Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики — международный договор, подписанный 19 июня 2024 года в Пхеньяне.

Россия и КНДР договорились оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии против одной из сторон, выработать систему совместных мер для укрепления оборонного потенциала, а также сотрудничать по широкому кругу вопросов — от наращивания двусторонней торговли до исследований в области космоса и сфере искусственного интеллекта.

Соглашение, состоящее из 23 статей, носит бессрочный характер.

История

19 июня 2024 года по итогам российско-корейских переговоров во время государственного визита президента России в Пхеньян Россия и КНДР заключили Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Свои подписи под документом поставили президент РФ Владимир Путин и председатель государственных дел КНДР Ким Чен Ын.

Как пояснил помощник президента России Юрий Ушаков, подписанный документ является продолжением ранее подписанных внешнеполитических документов между двумя государствами — Договора о дружбе и взаимной помощи 1961 года, Договора о дружбе и добрососедстве в сотрудничестве 2000 года, Московской и Пхеньянской деклараций 2000 и 2001 годов. По словам Ушакова, необходимость в новом документе обусловлена глубокой эволюцией геополитической обстановки в мире и регионе, а также произошедшими в двусторонних отношениях РФ и КНДР качественными изменениями за последнее время. Юрий Ушаков отметил, что новый документ соблюдает все основополагающие принципы международного права, не носит никакого конфронтационного характера и не направлен против каких-то стран, а нацелен на обеспечение большей стабильности в регионе Северо-Восточной Азии[1].

Текст Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, подписанного лидерами РФ и КНДР Владимиром Путиным и Ким Чен Ыном, опубликовало Центральное телеграфное агентство Кореи на корейском языке.

Содержание

Оборона и военная помощь

Стороны договорились оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии. «В случае если одна из сторон подвергнется вооружённому нападению со стороны одного или нескольких государств и окажется в состоянии войны, другая сторона немедленно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в её распоряжении средствами и в соответствии с законами РФ и КНДР, 51-й статьей Устава ООН», — говорится в 4-й статье Договора[2]. Это положение почти полностью идентично ст. 1 Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНДР от 1961 года, за исключением упоминания Устава ООН и внутренних законов России и Северной Кореи, отмечает южнокорейское издание Yonhap. Глава российского МИДа Сергей Лавров накануне заявил, что в новой статье отражена «исключительно оборонительная позиция». «Если кто-то видит в этом некие неправомерные устремления, против этой статьи можно возражать только тем, кто планирует агрессию в отношении КНДР или Российской Федерации», — считает министр[3].

Согласно ст. 3, в случае прямой угрозы вооруженной агрессии против Москвы или Пхеньяна стороны должны «согласовать возможные практические меры по координации позиций друг друга в соответствии с запросами любой из сторон и обеспечить сотрудничество в устранении угрозы», немедленно начнутся двусторонние переговоры. Ст. 5 запрещает Москве и Пхеньяну заключать соглашение с третьей страной, которое «угрожает суверенитету и безопасности другой стороны»; Россия и КНДР «не могут позволить третьей стране использовать свою территорию с целью посягательства на суверенитет, безопасность и неприкосновенность территории другой стороны»[3].

Ст. 8 включает положение о «создании систем для принятия совместных мер с целью укрепления оборонного потенциала для предотвращения войны и обеспечения регионального и международного мира и безопасности»[3].

Стратегические угрозы и новый мировой порядок

Россия и КНДР стремятся к тому, чтобы установить глобальную стратегическую стабильность и новый справедливый международный порядок, говорится в 2-й статье договора. Для этого стороны будут «поддерживать тесную связь друг с другом и укреплять стратегическое и тактическое сотрудничество»[2].

Москва и Пхеньян обещают не применять друг против друга «односторонние принудительные меры, в том числе меры экстерриториального характера», и считают их незаконными и противоречащими Уставу ООН (ст. 16). Страны договорились вместе бороться с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью (ст. 17), а также сотрудничать в области информационной безопасности (ст. 18)[3].

Две страны также будут сотрудничать для совместного реагирования на стратегические угрозы в таких сферах, как продовольственная и энергетическая безопасность, безопасность в области информационных и коммуникационных технологий, изменение климата, здравоохранение и цепочки поставок, отмечается в 9-й статье документа[2].

Космос, торговля и СМИ

Москва и Пхеньян будут поощрять совместные научные исследования, в том числе в сферах мирного атома и космоса. «Стороны будут активно стимулировать совместные исследования и развивать сотрудничество и обмены в различных научно-технических областях, в том числе в сферах космоса, биологии, мирного атома, искусственного интеллекта, информационных технологий», — говорится в 10-й статье договора[2].

