Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и Ираном | |
---|---|
![]() | |
Дата подготовки | 19 января 2022 года[1] |
Дата подписания | 17 января 2025 года |
Место подписания |
|
Вступление в силу | через 30 дней после ратификации |
• условия | действует 20 лет, автопродление на последующие пятилетние периоды |
Подписали |
Владимир Путин Масуд Пезешкиан |
Стороны |
|
Статус | на стадии ратификации |
Язык | русский, персидский, английский[2] |
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран — международный договор, подписанный 17 января 2025 года в Москве[2].
Отношения России и Ирана базировались на Договоре об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, подписанном в 2001 году и автоматически продлевавшемся каждые пять лет. В последние годы, однако, Москва и Тегеран пришли к выводу, что этот документ уже не отвечает новым геополитическим реалиям и более высокому уровню сотрудничества. Активная работа над новым договором началась в январе 2022 года после визита Эбрахима Раиси в Москву.
История
17 января 2025 года в Кремле состоялись переговоры президента России Владимира Путина с президентом Исламской Республики Иран Масудом Пезешкианом, который прибыл в Россию с официальным визитом.
С российской стороны во встрече приняли участие министр иностранных дел Сергей Лавров, заместитель председателя правительства, спецпредставитель президента по развитию МТК «Север — Юг» Виталий Савельев, помощник президента Юрий Ушаков, посол России в Иране Алексей Дедов, министр энергетики, сопредседатель постоянной Российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Сергей Цивилёв.
По окончании переговоров В. Путин и М. Пезешкиан подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. Соглашение подписано в условиях усиления западного давления на оба государства и охватывает все сферы двустороннего сотрудничества.
Содержание
Договор состоит из преамбулы и 47 статей.
Треть документа посвящена вопросам двустороннего военно-технического сотрудничества (от обмена военными делегациями, захода военных кораблей в порты друг друга и подготовки военных кадров до проведения совместных военных учений и сотрудничества в противодействии общим угрозам) и международной безопасности (сотрудничество в области контроля над вооружениями и нераспространения и взаимодействие в области международной информационной безопасности). Отдельным пунктом (статья 12) подчёркивается, что Москва и Тегеран будут способствовать «упрочению мира и безопасности в Каспийском регионе, Центральной Азии, Закавказье, на Ближнем Востоке» и сотрудничать, чтобы предотвратить «вмешательство в указанные регионы и дестабилизирующее присутствие там третьих государств».
В отличие от заключённого в 2024 году Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве России с КНДР, в соглашении с Ираном нет пункта о том, что «если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая сторона незамедлительно окажет [ей] военную и иную помощь». В статье 3 прописан иной механизм взаимодействия: если одна из сторон «подвергнется агрессии», другая «не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии». Такая договорённость действовала и раньше — соответствующая формулировка содержалась в российско-иранском Договоре об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества от 2001 года. В новом договоре также отмечается, что Россия и Иран обязались не допускать использования своих территорий «в целях поддержки сепаратистских движений и иных действий, угрожающих стабильности и территориальной целостности, а также враждебных действий в отношении друг друга»[3].
В статье 19 подробно изложен механизм взаимодействия в отношении санкций («односторонних принудительных мер, в том числе экстерриториального характера»):
- Стороны будут противодействовать применению таких односторонних принудительных мер и считают их введение «международно-противоправным и недружественным деянием»; Стороны будут координировать усилия и поддерживать многосторонние инициативы, нацеленные на исключение практики применения таких мер в международных отношениях, руководствуясь в том числе Декларацией Российской Федерации и Исламской Республики Иран о путях и средствах противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий односторонних принудительных мер от 5 декабря 2023 года.
- Стороны гарантируют неприменение односторонних принудительных мер, направленных прямо или косвенно на одну из Договаривающихся Сторон, её физических и юридических лиц или их собственность, товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
- Стороны будут воздерживаться от присоединения к односторонним принудительным мерам в отношении другой Стороны.
- В случае введения в отношении одной из Сторон односторонних принудительных мер любой третьей стороной, Стороны предпримут практические усилия для снижения рисков, устранения или минимизации прямого и косвенного воздействия таких мер на взаимные экономические связи, физических и юридических лиц Договаривающихся Сторон или их собственность, товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Стороны также предпримут шаги по ограничению распространения информации, которая может быть использована третьей стороной для введения и эскалации таких мер.
В документе также имеются статьи о сотрудничестве в таких сферах, как торговля и экономика, транспорт, мирное использование атомной энергии, здравоохранение, образование, освоение космоса, культурные обмены и пр.
Оценки
Внешнеполитические аспекты
Согласно дипломатическим источникам Ирана, необходимость подписания сторонами «союза» обусловлена их намерением противостоять общим вызовам Запада, к которым, в частности, относятся влияние США на ситуацию в Каспийском регионе и политическая нестабильность в Западной Азии. Сближение России и Ирана также обусловлено ужесточением западных санкций против Ирана и России. Соглашение будет способствовать взаимодействию в условиях рестрикций и поддержке друг друга на международных форумах, недопущению враждебных действий третьих стран[4].
