Перейти к содержанию

Евфимий II Карма

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евфимий II
араб. يوثيميوس الثالث‎, греч. Ευθύμιος
Патриарх Антиохийский и всего Востока
1 мая 1634 года — 1 января 1635 года
Избрание 1 мая 1634 года
Церковь Антиохийская православная церковь
Предшественник Игнатий III
Преемник Евфимий III

Имя при рождении Абд аль-Карим
Рождение 1572(1572)
Хама, Сирия, Османская империя
Смерть 1 января 1635(1635-01-01)
Дамаск, Сирия, Османская империя
Епископская хиротония 12 февраля 1612 года

Евфимий II Карма, также известен как Евфимий III[1] (в миру Абд аль-Карим Карма, араб. يوثيميوس الثالث‎, греч. Ευθύμιος, 1572 — 1 января 1635) — патриарх Антиохийский и всего Востока (1634—1635). Патриаршество Евфимия II привело к почти сорокалетней гегемонии алеппской православной общины в Антиохийском патриархате[2]. С 1612 по 1633 год он был епископом Алеппо, сочетая в себе монашеский аскетизм, ораторское искусство, знание греческого языка и богословской литературы[3].

Деятельность Евфимия была связана с культурным подъёмом православных арабов XVII века, получившим название «мелькитский ренессанс». Представителями данного арабо-православного «ренессанса» являлись также ученики Кармы Мелетий ас-Сакизи и Мелетий аз-Заим. Будучи митрополитом Алеппо, Карма, получивший при хиротонии имя Мелетий, активно занимался исправлением арабоязычной богослужебной литературы в соответствии с греческими изданиями, переводами и написанием проповедей и посланий[4]. Исправление арабских богослужебных книг, проведённое Евфимием Кармой, было определённым аналогом церковной реформы патриарха Никона в Русской церкви. Однако в отличие от событий в России, нововведения Кармы не повлекли за собой потрясений в мелькитской среде, напротив, издания Кармы получили широчайшее распространение в Антиохийской церкви[5].

В бытность митрополитом Алеппо (1612—1633) Карма находился в хороших отношениях с католическими миссионерами, действовавшими в Сирии, и вёл переписку с Конгрегацией пропаганды веры по вопросу издания арабоязычных богослужебных книг в католических типографиях. Это привело к тому, что в католических кругах считали Евфимия перешедшим в католицизм и готовившим заключение унии Антиохийского патриархата с Римско-католической церковью[4]. В католической историографии возник тезис о поддержке Евфимием Кармой идеи унии с Римом[6], а также версия об его отравлении за прокатолические взгляды[7].

Биография

Ранние годы

Абд аль-Карим родился в Хаме в 1572 году в семье священника и в раннем возрасте лишился отца. На рубеже 1580—1590-х годов совершил паломничество в Святую землю и стал монахом в монастыре Саввы Освященного. В монастыре Абд-аль Карим выучил греческий язык и осознал изолированность арабской православной общины от христианского мира. В 1604 году он вернулся в Сирию, где был рукоположён во диакона, а затем во священника. 12 февраля 1612 года патриарх Антиохийской православной церкви Афанасий II Даббас?! посвятил его в епископа Алеппо с именем Мелетий[4].

Митрополит Алеппо

В период своего служения епископом Алеппо Мелетий вёл аскетический образ жизни: не участвовал в застольях, отказывался от подарков и молился по ночам. Мелетий выступал против роскоши, требовал от состоятельных мирян регулярных пожертвований в пользу бедных, осуждал ношение женщинами нескромной европейской одежды. Мелетий уделял большое внимание образованию священников своей епархии, активно занимался литературной деятельностью. Из-за многолетнего уклонения от выплаты положенных сборов епархией Алеппо Мелетий вступил в конфликт с патриаршим престолом Антиохийского патриархата в Дамаске. После смерти патриарха Афанасия II в 1619 году в Антиохийском патриархате возникло разделение, и начался затяжной конфликт между патриархом Игнатием III (которого поддерживал ливанский эмир Фахр-ад-дин II) и митрополитом Кириллом Даббасом (поддержанным пашой Триполи Юсуфом Сайфа[англ.])[4]. Антиохийский православный патриархат раскололся: епархии Триполийского эялета (Триполи, Аккар, Мармарита[англ.], Хама, Хомс), управлявшегося кланом Сайфа, приняли сторону Кирилла Даббаса, которого его сторонники называли патриархом Кириллом IV. Дамасская православная община и епископы из владений Фахр ад-Дина (Тир, Сидон, Бейрут) признавали патриархом Игнатия III[8]. В 1624 году Кирилл IV перебрался в Алеппо, однако Мелетий Карма игнорировал его и ни разу не сослужил с ним на литургии[4].

