Джуба (аэропорт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Международный аэропорт Джуба
англ. Juba International Airport
Аэробус в аэропорту ДжубыАэробус в аэропорту Джубы
ИАТА: JUBИКАО: HJJJ
Информация
Вид аэропорта Совместного использования
Страна  Южный Судан
Расположение Джуба, Центральная Экваториальная провинция
Дата открытия 1929 год
Владелец Управление гражданской авиации Южного Судана
Высота НУМ 461 м
Часовой пояс UTC+2:00
Карта
JUB (Южный Судан)
Точка
JUB
Расположение аэропорта на карте Южного Судана
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
13/31 3100 асфальт
Статистика
Источники:[1][2]

Международный аэропорт Джуба (англ. Juba International Airport) (ИАТАJUB, ИКАОHJJJ) — международный аэропорт в городе Джуба, Южный Судан. Расположен в 5 километрах к северо-востоку от центра города, на западном берегу Белого Нила[3]. Находится в штате Центральная Экватория.

Это один из двух международных аэропортов Южного Судана, второй — аэропорт Малакаль. Аэропорт Джубы обслуживает международные и местные авиалинии, грузовые авиаперевозки и чартерные коммерческие рейсы. Он также используется вооруженными силами Южного Судана и МООНЮС, Службой гуманитарных воздушных перевозок ООН, Всемирной продовольственной программой, МККК и многими неправительственными организациями для доставки помощи в страну.

История

Первый аэродром в Джубе был обустроен в 1929 году[4]. Компания Shell построила первую взлетно-посадочную полосу Муррам в 1931 году. В феврале 1931 года Imperial Airways открыла первый еженедельный рейс из Кройдона в Танганьику, часть воздушного маршрута от Реджафа до Каира, и определила место для аэропорта около Реджафа к югу от современной Джубы[4]. Рабочие селились на земле, которая с тех пор стала нынешним местом расположения аэропорта Джубы, и в 1934 году, когда аэродром Джубы был расширен и расчищен, эти жители были переселены[5][6]. К 1976 году взлетно-посадочная полоса была увеличена до размеров 2000x45 метров и заасфальтирована. Рулёжные, ведущие к зданиям аэровокзала, были грунтовыми и «почти непроходимыми в сезон дождей»[7]. «Очень старый радиомаяк» аэропорта был расположен недалеко от аэропорта, который также был оборудован слабой УКВ-радиостанцией для связи пилота с землей. Освещение аэропорта отсутствовало[7].

В начале февраля 1977 года в аэропорту была предпринята неудачная попытка государственного переворота, когда бывшие боевики движения Аняня попытались захватить аэропорт[8].

Расширение аэропорта и независимость страны

Строящийся терминал аэропорта.

По состоянию на май 2011 года в международном аэропорту Джубы проводились работы по модернизации и расширению. Работы в аэропорту включали расширение зданий пассажирского и грузового терминалов, обновление покрытия взлетно-посадочной полосы и установку взлетно-посадочных огней для облегчения работы в ночное время[9].

По состоянию на июль 2011 года, день независимости страны, в международном аэропорту Джуба была введена в эксплуатацию новая система огней взлетно-посадочной полосы для взлетно-посадочной полосы 13/31, боковыми огнями взлетно-посадочной полосы, огнями рулежной дорожки для выхода на дельту, боковыми огнями перрона, освещенными ветроуказателями, диспетческой вышкой, а также PAPI для обоих подходов, а также система аэродромного наземного освещения AGL производства Safegate[10].

В июле 2014 года правительство объявило о проекте расширения взлетно-посадочной полосы, который начнется в сентябре 2014 года и продлится 30 месяцев. Проект удлинит взлетно-посадочную полосу на 700 метров, а также заменит существующую взлетно-посадочную полосу длиной 2400 метров, создав новую взлетно-посадочную полосу длиной 3100 метров. Новая взлетно-посадочная полоса по-прежнему будет использоваться. Строительные работы для нового здания терминала ведутся с 2009 года и были остановлены, когда в 2014 году разразилась гражданская война. С тех пор наполовину построенный терминал был заброшен.

В 2016 году международный аэропорт Джубы был признан вторым худшим аэропортом в мире по результатам опроса, проведенного The Guide to Sleep in Airports. Он был признан худшим аэропортом в 2017 году[11], и четвертым худшим аэропортом в 2019 году[12]. В это время терминал состоял из двух смежных палаток для прибытия и отправления. Новый терминал меньшего размера был построен китайцами на месте первоначального терминала. Новый терминал был открыт 29 октября 2018 г[13].

Характеристики

Аэропорт находится на высоте 461 метров над средним уровнем моря. У него есть одна взлетно-посадочная полоса, обозначенная 13/31, с асфальтовым покрытием размером 3100 × 45 метров[1].

Взлетно-посадочная полоса имеет пять исправных рулежных дорожек; Альфа, Браво, Дельта, Эхо и Фокстрот (Фокстрот используется исключительно военными).

Авиакомпании и направления

Boeing 737-500 UTair, использующийся Службой гуманитарных воздушных перевозок ООН.
ATR 72-202 Swiftair, использующийся Службой гуманитарных воздушных перевозок ООН.

