Джаррахиды
Джаррахиды | |
---|---|
араб. بنو الجرَّاح | |
Страна | Палестина |
Родоначальный дом | Бану-Тайи[англ.] |
Основатель | Дагфаль ибн Джаррах |
Последний правитель | Фадль ибн Рабиа |
Год основания | 972 |
Смещение | 1107 |
Национальность | Арабы |
Титулы | |
вали |
Джаррахиды, или Бану-ль’Джаррах (араб. بنو الجرَّاح, Banū’l-Jarrāh) — арабская династия, которая периодически правила Палестиной и контролировала Трансиорданию и северную Аравию в 972—1107 годах (с перерывами).
География
Джаррахиды периодически владели различными территориями в Палестине — равниной Балка[англ.] к востоку от реки Иордан, горами Джебель-Шарат[англ.] к юго-востоку от Иордана и горными хребтами Джебель-Аджа[англ.] и Джебель-Сальма[англ.] на севере Аравии. Их присутствие в Палестине было прерывистым; они контролировали регион в 977–981, 1012–1014, 1024–1029 годах и около 1041 года. В период конфликта с Фатимидами Джаррахиды переместились в окрестности Пальмиры в 1030 году, а в 1031 году перенесли свои лагеря в ар-Рудж, область между Антакией и Химсом.[1]
Происхождение династии
Джаррахиды (Бану’ль-Джаррах) были правящим кланом Бану-Тайи[англ.] — арабского племени кахтанитского происхождения.[2][3]
Прародителем Бану-Тайи, согласно ранним арабским генеалогиям, был Джулхума ибн Удад, известный под лакабом (прозвищем) Тайи.[4] Мусульманский историк ат-Табари, утверждает, что лакаб Ṭayy происходит от слова ṭawā, что по-арабски означает «штукатурить»; он получил это имя, потому что, по словам ат-Табари, он был «первым, кто оштукатурил стены колодца».[5] Родословная Джулхумы восходит к Кахлану ибн Сабе ибн Ярубу[англ.], правнуку Кахтана, полулегендарному общему предку арабских племен южной Аравии. Джулхума был прямым потомком Кахлана через своего отца — Зайда ибн Яшджуба, который, в свою очередь, был прямым потомком Ариба ибн Зайда ибн Кахлана.[6]
Бану-Тайи изначально базировались в Йемене и подчинялись более крупному родственному племени Бану-Азд, но после рассеяния последнего мигрировали в северную Аравию в конце II века.[7] Вскоре после миграции они впервые появляются в древних источниках под именем тэнов: и Ипполит Римский, и Ураний упоминают три разных народа в Аравии в первой половине III века — Taeni, Saraceni и Arabes. Один из участников Первого Никейского собора идентифицируется как taēnos.[8]
Бану-Тайи в основном жили среди горных хребтов Аджа и Сальма на севере Аравии, а Хайбар к северу от Медины был их самым важным оазисом, и оттуда они совершали вторжения в Сирию и Ирак во время засух.[8] Их концентрация в Джебель-Адже и Джебель-Сальме дала горным хребтам их древнее собирательное название Джебель-Тайи. До переселения тайитов эти горы были домом для аднанитского племени Бану-Асад[англ.], которые после этого потеряли часть территории. Однако в последующие века эти два племени в конечном итоге стали союзниками и вступали в смешанные браки. В древние времена двумя основными ветвями Бану-Тайи были Ааль-аль-Гаус и Ааль-Джадила. Соплеменники жили в разных частях региона: те, кто жил в горах, были известны как аль-Джабалиюн (горцы), те, кто жил на равнине — как ас-Сахилиюн, а те, что на песках пустыни — как аль-Рамлиюн.[9]
Первые правители
Первоначально Джаррахиды контролировали крепости в горах Шарат[англ.].[10] Первыми членами клана Бану’ль-Джаррах, упомянутыми в исторических записях, были братья Дагфаль и Хасан, сыновья Джарраха, по имени которого династия получила своё название. В 969 году были союзниками карматов и имели резиденцию в Рамле, центре джунда[англ.] (военного округа) Филастин[англ.] провинции Биляд-аш-Шам[англ.].[1]
Дагфаль в 973 году предоставил убежище одному из полководцев карматского правителя Абу-Тахира аль-Джаннаби, когда последний отправился возглавить экспедицию против фатимидского Египта.[1]
Хасан был командиром вспомогательных войск карматской армии в 974 году, во время их второго вторжения в Египет. Он принял взятку от фатимидского халифа Маадда ибн Исмаила аль-Муизза (952—975), и его дезертирство привело к разгрому карматских сил на окраинах Каира и последующей повторной оккупации Фатимидами Палестины и Сирии до Дамаска.[2]
Муфарридж ибн Дагфаль
