Ибн-Хабиб, Иосиф (иначе Иосиф Хабиба) — испанский талмудист 15 в., ученик Ниссима б.-Реубен Геронди, которого он часто цитирует под аббревиатурой רנבר; И.-X. также называет своим учителем Хасдаи. И.-Х. — автор комментария к «Halachoth» Исаака Альфаси, под заглавием «Nimmuke Joseph» (Константинополь, 1569), напечатанного вместе с текстом Альфаси подобно комментарию р. Ниссима Геронди (ר״ן). Вопреки мнению Конфорте (Kore ha-Doroth, 26a), будто И.-X. комментировал лишь те трактаты, которые были пропущены р. Ниссимом, Азулаи утверждает, что «Nimmuke Joseph» обнимает всего Альфаси, что комментарий этот издан не целиком и что приписываемые р. Ниссиму комментарии к «галахот» на Моэд Катан и Маккот принадлежат перу И.-Х. Комментарии И.-X., как почти все комментарии к Альфаси, занимаются не столько толкованием текста «Halachoth», сколько толкованием текста Талмуда; И.-Х., кроме того, часто дополняет Альфаси талмудич. текстом. И.-Х. также составил комментарий на «Halachoth Ketanoth» Исаака Альфаси. По словам Азулаи, И.-Х. написал новеллы на весь Талмуд; из них изданы лишь к 3 трактатам, причем к Кетубот и Недарим включены в «Ische Adonai» (Ливорно, 1795), а к Шебуот — в «Beth ha-Bechira» Менахема Меира (ib., 1795). Ибн-Яхья снабдил комментарий И.-Х. к Альфаси глоссами и примечаниями. — И.-Х. не был сторонником популистского метода, а всячески старался логически осветить галаху, поэтому его произведение чаще всего приводится кодификаторами, в особенности Иосифом Каро. Сверх того, сочинение И.-Х. служит источником для ознакомления со взглядами древнейших исследователей галахи, напр. Адрета, Ниссима (ר״ן) и Ишбили (ריטבא), ибо И.-Х. в своем труде черпал не только из их письменно изложенных галахических исследований, но и пользовался устной передачей их учеников и слушателей. — Ср.: Jew. Еnс., ІV, 124; Azulai, s. v.; Cassel, в Ersch u. Gruber, II, ч. 31, стр. 73; Fünn, KI., 470; Weiss, Dor, V, 164; Steinschneider, Cat. Bodl., col., 1449; Fürst, BJ., I, 153.
А. Драбкин.19.