Перейти к содержанию

Единая Россия (бронепоезд)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепоезд «Единая Россия»
«Единая Россия» на царицынском направлении, июнь 1919«Единая Россия» на царицынском направлении, июнь 1919
Принадлежность  Российское государство
Подчинение ВСЮР
Эксплуатация конец 1918 — март 1920
Участие в

Гражданская война в России

Современный статус не используется
Технические данные
Силовая установка паровая машина
Вооружение
Артиллерийское вооружение два 105-мм орудия (позже два 152-мм морских орудий), 120-мм орудие, 47-мм пушка
Пропагандистский плакат ВСЮР, 1919

«Единая Россия» (в оригинальном правописании «Единая Россія») — белый бронепоезд времён Гражданской войны.

История создания

Первый тяжёлый бронепоезд в Добровольческой армии. Создан 1 июля 1918 года на станции Тихорецкая из трофейных бронеплощадок как «Батарея дальнего боя», с 7 сентября 1918 года назывался «5-й Бронированный поезд», а с 16 ноября 1918 г. получил наименование «Единая Россия».

Вооружение: два 105-мм орудия, одно 120-мм и 47-мм пушка. Позднее две повреждённые бронеплощадки заменены новыми, со 152-мм морскими орудиями.

Боевое применение

Бронепоезд участвовал во 2-м Кубанском походе.

Бронепоезд Добрармии «Единая Россия»

Впервые в составе Добровольческой армии бронепоезд участвовал в овладении Кореновской.

«Единая Россия» дважды брала Армавир, участвовала в наступлении на Ставрополь, в наступлении в Донецком бассейне и в самой большой в мире боевой операции бронепоездов под Царицыном, куда была направлена на поддержку частей генерала барона П. Н. Врангеля.

В 1919 году бронепоезд был переброшен на московское направление. В ночь на 20 сентября участвовал во взятии городского вокзала в Курске.

Затем был направлен в тыл на борьбу с крестьянским восстанием, возглавляемым Нестором Махно. В бою у станции Софиевка «Единая Россия» была выведена из строя протаранившим её махновским паровозом. 12 ноября бронепоезд отбуксировали на Донбасс на станцию Енакиевка для ремонта, затем 10 декабря для продолжения ремонта в Новороссийск, на завод «Судосталь». Расформирован 12-го и оставлен 13 марта 1920 года при эвакуации Новороссийска. В марте 1920 года после оставления белыми города и эвакуации морем в Крым «Единая Россия» досталась без боя красным и так и не была восстановлена.

Возрождён в марте 1920 года в Крыму на базе 3-й батареи 1-го дивизиона морской тяжёлой артиллерии. С 16 апреля 1920 года входил в состав 1-го бронепоездного дивизиона. Оставлен 1 ноября 1920 года при эвакуации Севастополя.

Третья битва за Царицын

В ходе операции в июне 1919, закончившейся взятием города войсками Петра Врангеля, бронепоезд принимал активное участие, особенно отличившись 15-17 июня, когда после одновременной концентрированной атаки 17 танков Первого танкового дивизиона, сформированного в Екатеринодаре, и пяти бронепоездов: лёгких Орёл, Генерал Алексеев, Вперёд за Родину, Атаман Самсонов и тяжёлого Единая Россия, — была взломана оборона красных.[1]

Командиры

  • 1 июля 1918 — 7 апреля 1919 — полковник И. В. Скопин
  • 7 апреля 1919 — 3 ноября 1919 — полковник В. В. Карпинский
  • 3 ноября 1919 — 14 апреля 1920 — полковник В. И. Окушко
  • 14 апреля 1920 — 7 июня 1920 — капитан Б. Я. Смирнов
  • 7 июня 1920 — 24 августа 1920 — полковник В. И. Окушко
  • 24 августа — октябрь 1920 — полковник А. А. Зеленецкий
  • октябрь 1920 — полковник В. И. Окушко

См. также

Примечания

  1. А. Трембовельский 3-й отряд танков [командир полк. Миронович] под Царицыном. // Вооружённые силы на Юге России. Январь-июнь 1919 года / д.и.н. С.В. Волков. — М.: Центрполиграф, 2003. — С. 588-590. — 672 с. — ("Россия забытая и неизвестная. Белое движение в России", том 17). — 3000 экз. — ISBN 5-95-24-0666-1.

Ссылки