Муфарридж ибн Дагфаль, сын Дагфаля, вошёл в историю во время борьбы Фатимидов с Алп-тегином[англ.], поддерживаемым карматами полководцем Бувейхидов, который захватил Дамаск.[1] Алп-тегин потерпел поражение в битве при Рамле в 977 году, и Муфарридж схватил его между Кафр-Сабой[англ.] и Калансавой, чтобы получить награду в размере 100 тысяч золотых динаров, назначенную за его голову фатимидским халифом Низаром ибн Мааддом аль-Азизом (975—996). Джаррахиды задержали Алп-тегина либо в Юбне[англ.], либо в Телль-эс-Сафи[англ.] на юге Палестины, прежде чем передать его Фатимидам. В обмен на поддержку Джаррахидов халиф назначил Муфарриджа вали (наместником) Рамлы.[2]
В 979 году фатимидский генерал Фадль ибн Салих предложил Фадлаллаху ибн Хасану[англ.], хамданидскому эмиру Мосула (969—981), контроль над Рамлой вместо Джаррахидов. Тем самым Фадль стремился подавить назревающий союз между основными региональными арабскими державами того времени — Джаррахидами, Хамданидами и Укайлидами. Фадлаллах и его союзники из Укайлидов напали на Рамлу в августе, но потерпели поражение и были захвачены Джаррахидами, которые к тому времени вновь заручились поддержкой Фадля.[2] Последний просил Муфарриджа передать Фадлаллаха халифу аль-Азизу, но, опасаясь, что тот может быть использован Фатимидами против него, Муфарридж убил его и вместо него отправил халифу его голову. Это положило конец правлению Хамданидов в Мосуле.[1]
Вскоре после этого Фадль выступил против Муфарриджа, но был отозван в Каир халифом аль-Азизом, по сути, оставив Джаррахидов фактическими правителями Палестины. Между 979 и 980 годами Джаррахиды разграбили и опустошили Рамлу и сельскую местность Палестины, что спровоцировало экспедицию Фатимидов против них в 981 году.[1] В том же году Джаррахиды восстали против Фатимидов, когда армия последних осаждала Дамаск. К Джаррахидам присоединились остатки армии Фадлаллаха и некий Бишара, арабский наместник Табарийи. В конце концов, в том же году Джаррахиды были изгнаны из Палестины Фатимидами и бежали в сторону Хиджаза. В июне 982 году они разграбили караван паломников, возвращавшийся в Сирию из хаджа в Мекку, и против них была предпринята ещё одна карательная экспедиция Фатимидов, но она была разбита Джаррахидами в Айле.[2] После этого Муфарридж вернулся в Палестину, но снова потерпел поражение от Фатимидов. На этот раз Муфарридж бежал на север, в сторону Химса, где в конце того же года Бакджур[англ.], черкесский наместник Хамданидов, предоставил ему убежище. В течение следующих десяти лет Муфарридж колебался между византийцами, Бакджуром и Фатимидами. В 997 году Джаррахиды попытались разграбить Рамлу, но были вынуждены отступить и бежать в горы Аджа и Сальма в северной Аравии, на исконную территорию Бану-Тайи.[1]
В последующие годы сыновья Муфарриджа — Али, Хасан и Махмуд — помогали фатимидскому халифу Мансуру ибн Низару аль-Хакиму (996—1020) в его военных кампаниях. По словам историка Марью Канара, «Муфарриджу представилась возможность сыграть важную политическую роль» в 1012 году, когда опальный фатимидский визирь Хусейн аль-Магриби[англ.] укрылся у Хасана ибн Муфарриджа.[1] Историк Хью Эдвард Кеннеди[англ.] утверждает, что «это стало звёздным часом в судьбе лидеров Джаррахидов». На тот момент Джаррахиды контролировали всю внутреннюю часть Палестины от границы с Египтом до Табарийи.[11] По инициативе Хасана и аль-Магриби Джаррахиды напали и захватили Яруха (назначенного аль-Хакимом на пост вали Дамаска) в окрестностях Газы, когда он направлялся в Дамаск. Одновременно они заняли Рамлу, и вскоре после этого Хасан убил Яруха. Они также бросили вызов авторитету аль-Хакима, провозгласив Хасана ибн Джафара[англ.], шерифа Мекки (991—1010), халифом в Рамле.[1] Аль-Хаким подкупил Джаррахидов, чтобы положить конец их восстанию, после чего шериф Хасан вернулся в Мекку, а аль-Магриби бежал в Ирак.[11] Джаррахиды продолжали доминировать в Палестине и стремились укрепить свою власть, обращаясь за поддержкой к местным христианам. С этой целью Муфарридж способствовал восстановлению Храма Гроба Господня, который халиф аль-Хаким разрушил в предыдущие годы.[1]
Хасан ибн Муфарридж
