С 1937 года стал принимать участие в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (1937) за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (работа 1936 года).
7 июля 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Воевал командиром взвода в составе 5-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения, в сентябре 1941 года преобразованной в 113-ю стрелковую дивизию. Участник битвы за Москву. В октябре 1941 года, как не имеющий военного образования, был переведён на должность художника редакции газеты «Отвага» 26-й резервной армии (с декабря 1941 года ― 2-я ударная армия) в звании интенданта 3-го ранга. Весной 1942 года вместе с частями армии оказался в Любанском котле. После выхода из окружения был направлен в отпуск по болезни. С сентября 1942 года по март 1943 года ― в резерве старшего политсостава Главного политического управления Красной армии. В марте 1943 года был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М. Б. Грекова в Москве, где работал до декабря 1960 года. Подполковник (1951). С мая 1961 года занимал должность старшего военного скульптора Центрального дома Советской армии имени М. В. Фрунзе.
В 1943 году выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 годаДениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона. В стенах студии окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве с большой силой реалистического обобщения воссоздал важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко имели значение героического символа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 204/80 от 06.08.1946 года капитан интендантской службы Е. В. Вучетич был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени[4].
Однако несмотря на послевоенное награждение, есть серьёзное сомнение в том, что его переаттестация из интенданта 3-го ранга с получением равного воинского звания «капитан интендантской службы», введённого в марте 1942 года, была оформлена должным образом. Вот как эпизод несостоявшегося неприятного разбирательства описывает его пасынок, историк искусств Игорь Евгеньевич Светлов:
Как-то мать вызвала меня. На ней не было лица: «Я не знаю, что мне делать. Жуткая история: Евгению Викторовичу хотели присвоить новое звание. Но когда в Политуправлении Армии стали просматривать документы предшествующих отличий, выяснилось, что документов о присвоении Вучетичу каких-либо званий в годы войны нет». Единственное, что подтверждали фотографии, — он был художником фронтовой газеты. Потрясённая всей этой ситуацией, мать ожидала неприятного разбирательства. Но когда изображение памятника в Берлине обошло все газеты, а его автору была присуждена Сталинская премия первой степени, оно полностью исключалось.
— Светлов, И. Е.В орбите культа. Разрыв // Рельеф памяти. — М.: Канон-плюс, 2017. — С. 78. — 296 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88373-028-2.
Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы социалистического реализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянёмся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста[6].
Изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы войны.
Член Президиума АХ СССР, секретарь отделения скульптуры (1957—1966), член Президиума (1968—1970). Вице-президент Академии художеств СССР в 1970—1974 годах.
Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы организовал собственную художественную мастерскую. После смерти скульптора на её территории сохранились макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», а также неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения.
Мать — Анна Александровна Вучетич (урождённая Датченко[9], 1890—1965) имела французские корни[10].
Два сына от первого брака:
Виктор Евгеньевич Вучетич (1935—?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».
Вторая жена — Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус), искусствовед, автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ.
Сталинская премия первой степени (1947) — за памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946)
Сталинская премия второй степени (1948) — за скульптурный портрет гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова (1947)
Сталинская премия второй степени (1949) — за создание скульптурных портретов дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина и Героя Социалистического Труда Н. Ниязова
В 1946 году скульптор был назначен руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинскомТрептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы скульптора.
Аллея саркофагов.
«Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.
В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура заняла новое место на территории мемориального комплекса «Соборная гора» (также в Серпухове).
В 1953 году в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала, — в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом, — был установлен Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Л. М. Поляков).
В 1957 году скульптор стал автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Название статуи — призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни — взято из Ветхого завета (Ис.2:4, Иоил.3:10, Мих.4:3), где предсказывается, что народы мира перестанут воевать, а оружие переделают в плуги и серпы.
Копия статуи сейчас находится в парке филиала Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в 1962 году в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центральным домом культуры (ЦДК). Ещё одна авторская копия статуи «Перекуём мечи на орала» находится в Волгограде, у проходной завода «Газоаппарат». Скульптура подарена автором заводчанам за их вклад в дело возведения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. В одном из цехов завода располагалась мастерская, в которой мастер занимался изготовлением элементов мемориала. Там же скульптор ваял с натуры голову главной скульптуры мемориала Матери-Родины.
На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать» (автор Е. В. Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.