С момента прибытия Кирилла IV в Алеппо у Мелетия возник конфликт с ним. Кирилл организовал Собор с целью осуждения Мелетия, однако особых успехов не добился, так как, по-видимому, Мелетий пользовался популярностью у православной общины Алеппо. В мае 1625 года конфликт обострился, поскольку Кирилл привлёк на свою сторону османскую власть. Мелетий был вызван Кириллом на суд к бейлербею, требуя от митрополита Алеппо выплаты податей за 12 лет. Карма отказался и был приговорён к битью палками и тюремному заключению, однако вскоре был освобождён за значительный выкуп. 1 апреля 1626 года Кирилл организовал Собор, требуя от Мелетия вступить с ним в сослужение, однако Карма вновь отказался сделать это. 9 апреля 1626 года Карма отправился в Стамбул, чтобы заручиться поддержкой османских властей в борьбе против Кирилла. Кирилл IV вслед за Мелетием тоже отправился в столицу, однако итог соперничества архиереев неизвестен. В 1627 году Мелетий и Кирилл вернулись в Алеппо, где Карма вновь был приговорён местным османским судом к заключению в тюрьму. Через три дня митрополит Алеппо, заплативший денежный выкуп, был выпущен на свободу. В это же время после ослабления сторонников Игнатия III Кирилл IV перебрался из Алеппо в Дамаск. 1 июня 1628 года покровитель одного из патриархов-соперников Игнатия III эмир Фахр ад-Дин II по просьбе Кирилла организовал в селении Рас-Баальбек[англ.] Собор, который должен был разрешить спор двух патриархов. Мелетий Карма, будучи противником Кирилла IV (как и большинство из 11 участвовавших в Соборе епископов), принял участие в данном Соборе, итогом которого стало осуждение Кирилла Даббаса, его низложение и заключение в тюрьму, где вскоре он умер (возможно, был убит по приказу Фахр ад-Дина)[4].

Патриаршество

В начале 1634 года патриарх Игнатий III погиб в ходе подавления османскими властями мятежа Фахр ад-Дина[4]. Несмотря на соперничество дамасской и алеппской православных общин, репутация Мелетия как образованного пастыря привела к тому, что он стал кандидатом на патриарший престол. 23 апреля 1634 года он направился из Алеппо в Дамаск[9]. 1 мая 1634 года в Дамаске Мелетий Карма был возведён на Антиохийский престол с именем Евфимий. Однако в ноябре 1634 года Евфимий тяжело заболел и назначил своим преемником грека-иконописца Мелетия ас-Сакизи. 1 января 1635 года патриарх Евфимий Карма скончался[4].

Сочинения

Во время своего архиерейского служения Евфимий провёл масштабное исправление арабоязычных богослужебных книг на основе греческих изданий венецианских типографий, устраняя разночтения и отклонения от греческих образцов. К 1612 году он подготовил собственные версии Служебника, Синаксаря, Стихираря и Типикона, к 1628 году — Часослова, к 1633 году — Евхология. Тексты Евфимия Кармы завоевали значительную популярность в арабо-христианской среде, вытеснив прежние версии богослужебной литературы. Творения Кармы занимают значительное место в рукописных собраниях монастырей Антиохийской православной церкви. Переводы Служебника и Часослова, осуществлённые Евфимием II, легли в основу версий, изданных в XVIII веке антиохийскими патриархами Афанасием III и Сильвестром[англ.].

В 1617 году Мелетий Карма вступил в переписку с Римом по вопросу издания арабоязычных литургических книг в итальянских типографиях, которая, несмотря на успех, к практическим результатам не привела. В 1622 году Евфимий завершил арабский перевод Библии. Евфимий занимался также оригинальной литературной деятельностью. Он является автором проповедей, посланий, исторического произведения о православных митрополитах Алеппо и ряда других сочинений (бóльшая часть сохранилась в рукописях и не издана)[4].

Отношения с Римско-католической церковью

Будучи митрополитом Алеппо, Карма находился в хороших отношениях с католическими миссионерами, действовавшими в Сирии, и вёл переписку с Конгрегацией пропаганды веры по вопросу издания арабоязычных богослужебных книг в католических типографиях Европы. Это привело к тому, что в католических кругах считали Евфимия перешедшим в католицизм и готовившим заключение унии Антиохийского патриархата с Римско-католической церковью. Известно, что Мелетий приветствовал открытие школы в 1627 году в Алеппо католическими миссионерами и, став патриархом, предлагал открыть ещё одну школу в Дамаске[6]. Католические историки (в т. ч. авторы, принадлежащие к Мелькитской греко-католической церкви) XIX—XX веков называли Евфимия II «добрым католиком», а его смерть связывали с возможным отравление со стороны «греческих монахов», не согласных с его филокатолической ориентацией[4][7][10].

Мелькитский католический автор Абдалла Рахеб назвал патриарха Евфимия II «мучеником унии»[7]. Российский исследователь Константин Панченко считает, что усилия Евфимия II были направлены на интеграцию православных арабов в «византийское» культурное пространство, а от контактов с Римско-католической церковью он хотел получить лишь технические возможности книгопечатания европейских типографий[10].

Ведя переписку с Римом об издании арабской богослужебной литературы, Карма периодически делал заявления о возможности объединения Антиохийского патриархата с Римско-католической церковью. Однако переписка Мелетия результатов не дала. Миссия священника Пахомия, прибывшего в Рим в 1635 году (уже после смерти Кармы) с посланием патриарха об организации арабоязычного книгопечатания и с проектом заключения унии в итоге не была реализована[10].

Примечания

Литература

На русском языке
На английском языке
На французском языке
  • Nasrallah J. Euthyme II Karmé // Dictionnaire d'histoire et de géographie ecclésiastiques (фр.). — Paris: Letouzey et Ané, 1967. — P. 53—54.