Иоанн Калита (бронепоезд)
Бронепоезд «Иоанн Калита» | |
---|---|
Принадлежность | Белое движение |
Эксплуатация | 1919—1920 |
Участие в | Гражданская война |
Технические данные | |
Вооружение | |
Артиллерийское вооружение | 1 107-мм, 1 127-мм и 1 152-мм пушки[1] |
Бронепо́езд «Иоа́нн Калита́» — тяжёлый бронепоезд Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) в 1919—1920 годах. Был назван в честь московского князя XIV века Иоанна Даниловича Калиты.
Формирование
Сформирован в феврале 1919 года в Екатеринодаре и Новороссийске и вступил в строй в марте того же года. Вместе с лёгкими бронепоездами «Генерал Корнилов» и «Офицер» был зачислен в состав 2-го бронепоездного дивизиона.
Участие в боях
Весной 1919 года бронепоезд «Иоанн Калита» участвовал в боях в Каменноугольном районе (Донбасс). В июне был переброшен на царицынское направление для содействия штурма войсками ВСЮР Царицына. В первых числах июля был возвращён в Харьков в состав Добровольческой армии, действовал на железнодорожных ветках Харьков—Полтава и Харьков—Лозовая и прикрывал наступление ВСЮР в сторону Полтавы. Затем был переброшен на линию Харьков—Ворожба. С августа содействовал наступлению 1-го Армейского корпуса ВСЮР вдоль железной дороги Харьков—Москва севернее Белгорода, участвовал в штурме Курска. В начале октября вместе с бронепоездом «Офицер» содействовал корниловцам при наступлении на Орёл и штурме города. В октябре 1919 — январе 1920 года отступал вместе с частями Добровольческой армии к Новороссийску[2][1].
Исследователь истории бронепоездов И. Дроговоз приводит следующие сведения об одном из эпизодов действий бронепоезда «Иоанн Калита»:[3]
В 1920 году в бою возле станции Бельманка бронепоезд Красной армии разогнал и толкнул в сторону врангелевского тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита», причинявшего много неприятностей большевикам, брандер, набравший при движении под уклон большую скорость.
Командир «Иоанна Калиты», обнаружив приближение брандера, приказал полным ходом отходить назад, к югу. Затем, остановив поезд, в короткий срок подготовил контрольную платформу, и разогнав, отцепил и толкнул её в сторону приближающегося брандера, а сам отошёл дальше на юг.
В результате столкновения с платформой брандер взорвался в 800-х метрах от бронепоезда, который остался невредимым. Пострадало только железнодорожное полотно: после мощнейшего взрыва осталась большая воронка, а рельсы были выворочены на протяжении 200 метров. «Иоанн Калита» уйдя на юг участвовал в последующих боях.
Бронепоезд был оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации Добровольческой армии[1].
Восстановление в Крыму
Тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» был заново сформирован в Крыму[1] в марте 1920 года на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжёлой артиллерии. Оставлен при эвакуации Керчи 1 ноября 1920 года.
Командиры
- полковник А. А. Зеленецкий (7 апреля 1919 — октябрь 1919)
- полковник В. З. Кунцевич (октябрь 1919 — март 1920)
- капитан В. И. Норенберг (март — ноябрь 1920)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Глава 3 Бронепоезда Гражданской войны. Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог
- ↑ Власов А. О бронепоездах Добровольческой армии
- ↑ Дроговоз И. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.
Литература
- Волков С. В. Белое движение в России. Организационная структура. — М., 2000.
- Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог — СПб. : Остров, 2005