Дормиторий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дормиторий в аббатстве Сенанк.

Дормиторий (лат. dormitorium) — спальное помещение монахов в католическом монастыре. Французское название — дортуар, древнерусское — одрины[1][2]. Дормиторием называли как общее спальное помещение, так и ту часть монастыря, где находились кельи (от лат. cella — маленькая комната) монахов.

Если в первых монастырях монахи, по сохраняющейся со времен отшельничества традиции, проводили большую часть своего времени в уединении, в отдельных кельях, и собирались вместе только в церкви и в трапезной, и то не каждый день, то с начала VI века общее пространство монастыря расширяется и появляется общая спальня — дормиторий. Церковный собор в Туре в 567 году уже запрещал жить в кельях или хранить там личное имущество, а св. Бенедикт хотя допускал наличие не одного дормитория, а нескольких, но лишь для особо крупных монастырей. Тем не менее отдельные кельи продолжали существовать и в VIII в., и снова стали относительно распространенными в общежитийных организациях еремитов X—XI вв.[3]

В VI—IX векаx, прежде всего на основе бенедиктинского устава, складывается общепринятое для большинства западно-европейских монастырей-аббатств устройство помещений, включающее в себя, возводимые с определенной стороны внутреннего двора-клуатра четыре отдельных крыла. Одним из таких крыльев, наряду с часовней, трапезной и капитулом, был спальный корпус — дормиторий, чаще всего в виде двух-нефного зала; у монахов-картезианцев, вместо общего спального зала строились ряды келий.[3][4][5][6][7]

В Средние века все монахи (монахини) спали в монастырях в большом общем спальном зале — дормитории на полу, покрытом соломой, на циновках, тюфяках или на скромных кроватях; спали они в одежде, «чтобы всегда быть наготове и по данному знаку без промедления встать». Всю ночь в дормитории горела свеча. Из дормитория лестница вела прямо на церковные хоры. Так монахи напрямик попадали к месту своих ночных молитв. В крупных аббатствах дормитории могли достигать значительных размеров, так в аббатстве Побле был дормиторий 66 на 12 метров.[8][9] В некоторых средневековых монастырях отхожие места примыкали к дормиторию и именовались «reredorter» (буквально — «в задней части дормитория»)[10].

Только у некоторых аббатов (аббатис) были собственные спальные комнаты — кельи, выделялись отдельные кельи для каноников. Монахи могли стремиться получить хоть какое-то уединение, бороться против общих спален (по замечанию историка и социолога Лео Мулена[фр.] — «Разве люди Средневековья, не знавшие одиночества, не страдали оттого, что все время спали друг у друга в ногах?»), недовольство общей спальней фиксируется в отчетах. Однако разделение дормитория на отдельные спальные места с помощью занавеса или деревянных ширм появилось лишь в XIII веке, когда по причине малонаселенности монастырей монахи получили некоторые послабления. С XIV века ширмы и панели становятся привычными в интерьере монастырей. Однако переход из дормитория в кельи не был гладким, так, Папа Бенедикт XII приказал под угрозой отлучения разрушить все кельи, построенные в монастырях цистерцианцев.[9]

Позднее монахи получили настоящие отдельные комнаты, хотя в большинстве монастырей отдельные комнаты появились лишь в XX веке. В некоторых монашеских орденах (например — у траппистов) общие дормитории сохранились и посейчас.

В настоящее время дормиториями также называют комнаты в молодёжных хостелах, где сдаются отдельные спальные места; oбычно в дормиториях от 4 до 16 спальных мест, зачастую в виде двухъярусных кроватей.[11][12]

В книге «Гарри Поттер и философский камень» в школе волшебников Хогвартс также имелся дормиторий (dormitory) для учащихся[13].

Примечания

  1. А.А. Азаров. Dormitorium // Большой англо-русский словарь религиозной лексики. — 2-е изд. — М.: "ФЛИНТА", 2014. — С. 252.
  2. Дормиторий. Словарь архитектурно-реставрационных терминов. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
  3. 3,0 3,1 H. Ф. Усков. Монастырь // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2003.
  4. Монастыри // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Аббатство : [арх. 22 декабря 2022] / Алтухова Н. И., Шукурова А. Н. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 13. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  6. И. А. Любимцев, В. Н. Алехин. Краткая история английской архитектуры. — Екатеринбург. — Изд-во Урал. ун-та, 2015. — С. 69.
  7. Десмонд Сьюард. Монахи войны. История военно-монашеских орденов от возникновения до XVIII века. — Центрополиграф, 2018. — P. 103,110,112.
  8. Л.П.Карсавин. Гл. III, Бенедикт и его устав. — В: Монашество в средние века // Символ. — 1991. — № 25 (июнь). — С. 39—157.
  9. 9,0 9,1 Лео Мулен. Гл. VI, Белый убор монастырей // Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) = La vie quotidienne des religieux au Moyen Age. X-XV siecle / пер. Чеснокова Татьяна.. — М.: Молодая гвардия, 2002. — ISBN 5-235-02450-8.
  10. Туалетные комнаты в истории Великобритании: 10 заслуживающих внимания мест. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
  11. Дормиторий — статья из Универсального русско-английского словаря (2011)
  12. Что такое дормиторий?. Все о туризме (20 ноября 2015). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
  13. Rowling J. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone. — N. Y., 1998. P. 114

Литература

Ссылки