Добавочная линейка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
<score> {

\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f {

   \relative c {
       \time 4/4
       e8 b' e b' e b' e4 
   }

} }

</score>
Ноты от Ми до Си. Для отметки первых двух и последних двух нот требуются дополнительные линейки.

Добавочная линейка используется в различных разновидностях линейной нотации для нотации звуков, выходящих за пределы нотоносца. Линейка слегка длиннее головки ноты пишется параллельно нотоносцу и откладывается на таком же расстоянии, что и линейки внутри нотоносца.

Во избежание добавочных линеек композитор или переписчик может менять ключ и использовать специальные графемы, предписывающие перенос записанной музыки на октаву вверх или вниз. В нотации партий тубы, тромбона и эуфониума всегда используются добавочные линейки ниже басового ключа и никогда не используются знаки переноса на октаву. Некоторые транспонирующие музыкальные инструменты, такие как флейта-пикколо, контрабас, гитара и тенор-вокал, поднимаются на октаву во избежание дополнительных линеек.

Дополнительные линейки также служат для обозначения половинной паузы half rest или целой паузы whole rest.

Примечания