Халиф аль-Хаким изменил своё отношение к Джаррахидам с дипломатии на карательную военную силу в августе 1013 года. Али и Махмуд сдались наступающей армии Фатимидов, а аль-Хаким отравил Муфарриджа. Хасан, стремившийся править Палестиной, бежал, но позже получил помилование от халифа, который вернул ему владения Муфарриджа в Палестине. После этого Хасан помогал аль-Хакиму в его экспедициях против Халеба.[1]
В 1019 году Хасан, как представитель Бану-Тайи, вступил со своим племенем в союз с Бану-Кальб при Синане ибн Сулеймане, кальбидском вали Табарийи (до 1025), и Бану-Килаб при Салихе ибн Мирдасе, мирдасидском эмире Халеба (1024—1029).[12] Такой союз между тремя основными арабскими племенами Леванта был беспрецедентным и был направлен против чужеземного господства в сирийской пустыне и степи. Согласно условиям договора, Джаррахиды должны будут править Палестиной, а Кальбиды и Мирдасиды — Дамаском и Халебом соответственно. Правление аль-Хакима закончилось его загадочной смертью в 1020 году, и ему наследовал халиф Али ибн Мансур аз-Захир (1020—1036).[1]
В 1023 году Фатимиды назначили Ануш-тегина ад-Дизбари[англ.] военным губернатором Палестины, против чего выступили Джаррахиды. В 1024 году один из сыновей Хасана и другой вождь бедуинов осадили Айлу и Аришу, на что центральное правительство Фатимидов не смогло отреагировать. Вместо этого Ануш-тегин выступил с инициативой по взиманию налогов с владений Хасана в Бейт-Джибрине[англ.]*, чем лишил его доходов, что закончилось убийством солдат Ануш-тегина. Это обострило конфликт с Джаррахидами, особенно после того, как Ануш-тегин заключил в тюрьму в Аскалане двух главных помощников Хасана. В сентябре Джаррахиды начали тотальную войну, чтобы освободить своих людей, разрушив Тверию и осадив Рамлу, и освободили своих людей, подделав документы о разрешении на освобождение. Они вынудили ад-Дизбари бежать из Рамлы, которую они разграбили, и добились уступки Фатимидов, которые передали Набулус во владения Хасана.[13]
Тайиты, кальбиты и килабиты возобновили свой союз в 1025 году, но их обращение за поддержкой к византийцам было отклонено императором Василием II. Тем не менее, они разбили армию Фатимидов, посланную халифом аз-Захиром в том же году, в Аскалане, и Хасан вошёл в Рамлу. После смерти кальбитского Синана ибн Сулеймана его племянник и преемник перешёл на сторону Фатимидов, в то время как Джаррахиды и Мирдасиды продолжали своё восстание. Они потерпели поражение в битве у Тивериадского озера с Фатимидами под командованием ад-Дизбари, после чего Хасан бежал из Палестины.[1] Фатимиды передали владения Джаррахидов в Палестине более дружественным арабским племенам.[3]
Джаррахиды и византийцы заключили союз в 1030 году. Послы Хасана были приняты византийцами в Антиохии и получили украшенный крестом флаг и послание, обещающее им возвращение Палестины их племени.[1] Племя Бану-Тайи также номинально приняло христианство в рамках этого соглашения с византийцами.[3] Коалиция Джаррахидов и Византии вскоре потерпела поражение от Мирдасидов. Хасан возродил свой прежний союз с Бану-Кальб, и они вместе атаковали Фатимидов в Хауране, пока не были изгнаны в Тадмор в пустыне. После этого император Роман III убедил Хасана и Бану-Тайи переместить свои лагеря на византийскую территорию недалеко от Антиохии, и 20-тысячное племя тайитов мигрировало в ар-Рудж на северо-западе Сирии. Там они отразили два нападения Фатимидов на Кастун[англ.] и Иннаб[англ.]. Позже Джаррахиды совершили набег на Афамию от имени византийцев и помогли последним захватить крепость Манику[англ.] в хребте Джебель-Нусайрия.[1]