«Память поколений» — многофигурная композиция горельеф (длина — 17 м, ширина — 3 м, высота — 8 м).
«Стоять насмерть» (высота — 16,5 м).
Стены-руины (длина — 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
«Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4×1 м, высота скульптур — около 6 м).
Зал Воинской славы, с рукой, держащей горящий факел, посередине.
Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота — 11 м).
Все скульптуры комплекса, включая главную, изготовлены из бетона.
Монета Банка России — Серия: «Международные отношения», 50-летие ОНН, 50 рублей, золото, реверсПамятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский ЗаводКалужской обл (1953; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев)[19];
Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954; арх. Я. Б. Белопольский);
Фонтан возле Ростовского АТД имени М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окружённых фигурами лягушек и черепах.
В 1958 году скульптор стал автором (архитектор Г. А. Захаров) известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет находился на одноимённой площади (ныне — Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.
22 августа1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти М. С. Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета[22] и перенесён[23] в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация[24].
Памятник В. И. Ленину, Волго-Донской канал, Волгоград
1970—1973. Решение о строительстве памятника В. И. Ленину было принято коллегией Министерства культуры РСФСР в канун празднования 100-летия со дня рождения вождя. В 1952 году, когда Волго-Донской судоходный канал был только построен, недалеко от его первого шлюза на высоком постаменте был сооружён гигантский памятник вождю страны Советов, — И. В. Сталину. Проект возглавлял Е. В. Вучетич (архитектор Л. М. Поляков). Монумент закончили в кратчайшие сроки, на отливку фигуры «отца народов» пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений Алмалыка и Джезказгана. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. 26-метровый Сталин, одетый в привычный френч и увенчанный фуражкой, задумчиво смотрел вдаль реки, крепко сжав в руках свернутую в рулон партийную газету. В ходе процесса десталинизации, начатого XX съездом КПСС в 1956 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной[25]. Несколько лет спустя скульптора снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор, вероятно, раздражённый варварским отношением к его предыдущему произведению, предложил всё сделать достаточно скромно — увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что скульптора долго уговаривал лично директор Вартан Чмшкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост[26]. Материалом для скульптуры послужил облегченный железобетон, то есть была применена та же технология, что и при создании монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Торжественное открытие памятника В. И. Ленину состоялось в 1973 году. При высоте скульптуры в 27 метров, а постамента — в 30 метров, она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку[25].
Сочинение
Художник и жизнь. М., 1963.
Память
В память о скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская скульптора, стала носить его имя, о чём свидетельствует памятная табличка на одном из домов.
На доме 9А по переулку Сивцев Вражек (Москва), где скульптор жил в 1972—1974 годах, установлена мемориальная доска.
В 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС Москвы (ныне — Префектура Северного административного округа) был открыт памятник-бюст Е. Вучетичу работы скульптора З. И. Азгура.
В Днепре (Украина) именем скульптора названы площадь[27] и Государственное художественное училище[28].
Мемориальная доска в Москве; Сивцев вражек, 9
Мемориальная доска в Ростове-на-Дону; Университетский переулок, 113
Памятник-бюст в Москве. Скульптор З. И. Азгур, 1981 год
Могила на Новодевичьем кладбище в Москве
Воспоминания
Шевцов И. М. Евгений Вучетич // Шевцов И. М. Голубой Бриллиант. Соколы. — М.: Голос-Пресс, 2008. — С. 248—265.
↑25 октября1948 года Совет Министров СССР постановил возобновить работу ВСХВ с 1950 года. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ А. Ф. Жуков, на должность главного скульптора был приглашён Вучетич, который, в свою очередь, пригласил скульптора А. В. Пекарева стать своим заместителем
↑Евгений Волокитин.Голос Мамаева кургана (неопр.). Вести.ru (22 июня 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015. Архивировано 25 декабря 2014 года.
↑Колесов Владимир, Ершова Лариса. Фильм "Страницы Сталинградской битвы" и его авторы // "Реквием" : Российский ритуально-духовный журнал. — Санкт-Петербург: Издательство Александра Сазанова, 2014. — № 4 (105). — С. 4—14.
↑Н. Ф. Ватутину // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 180—181. — 318 с.
↑А. М. Василевскому // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 180. — 318 с.
↑Г. К. Жукову // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 194. — 318 с.