Дидим Халкентер
Дидим Халкентер (лат. Didymus Chalcenterus, др.-греч. Δίδυμος Χαλκέντερος; Didymos Chalkenteros, Дидим «Медные внутренности», Дидим Александрийский, 63 — 10 гг. до н.э.) — греческий учёный[1] и грамматик эпохи Эллинизма, живший в одно время с Марком Туллием Цицероном и Октавианом Августом. Его следует отличать от современника, стоика Ария Дидима.
Жизнь
Прозвище «медные внутренности» пошло от его непомерной производительности: говорят, что он написал так много книг, что не мог вспомнить содержания своих первых сочинений, и поэтому часто противоречил сам себе. Деметрий Трезенский назвал его «книжной бездной» за написанные им 3500 сочинений[2]. В результате этого он получил ещё одно прозвище: Bιβλιολάθης, «забывающий книги». Сенека отзывается о его учёности с неодобрением:
Грамматик Дидим написал четыре тысячи книг. Я пожалел бы и того, кто прочёл столько лишнего! В одних книгах исследуется, где родина Гомера, в других — кто истинная мать Энея, в третьих — чему больше предавался в жизни Анакреонт, похоти или пьянству, в четвертых — была ли Сафо продажной распутницей, и прочие вещи, которые, знай мы их, следовало бы забыть.[3]
Дидим жил и преподавал в Александрии и Риме, где познакомился со своим будущим другом Марком Теренцием Варроном. Дидим содействовал знакомству римлян с александрийскими учениями. Среди учеников Дидима Александрийского — грамматик, литератор и философ Гераклид Понтийский Младший.
Работы
Дидим был последователем школы Аристарха Самофракийского и написал трактат к Аристарховой редакции Гомера, который называется «На рецензию Аристарха» (περὶ τῆς Ἀριστάρχου διορθώσεως), фрагмент которого сохранён в кодексе Venetus A, рукописи «Илиады».
Авторству Дидима принадлежат примечания ко многим произведениям греческих поэтов и прозаиков. Известно, что он писал о греческих лирических поэтах, в особенности о Вакхилиде и Пиндаре, и о драматургах. Лучшая часть схолий Пиндара и Софокла[4] берёт своё начало у Дидима. Схолии Аристофана также часто ссылаются на Дидима[5]. Более того, известно, что он написал трактаты к произведениям Еврипида, Иона Хиосского, Фриниха[6], Кратина, Менандра[7], а также сочинения о многих греческих ораторах, включая Демосфена, Исея, Гиперида, Динарха и других. Компиляция словаря Дидима вошла как составная часть в «Лексикон» Гесихия, александрийского грамматика и лексикографа V или VI вв. н. э. Афиней цитирует Дидима, в частности, когда речь заходит о прамнийском вине[8]; о названиях маслин[9], об обряде Гиакинфий[10].
Кроме этих работ упоминаются и нижеследующие, ни одна из которых не дошла до наших дней:
- О фразеологии в трагедии (περὶ τραγῳδουμένης λέξεως), включавшая в себя не менее 28 книг,[11]
- Комическая фразеология (λέξις κωμική), позже использовавшаяся Гесихием,[12]
- Третья лингвистическая работа о двусмысленности или неясном значении слов, включавшая не менее семи книг,
- Четвёртая лингвистическая работа о ложных или искажённых значениях,
- Коллекция греческих пословиц (πρὸς τοὺς περὶ παροιμιῶν συντεταχότας), включавшая тринадцать книг, из которой Зенобий взял большинство пословиц для своей коллекции,[13]
- Сочинение «Застольные разговоры»[14]
- О законах Солона (περὶ τῶν ἀξόνων Σόλωνος), работа, упоминающаяся Плутархом и написанная как возражение Асклепиаду[15]
- Ответ на трактат Цицерона «О государстве» (De re publica), написанный в подражание силлографам и включавший шесть книг,[16]; который позже побудил Светония написать на него контрответ.[17]
- По грамматике:
- «Об орфографии»,
- «Об аналогии среди латинских языков»,
- «О флексии».
Сохранились и отрывки работ по сельскому хозяйству и ботанике,[18] упоминающиеся у Гиппократа, и полностью дошёл до наших дней трактат О всех видах мрамора и древесины (περὶ μαρμάρων καὶ παντοίων ξύλων).[19] Но поскольку тематика этих работ резко контрастирует с тематикой предыдущих, существует мнение, что они принадлежат перу другого человека, которого также звали Дидим.[20]
Новый взгляд на дидимовские произведения появился после обнаружения фрагмента папируса с его примечаниями к Филиппике Демосфена. Исследовав этот текст, учёные пришли к выводу, что Дидим был не исследователем, а скрупулёзным компилятором, цитировавшим многих авторов и писавшим примечания, касающиеся как хронологии и истории, так и риторики и стиля.[21]
Отождествление Дидима Александрийского и теоретика музыки Дидима (о котором пишут Птолемей и Порфирий) в современной науке считается ложным. Именно к деятельности последнего относится т. наз. Дидимова комма.
Источники
- Scholia on the Iliad:
Erbse, H. 1969-88, Scholia Graeca in Homeri Iliadem, 7 vols. (Berlin) - Didymus' work reconstructed from the Iliad scholia:
Schmidt, M. 1964 [1854], Didymi Chalcenteri grammatici Alexandrini fragmenta quae supersunt omnia, reprint (Amsterdam) - Phillip Harding, Didymos: On Demosthenes. Clarendon Ancient History Series. Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 286. ISBN 0-19-928359-1. См. рецензию
Примечания
- ↑ Encyclopædia Britannica «Greek scholar and grammarian, one of the chief links between ancient and modern classical scholarship»
- ↑ Афиней. Пир мудрецов IV 17 (139c)
- ↑ Сенека. Нравственные письма к Луцилию LXXXVIII 37, пер. С. А. Ошерова; Ср. также Квинтилиан 1.9.19.
- ↑ см. также: Афиней. Пир мудрецов II 82 (70c-d)
- ↑ см. также Афиней. Пир мудрецов II 76 (67d)
- ↑ Athenaeus 9.371.
- ↑ Etymol. Gud. 338.25.
- ↑ Афиней. Пир мудрецов I 55 (30d)
- ↑ Афиней. Пир мудрецов II 47 (56d)
- ↑ Афиней. Пир мудрецов IV 17 (139c-f)
- ↑ Macrobius Sat. 5.18; Harpocration s.v. ξηραλοιφεῖν.
- ↑ Hesychius, letter to Eulogius; cf. Etymologicum Magnum 492.53, scholia on Apollonius 1.1139 and 4.1058.
- ↑ Schneidewin, Corpus Paroemiogr. Graec. i.xiv.
- ↑ Диоген Лаэртский. О знаменитых философах V 76; ср. Климент Александрийский. Строматы V 46, 2
- ↑ Плутарх. Солон 1
- ↑ Аммиан Марцеллин. История XXII 16, 16
- ↑ Словарь Суды s.v. Τραγκύλλος.
- ↑ сохранились в составе Геопоники.
- ↑ Изд. Angelo Mai, Милан, 1819 в кач. приложения к фрагментам Илиады
- ↑ См. Gräfenheim, Geschichte der klassische Philologie im Alterthum i.405, etc.
- ↑ L.D.Reynolds & N.G.Wilson, Scribes and Scholars (OUP,1968), p.17.