Еврейский погром в Пулькау
Предполагаемое осквернение гостии спровоцировало волну погромов евреев в Пулькау в 1338 году. Эти погромы были первыми длительными межрегиональными беспорядками, которые привели к насилию против евреев на территориях Австрии.
Обвинение в осквернении гостии
В апреле 1338 года, согласно христианским летописям[1], между совпадающими Пасхой и Песахом (12 апреля) евреи в Пулкау украли гостию и спрятали её в доме. Гостия была обнаружена в доме еврея Маркварда (или Мерхлина), прожившего в Пулькау десять лет, и по просьбе народа пастор Пулькау перенес её в церковь для дальнейшего поклонения. В отмеску все евреи Пулькау были убиты и ограблены[2].
До XII века гостии, их предполагаемое осквернение и последующие чудеса, совершаемые ими, все ещё были в основном легендами о чудесах обращения, в повествовательных схемах которых христиане, отпавшие от веры или сомневавшиеся в ней, а также и иудеи были обращены чудесной деятельностью гостии. Благодаря распространению многочисленных мифов и путевых легенд мотив осквернения гостии уже был значительной частью христианских легенд, когда в XIII веке фокус начал существенно смещаться. Ещё в середине XII века из Англии начали распространяться обвинения в ритуальном убийстве вместе с легендой о Вильгельме Нориджском. Однако обвинения в том, что евреи либо воровали гостии, либо покупали их у непорядочных христиан с целью их осквернения, то есть «воспроизводили» смерть Иисуса, возникли в Париже, где первые обвинения в принесении в жертву гостии были выдвинуты в 1290 году. С самого начала евреев обвиняли в том, что они преступники и злодеи. В сегодняшней Австрии первые преследования из-за предполагаемого осквернения гостии относительно невелики, локальны и непродолжительны, но их можно проследить довольно рано и с самого начала они удивительно многочисленны. Например, в 1294 году в Ла-ан-дер-Тайя после предполагаемой кражи облатки, в Корнойбурге (1305 год) и 1306 году в Санкт-Пельтене.
Зависимость от герцогской защиты евреев поставила австрийских евреев во все более опасную ситуацию с началом преследований на рубеже XIV века. Первые гонения на евреев в Австрии были инициированы не духовным или светским человеком, а исходили от населения. Герцогская реакция на это зависела от сложившихся обстоятельств и поэтому могла быть самой разной. Не было никакого герцогского наказания для жителей суверенного города Корнойбурга, убивших местных евреев в 1305 году после осквернения гостии, устроенного местным священником. Однако, когда аналогичное преследование евреев произошло в следующем году в Санкт-Пельтене, которым правил Пассау, герцог Рудольф III ввёл войска, наложил на граждан высокий штраф и тем самым заявил претензии на власть против городского правления епископа Пассау[2].
Вспышки погромов и последствия
Поэтому, когда еврея в Пулькау обвинили в осквернении гостии на Пасху в 1338 году, население убило местных евреев. Это вызвало настоящую волну погромов евреев, приведшие к многочисленным жертвам не только в Нижней Австрии, но также в Богемии и Моравии. Особенно пострадали небольшие сельские поселения, в то время как еврейские общины в более крупных городах оставались под защитой, даже если, как в Вене, им пришлось покупать эту защиту за счет финансовых уступок гражданам.
Еврейские общины Вены, Винер-Нойштадта и Кремса пережили погромы без ущерба[2]. Однако христианские источники очень расплывчаты, когда дело доходит до названия мест, пострадавших от беспорядков. Например, Continuatio Mellicense и Annales Novimontense говорят о «многочисленных местах», где евреи были убиты христианами или покончили с собой ввиду своей судьбы, не делая, однако, прямой ссылки на Пулькау. Только «Анналы Цветленсе» сообщают о конкретных местах, а именно Рец, Цнаим, Хорн, Эггенбург, Клостернойбург и Цветтль, где было уничтожено еврейское население. Благодаря чешским историческим источникам, таким как хроники аббата Неплахо из Троппау и Франциска Прагенсиса, были также задокументированы гонения в Чешско-Моравском регионе[3].
