Жанен, Жюль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жюль Жанен
фр. Jules Janin
Жюль Жанен. Фото Надара. Ок. 1856Жюль Жанен. Фото Надара. Ок. 1856
Дата рождения 16 февраля 1804(1804-02-16)
Место рождения Сент-Этьен, Франция
Дата смерти 19 июня 1874(1874-06-19) (70 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство Франция
Род деятельности прозаик, литературный критик, журналист
Язык произведений французский
Произведения на сайте Lib.ru

Жюль-Габриэль Жане́н (фр. Jules Janin; 16 февраля 1804, Сент-Этьен, департамент Луара — 19 июня 1874, Париж) — французский писатель, критик и журналист, член Французской академии.

Биография

Жюль Жанен родился 16 февраля 1804 года в Сент-Этьене в семье адвоката. Окончил престижный парижский лицей Людовика Великого.

С 1825 г. публиковал статьи во второстепенных периодических изданиях («Le Courrier des théâtres», затем «La Lorgnette»). С 1826 занялся политической журналистикой, сотрудничал, в числе прочих, с газетой «Le Figaro». Однако решающим для него стало поступление в редакцию газеты «Journal des Débats» в ноябре 1829 г.

Жюль Жанен

Поначалу он печатал заметки политического содержания, а с 1830 г. снискал себе славу театрального обозревателя. С 1836 Жанен заведовал отделом театральной критики этой газеты. В течение сорока лет он неустанно следил за развитием французского театра, часто проявляя большую проницательность: он первый заметил талант выдающейся трагической актрисы Рашели, способствовал успеху Понсара и Гонкуров и т. п.. При Второй Империи Жанен, не поддержавший новую власть, уехал из Парижа и перебрался на виллу в Пасси. 7 апреля 1870 года избран во Французскую академию. Жюль-Габриель Жанен умер 19 июня 1874 года в городе Париже.

Творчество

У Жанена не было строго выдержанной эстетической теории. Однако в целом он был привержен классическому вкусу, особенно ясно заявлявшему о себе в тех случаях, когда Жанен писал о Мольере или Мариво [1]. В 1840 г. критически отозвался о пьесе Бальзака «Вотрен», хотя восемь лет спустя воздал должное его мастерству романиста. Между тем считается, что некоторые черты личности Жанена запечатлены в образах журналистов в «Человеческой комедии», в том числе весьма малоприятного Этьена Лусто.

По легкости и изяществу стиля Сент-Бев ставил Жанена в один ряд с Дени Дидро и Шарлем Нодье.

Большинство драматических фельетонов Жюля Жанена было собрано в шеститомный труд под названием «История драматической литературы» (Париж, 1853 — 1858). Кроме того, он является автором романов «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829, рус. пер. 1831), «Исповедь» (1830), исторических романов — «Барнав» (1831) (о Людовике XVI, Марии-Антуанетте и Мирабо) и «Тулузская монахиня» (1850), цикла «Фантастические повести» (1832), ряда переводов Горация и Вергилия. Жанену принадлежат также перевод на французский язык романа С. Ричардсона «Кларисса Гарло» (1846), книг историко-этнографического характера.

На его стихотворение «Песня железных дорог» написал музыку Гектор Берлиоз (1845). Книга «Конец света и окончание „Племянника Рамо“» (1861) представляет собой продолжение известного сочинения Дидро и содержит оригинальную картину жизни французского общества XVIII века.

«Мертвый осел и гильотинированная женщина»

Самое известное из сочинений Жанена вышло в свет в апреле 1829 года.

"Жанен, ведя повествование от имени очевидца многих эпизодов из жизни героини, рассказывает, как из невинной, очаровательной девушки Генриетта превращается в безнравственное и преступное существо. Автор проводит читателя по ступеням падения героини, жизнь которой завершается позорной смертью на гильотине"

[2]

Как явствует из авторского предисловия, Жанен стремился создать пародию на черный роман, и в частности на произведения Анны Радклиф. «Тема смертной казни, тема страданий, которые причиняют человеку общество, подаются у него весело, насмешливо, юмористически» [3]. Но полемический пафос книги не исчерпывается готической традицией, писатель стремится отойти от присущего современной ему прозе установке на сенсационность и сфокусировать внимание на внутреннем мире человека.

Пушкин и Жанен

Интерес к Жанену как представителю «неистового романтизма» проявлял Пушкин. Роман «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» имелся в его библиотеке; Пушкин высоко отозвался об этой книге в письме княгине В.Ф. Вяземской (апрель 1830 г.), назвав ее «одним из самых замечательных сочинений настоящего времени». При этом следует учесть, что роман тогда выходил анонимно; Пушкин в этой связи ограничился замечанием: «его приписывают Гюго». В то же время деятельность Жанена-журналиста Пушкин оценивал более критично.

Современные исследователи усматривают влияние Жанена на «Пиковую даму» [4] и неоконченную повесть Пушкина «Мы проводили вечер на даче» [5].

Основные публикации на русском языке

Литература

Примечания

  1. Olivier Bara. Jules Janin. Дата обращения: 28 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
  2. Соколова Т.В. Многоликая проза романтического века во Франции. — СПб: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2013. — с. 57.
  3. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М.: Гослитиздат, 1947. С. 248.
  4. А.Б. Криницын. Пушкин и Жюль Жанен. Дата обращения: 28 марта 2020. Архивировано 27 марта 2022 года.
  5. Астафьева О.В. Пушкин и Жанен (К проблеме реконструкции замысла повести «Мы проводили вечер на даче» // Пушкин и его современники. Сборник научных трудов. СПб: Аакадемический проект, 2000. С.239-246.

Ссылки