Пассажирские

Авиакомпания Пункты назначения
Флаг Сомали African Express Airways Харгейса
Флаг Судана Badr Airlines Хартум, Вау
Флаг Египта EgyptAir Каир
Флаг Эфиопии Ethiopian Airlines Аддис-Абеба, Энтеббе
Флаг Кении Fly540 Найроби
Флаг ОАЭ flydubai Дубай
Флаг Южного Судана Golden Wings Aviation Авейль, Энтеббе, Хартум, Малакаль, Палоич, Румбек, Вау
Флаг Кении Kenya Airways Хартум,[14] Найроби
Флаг Судана Nova Airways Хартум
Флаг Руанды RwandAir Энтеббе, Кигали
Флаг Южного Судана Sky Travel and Aviation Гулу[15]
Флаг Судана Sudan Airways Хартум
Флаг Судана Tarco Airlines Хартум
Флаг Турции Turkish Airlines Стамбул[16][17]
Флаг Уганды Uganda Airlines Энтеббе

Грузовые

Авиакомпания Пункты назначения
Флаг Кении Astral Aviation Найроби
Флаг Эфиопии Ethiopian Cargo Аддис-Абеба, Бужумбура, Льеж
Флаг Кении Safe Air Найроби

Авиакатастрофы и происшествия

  • 19 декабря 2013 года у самолета Boeing 737-500 компании Nova Airways сломалась передняя стойка шасси, что привело к серьезным повреждениям при посадке в Джубе. Это был тот самый день, когда многие люди эвакуировались из Джубы из-за гражданской войны в Южном Судане. Самолет Nova Airways на несколько часов заблокировал взлетно-посадочную полосу, задержав эвакуацию. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй[18].
  • 4 ноября 2015 года Ан-12БК EY-406 разбился при взлете в 800 метрах от взлетно-посадочной полосы. Полностью загруженный Ан-12 пролетел над зданиями в конце взлетно-посадочной полосы и разбился на мокром участке у реки Нил. После аварии возгорания не было. По меньшей мере 41 человек погиб. Трое выжили в авиакатастрофе, хотя один умер позже, оставив девочку и мужчину единственными выжившими в этой катастрофе.
  • 10 декабря 2019 года Bombardier Dash 8 Q400 Ethiopian Airlines, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы во время взлета. Самолет получил значительные повреждения. Все 21 человек на борту выжили[19][20].
  • 22 августа 2020 года грузовой самолет Ан-26, принадлежащий South West Aviation, потерпел крушение после вылета чартерным грузовым рейсом в Авейль, Южный Судан. Сообщалось о 17 погибших[21].
  • 2 ноября 2021 г. вскоре после взлета разбился грузовой Ан-26, в результате чего погибли 5 человек[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Airport information for HSSJ. from DAFIF (effective October 2006)
  2. Информация об аэропорте JUB с сайта Great Circle Mapper. Источник: DAFIF (действительно на октябрь 2006 г).
  3. Juba International Airport | SKYbrary Aviation Safety. skybrary.aero. Дата обращения: 13 сентября 2022.
  4. 4,0 4,1 Tuttle, Brendan "As imposing a show as possible": Aviation in Colonial Sudan and South Sudan, 1916-1930. jubainthemaking.com. Juba in the Making (2019). Дата обращения: 5 октября 2019.
  5. Mills, R.L. The People of Juba. — Juba : University of Juba Population and Manpower Unit. — P. 4.
  6. Juba International Airport. jubainthemaking.com. Дата обращения: 8 октября 2019.
  7. 7,0 7,1 Brian Colquhoun and Partners. Report No. 1029a-SU, Appraisal of a Domestic Aviation Project Sudan. — The World Bank,Eastern Africa Regional Office, Highways Division, 3 June 1976. — С. 1 (Annex 3).
  8. Johnson, Douglas. The Root Causes of Sudan's Civil Wars. — James Currey Publishers, 2003. — P. 196. — ISBN 9780852553923.
  9. Girokonto eröffnen bei der richtigen Ban - Das Girokonto eröffnen und Geld verdienen. Дата обращения: 7 июня 2015. Архивировано 20 марта 2012 года.
  10. Juba International Airport, South Sudan-北京京航安机场工程有限公司. www.bjjha.com.cn. Дата обращения: 27 мая 2020.
  11. Worst Airports for Overall Experience 2017. www.sleepinginairports.net. Дата обращения: 21 октября 2017.
  12. Worst Airports of 2019. SleepinginAirports.
  13. Wani, Woja Emmanuel. New Airport Terminal Open Today, Juba Monitor (29 October 2018).
  14. Otieno, Bonface Kenya Airways launches direct Juba-Khartoum flights. Business Daily (10 December 2021). Дата обращения: 10 декабря 2021.
  15. PMLDaily Reporter. Gulu-Juba Flight Service Launched. PMLDaily.com (20 October 2019). Дата обращения: 21 октября 2019.
  16. THY İstanbul-Juba uçuşlarına başlıyor (7 February 2022).
  17. Turkey launches first direct flights to South Sudan - Capital Business
  18. Ranter, Harro ST-NVG Nova Airways Boeing 737-500. aviation-safety.net.
  19. Ranter, Harro ASN Aircraft accident de Havilland Canada DHC-8-402Q Dash 8 ET-AQC ? Juba Airport (JUB). aviation-safety.net. Дата обращения: 11 декабря 2019.
  20. Kraft, Melanie ALERT Ethiopian Airlines DHC8-400 skidded off runway at Juba Airport, South Sudan. Airlive - Aviation news and store (11 декабря 2019). Дата обращения: 11 декабря 2019.
  21. An-26 Cargo Plane Crashes After Takeoff In South Sudan. Simple Flying (22 August 2020). Дата обращения: 6 мая 2021.
  22. Five killed in South Sudan cargo plane crash | Reuters (2 November 2021).

Ссылки