Христианские источники содержат мало информации, в отличие от точного списка еврейского мартиролога. В так называемой «Нюрнбергской книге воспоминаний», созданной в 1296 году, перечислены места, в которых еврейские жители стали жертвами преследований, исходивших из Пулькау, и которые жестоко положили конец еврейским поселениям в городах австрийско-чешского приграничья: Пулькау, Эггенбург, Рец, Зноймо, Хорн, Цветтль, Раабс , Эрдберг, Ямниц, Фраттинг , Требич, Фельдсберг, Фалькенштейн , Хадерсдорф , Гарс , Растенфельд , Мистельбах , Вайтен , Эммерсдорф , Тульн , Клостернойбург , Пассау, Либиш , Санкт-Пельтен, Будвайс , Лаа, Часлау , Приховиц , Нейгауз , Дрозендорф и Филлах . Произведение, которое сам его автор называет Сефер сиккарон, то есть книга памяти, является старейшей из известных подобных мемориальных книг, входивших в инвентарь ашкеназских общин в Средние века и новое время, и содержит, среди прочего, мартиролог с именами тысяч евреев, большинство из них из немецкоязычных стран, убитых во время погромов между Первым крестовым походом и эпидемией чумы в середине XIV века[3].
Ввиду этого первого межрегионального погрома в Австрийском герцогстве герцог Альбрехт II обратился к Папе. Бенедикт XII затем поручил епископу Пассау расследовать это дело и, если обвинения в осквернении гостии оправдаются, наказать евреев. Но если они будут признаны невиновными, зачинщики преследований должны быть строго наказаны. Поразительно, что даже современные христианские источники считали экономические мотивы реальными причинами этих вспышек антиеврейского насилия, даже если преследователи пытались оправдать свои действия предполагаемым осквернением гостии. Большинство дворян, горожан и фермеров, у которых были большие долги, хотели сжечь свои долговые расписки или вернуть заложенное имущество, и они обычно убивали евреев, чтобы погасить свои долги[2][3].
В Австрийском герцогстве погром в Пулькау сделал очевидным пределы герцогской защиты евреев, особенно в более отдаленных небольших поселениях в сельской местности, где прямое герцогское вмешательство было едва ли возможно. Это привело к резкому сокращению еврейских поселений в Нижней Австрии: хотя крупные общины сохранились, многие более мелкие поселения исчезли полностью или, по крайней мере, на несколько десятилетий. В результате еврейские поселения, по-видимому, все больше концентрировались в окрестностях крупных городов, где люди были лучше защищены в чрезвычайных ситуациях, хотя во второй половине века снова появились свидетельства увеличения числа еврейских жителей в сельских городах[3].
Волны погромов в Пулькау ни в коем случае не были изолированным событием. В европейском контексте кровавые погромы Армледера начались в 1336 году, а жестокие волны убийств и грабежей прокатились по южногерманским общинам до 1338 года. Якобы чудо гостии в Пулькау послужило поводом для строительства церкви.
Примечания
- ↑ Chronicon Zwetlense Recentius. In: Hieronymus Pez (Hrsg.): Scriptores rerum Austriacarum veteres ac genuini, Tomus I/28, Wien 1743, Spalte 539. Online: Permalink; Direktlink auf Spalte 539.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Eveline Brugger. Von der Ansiedlung bis zur Vertreibung/ Kontakte und Konflikte; in: Geschichte der Juden in Österreich. — С. 123-227.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Die angebliche Hostienschändung in Pulkau 1338 und ihre Rezeption in der christlichen und jüdischen Geschichtsschreibung — Birgit Wiedl In: medaon. Magazin für jüdisches Leben in Forschung und Bildung 6 (2010)