Кроме того, обе стороны «стремятся увеличить объем двусторонней торговли и создать благоприятные условия для экономического сотрудничества в таких областях, как таможня, финансы», отмечается в той же статье. Подчеркивается, что две страны будут обеспечивать поддержку специальным или свободным экономическим зонам РФ и КНДР, а также организациям, работающим в этих зонах[2].

Россия и КНДР также условились активизировать сотрудничество в сфере СМИ и информационных технологий, направленное на противодействие недостоверной информации и информационным провокациям, говорится в 20-й статье документа[2].

Широкий фронт сотрудничества

Несколько статей договора посвящены развитию приграничного сотрудничества, проведению совместных мероприятий, укреплению обменов в областях образования, здравоохранения, спорта, культуры и туризма. Также они касаются взаимного признания сертификатов качества, защиты интересов юридических и физических лиц, сотрудничества между законотворческими и правозащитными учреждениями, кооперации в области информационной безопасности[2].

Реакция

Как сообщило южнокорейское агентство Рёнхап, Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея выразило сожаление по поводу того, что РФ и КНДР, «несмотря на многочисленные предупреждения от международного сообщества, заключили договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве и открыто упомянули военно-техническое сотрудничество, которое напрямую нарушает резолюции СБ ООН», — заявил представитель МИД Южной Кореи Лим Су Сок. Он добавил, что Южная Корея готова реагировать на любые действия, которые ставят под угрозу её безопасность. Для этого она будет сотрудничать с международным сообществом, в том числе своими союзниками и партнёрами[4].

Как сообщило агентство Yonhap со ссылкой на советника по национальной безопасности Южной Кореи Чан Хо Чжина, власти Южной Кореи пересмотрят свою позицию по поставкам оружия на Украину из-за подписанного Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Речь идёт о пересмотре отказа Сеула от передачи Киеву летального оружия, уточнил он. «Правительство выражает серьёзную обеспокоенность и осуждает подписание соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Северной Кореей и Россией, которое направлено на укрепление взаимного военного и экономического сотрудничества», — сказал Чан Хо Джин на брифинге. Он подчеркнул, что любое сотрудничество, которое прямо или косвенно способствует военному усилению КНДР, является нарушением резолюций Совета Безопасности ООН, и пообещал принять соответствующие меры[5].

21 июня посол России Георгий Зиновьев был вызван в МИД Южной Кореи, где ему был заявлен протест в связи с заключением Договора. Заместитель главы МИД Ким Хон Гюн сообщил Зиновьеву, что с точки зрения Сеула любое сотрудничество, которое прямо или косвенно помогает КНДР наращивать военный потенциал, является нарушением резолюций СБ ООН. Он заявил, что такое сотрудничество является угрозой для безопасности Южной Кореи, и предупредил, что оно будет иметь последствия для отношений Сеула и Москвы[6].

Министр иностранных дел Японии Ёко Камикава заявила, что Договор о стратегическом партнёрстве между РФ и КНДР вызывает беспокойство в Японии. Тот факт, что «Северная Корея, характеризуя отношения с Россий, использовала термин „союз“, свидетельствует о её тесном сотрудничестве с Россией, особенно в военной сфере», сказала она на пресс-конференции. По её словам, это наносит вред обстановке в области безопасности в регионе, «что вызывает серьёзное беспокойство». Токио будет следить за развитием отношений между Россией и КНДР, которое «может оказать влияние на дипломатические отношения между Японией и Россией», сказала глава МИД. Ёко Камикава подчеркнула, что в связи с «ухудшающейся обстановкой в области безопасности» Япония намерена укреплять возможности своей страны в сфере безопасности, а также «укреплять силы сдерживания в рамках союза Японии с США, тесно сотрудничать с другими союзническими странами, такими, как Южная Корея»[7].

Министр иностранных дел Республики Корея Чо Тхэ Ёль и госсекретарь США Энтони Блинкен заявили, что договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве РФ и КНДР якобы представляет угрозу для безопасности их государств, мира и стабильности Корейского полуострова и региона. Госсекретарь США сказал, что в Вашингтоне «активно рассматривают» различные варианты по реагированию на «угрозы со стороны России и Северной Кореи миру и стабильности на планете и на Корейском полуострове».

Примечания

Ссылки