По мнению специалиста Института Ближнего Востока Сергея Балмасова, стратегическое партнёрство Москвы и Тегерана гарантируют незаключение ими сепаратных сделок с Западом, способных ущемить интересы одной из сторон. В частности, Россия явно сигнализирует, что не допустит восстановления антииранских санкций Совета Безопасности ООН, связанных с развитием ядерной программы Тегерана. Символично подписание соглашения буквально накануне инаугурации президента США Дональда Трампа, который очевидно настроен резко против Ирана и даже рассматривает возможность нанесения ударов по Исламской Республике, чтобы «не допустить создания ей ядерного оружия». Подписанием соглашения с Тегераном перед ожидающимися американо-российскими переговорами по Украине Москва дополнительно гарантирует, что не собирается приносить в жертву интересы Ирана[4].
Для Ирана представляется выгодным и наличие в договоре пункта о территориальной целостности ввиду оспаривания Объединёнными Арабскими Эмиратами принадлежности Тегерану трёх островов в Персидском заливе. Подписание соглашения о стратегическом партнёрстве будет иметь значение и для отношений обоих государств с Турцией, позиции которой в последнее время заметно усилились в связи со сменой власти в Сирии и успехов близкого союзника Турции — Азербайджана — в противостоянии с Арменией, что создаёт определенные угрозы интересам Ирана и России на Кавказе и в ближневосточном регионе. Соглашение позволяет рассчитывать на восстановление баланса сил в регионе[4].
Оборонное сотрудничество
Один из важнейших аспектов двусторонних отношений — взаимовыгодное оборонное сотрудничество. Для Ирана это имеет особенное значение ввиду усиления антииранских действий Израиля и США. Иран хочет получить современное российское оружие, включая системы ПВО и истребители Су-35, для отражения возможного нападения. Документ о стратегическом партнёрстве выгоден и для Москвы. По некоторым данным, Тегеран в 2024 году стал третьим по величине импортёром российского оружия после Индии и Китая. В 2023 году замминистра обороны Ирана генерал Махди Фарахи подтверждал приобретение Ираном российских ударных вертолётов Ми-28, истребителей Су-35 и учебно-боевых самолётов Як-130. При этом важно отметить, что подписанное соглашение не предусматривает формирования военного союза двух государств[4].
По словам посла Ирана в Москве Казема Джалали, в отличие от других межгосударственных соглашений в сфере международной безопасности, подписанных Россией в 2024 году (Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики и Договор с Белоруссией о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства), у российско-иранского соглашения иная природа: эти договоры «установили партнёрские отношения в ряде областей, которых мы особо не касались. Независимость и безопасность нашей страны, а также опора на собственные силы крайне важны. Мы не заинтересованы в присоединении к какому-либо блоку. За 45 лет мы заплатили [высокую] цену за независимость Исламской Республики Иран», — отметил посол[5].
На Западе Тегеран обвиняют в предоставлении России ударных БПЛА, используемых для нанесения ударов по украинской инфраструктуре. Россия эти обвинения отрицает. В сентябре 2024 года западные информационные агентства утверждали о поставках России современных иранских баллистических ракет малой дальности Fath 360 и комплексов противоракетной обороны Arman, а в октябре 2024 года американские источники обвинили Россию в предоставлении разведданных иранским союзникам — йеменским хуситам, «для атак на мировое судоходство»[4].
Экономическое сотрудничество
Особое место в соглашении уделяется экономике, в частности сотрудничеству в сфере энергетики. Тегеран рассчитывает, что поставки газа из России позволят обеспечить его энергетическую безопасность и превратят Исламскую Республику в газовый хаб. Несмотря на наличие у Тегерана вторых по величине газовых запасов в мире, ему не хватает собственных объёмов добываемого газа[4].
Стороны также намерены реализовать крайне проект создания транспортного коридора «Север — Юг», благодаря которому Иран рассчитывает укрепить своё значение в качестве одного из основных транзитёров товаров и услуг между странами ЕАЭС и Южной Азии, а Россия получит гарантированный доступ к международным рынкам, что особенно важно в условиях западных санкций. Перспектива создания транспортного коридора «Север — Юг» вызывает озабоченность у США и их союзников[4].
См. также
Примечания
- ↑ Визит президента Ирана в Москву: стратегические колебания . Российский совет по международным делам (28 января 2022).
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Президент России, 17.01.2025
- ↑ Россия и Иран решили в случае нападения на одного из них не помогать агрессору. ТАСС, 17.01.2025
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Соглашение подписано: что даст России и Ирану стратегическое партнёрство
- ↑ Россия и Иран заключили договор о стратегическом партнерстве. РБК, 17.01.2025
Ссылки
- РФ и Иран заключили договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве // агентство «Анадолу», 18.01.2025