций много небоскрёбов, таких как JR Tower (высота 173 м) станции Саппоро, GranTokyo[яп.] (высота северного 204.9 м, южного 205 м) на станции Токио, JR Central Towers (высота офисного здания: 245.1 м, здание гостиницы: 226 м) станции Нагоя.

См. также

Примечания

  1. 駅ビル (яп.). Дата обращения: 29 августа 2021. Архивировано 29 августа 2021 года.
  2. Smith, Stephen. Why Tokyo's Privately Owned Rail Systems Work So Well (31 октября 2011). Архивировано 26 апреля 2014 года. Дата обращения 13 февраля 2020.
  3. Calimente, John. Rail integrated communities in Tokyo (англ.) // Journal of Transport and Land Use[англ.] : journal. — 2012. — Vol. 5, no. 1. — P. 19—32. — doi:10.5198/jtlu.v5i1.280.
  4. Calimente, John. Rail Integrated Communities in Tokyo (неопр.) // World Symposium on Transport & Land Use Research. — 2011. — July.
  5. Shoji, Kenichi. Lessons from Japanese Experiences of Roles of Public and Private Sectors in Urban Transport (англ.) // Japan Railway & Transport Review : journal. — 2001. — December (vol. 29). — P. 12—18. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  6. The 51 busiest train stations in the world– All but 6 located in Japan ‹ Japan Today: Japan News and Discussion Архивная копия от 25 февраля 2017 на Wayback Machine. Japantoday.com. Retrieved on 2014-05-24.]
  7. 7,0 7,1 小野田, 1989.
  8. 8,0 8,1 8,2 青木, 2008, pp. 321-323.
  9. 9,0 9,1 和久田, 2010.
  10. 青木, 2008, pp. 327-238.

Литература

  • 青木栄一. 鉄道の地理学 (яп.). — WAVE出版, 2008. — ISBN 978-4872903768.
  • 和久田康雄. 駅のホテルと百貨店 // 世界の駅・日本の駅 (яп.) / 小池滋、青木栄一、和久田康雄. — 悠書館, 2010. — P. 107-125. — ISBN 978-4903487380.
  • 北河大次郎 (2010), 近代都市パリの誕生, 河出ブックス, 河出書房新社, ISBN 978-4-309-62417-4 
  • Ross, Julian (2000), Railway stations : planning, design and management I, Architectural Press, ISBN 0-7506-4376-5 
  • 小野田滋. 関西におけるターミナルビルの成立と発展 (яп.) // 鉄道ピクトリアル. — 鉄道図書刊行会, 1989. — 11月 (第39巻, 第11数). — 第41-49 頁.
  • 安藤恵一郎 (1989), 鉄道と建築, 鉄道ピクトリアル (鉄道図書刊行会) . — Т. 39 (11): 10-16 
  • 岩成政和 (2010), ターミナルの楽しみと思い出, 鉄道ピクトリアル (鉄道図書刊行会) . — Т. 60 (1): 10-18