Византийцы и Фатимиды вступили в мирные переговоры в 1032 году, и Хасан присутствовал на этих переговорах в Константинополе. Византийцы поставили условием мира восстановление губернаторства Джаррахидов в Палестине под сюзеренитетом Фатимидов, но аз-Захир отказался, что способствовало провалу мирных переговоров.[1] В следующем году Джаррахиды предложили свою поддержку Ануш-тегину в обмен на их прежние владения в Палестине, но попытка не удалась. Фатимиды и византийцы в конечном итоге заключили десятилетний мирный договор в 1035 году без учёта интересов Джаррахидов.[3] Впоследствии Хасан и его сын Аллаф иногда упоминаются: например, в 1036 году они помогали византийцам в защите Эдессы от Марванидов и Нумайридов.[1] В 1037 году Джаррахиды участвовали в завоевании Ануш-тегином Халеба, удерживаемого Мирдасидами. В результате Хасан был заключён в Константинополе до 1039 года, чтобы предотвратить возможное нападение его племени на Антиохию.[3] Последнее упоминание о Хасане относится к 1041 году, когда Фатимиды разрешили Джаррахидам снова переселиться в Палестину. Правлению Хасана в то время противостоял фатимидский губернатор Дамаска.[1]
Поздние правители
Джаррахиды вновь упоминаются в источниках в 1065 году, когда племянники Хасана — Хазим ибн Али[англ.] и Хумайд ибн Махмуд — поддержали Абд-аль-Шарифа ибн Аби’ль-Джанна в его попытке вырвать контроль над Дамаском у войск фатимидского визиря Бадра аль-Джамали[англ.]. После этого племянники были схвачены и заключены в тюрьму в Каире. Их освобождения потребовал полководец Фатимидов и потомок Хамданидов Мухаммед ибн Хамдан[англ.] в 1066 году.[1] У Хазима были сыновья по имени Бадр и Рабиа. По словам сирийского историка Мустафы А. Хияри, информация о Рабиа в средневековых источниках запутана, хотя он, скорее всего, был командиром вспомогательных бедуинских отрядов Туг-тегина, буридского эмира Дамаска (1103—1128). Больше о нём в источниках ничего не упоминается, но отмечается военная деятельность его сыновей Миры и Фадля. Другими его сыновьями были Дагфаль, Табит и Фарадж.[14]
Фадль описан в хронике историка XIII века Ибн-аль-Асира как эмир, который в 1107 году колебался между крестоносцами, завоевавшими побережье Леванта в 1099 году, и Фатимидами, чьё правление было ограничено Египтом с 1071 года. Это побудило Туг-тегина изгнать Фадля из Сирии, после чего тот заключил союз с Садакой I ибн Мансуром, мазьядидским эмиром Хиллы в Ираке (1086—1107), а затем перешёл на сторону сельджуков. По словам Ибн-аль-Асира, эпизод, когда Фадль вошёл в Анбар, чтобы заблокировать Садаке путь через пустыню, «было последним, что о нём слышали».[15]
Марью Канар описывает Джаррахидов как «неспокойную семью, не лишённую значения в качестве пешек на шахматной доске Сирии в X—XI веках, на которую то нападали, то ублажали её Фатимиды, которую византийцам удалось использовать, но которые, по-видимому, создали для себя, в своих интересах, правило двуличия, измены и грабежа».[1]
Потомки династии
Фадль ибн Рабиа был прародителем клана аль-Фадль[англ.] (вместе с их ветвью аль-Али), а его братья Мира и Фарадж стали предками кланов аль-Мира и аль-Фарадж соответственно. В совокупности эти кланы образовали союз Бану-Рабиа и вместе со своими союзниками господствовали в пустынных и степных районах между долиной Евфрата на севере и центральным Недждом и северным Хиджазом на юге. Во время правления Айюбидов в Сирии (1181–1260) эмиры аль-Фадля и аль-Фараджа чередовались как умара-аль-араб («вожди бедуинских племен»).[14] Однако при мамлюках (1260–1515) этот пост стал наследственным в доме аль-Фадль, который имел власть над бедуинами северной Сирии и владел многочисленными владениями, включая Тадмор, Саламию, Мааррат-ан-Нуман, Сармин и Думу.[16] Эмиры из клана аль-Мира обладали аналогичной властью при мамлюках и были известны как мулюк-аль-араб («цари бедуинских племен») в южной части Сирийской пустыни.[14] Клан аль-Фадль оставался влиятельным и во время османского владычества.[16]
Список правителей
Известные по письменным источникам правители из династии Джаррахидов:[1][17]
Годы правления | Титул и имя | Примечание | |
---|---|---|---|
начало | конец | ||
до 969 | после 977 | Дагфаль ибн аль-Джаррах | сын аль-Джарраха |
до 969 | после 977 | аль-Хасан ибн аль-Джаррах | сын аль-Джарраха |
после 977 | 1012 | аль-Муфарридж ибн Дагфаль | сын Дагфаля ибн аль-Джарраха |
1012 | после 1040 | аль-Хасан ибн аль-Муфарридж | сын аль-Муфарриджа ибн Дагфаля |
до 1065 | после 1067 | Хазим ибн Али | внук аль-Муфарриджа ибн Дагфаля |
до 1065 | после 1067 | Хумайд ибн Махмуд | внук аль-Муфарриджа ибн Дагфаля |
около 1069 | Али ибн аль-Хасан | сын аль-Хасана ибн аль-Муфарриджа | |
около 1069 | Махмуд ибн аль-Хасан | сын аль-Хасана ибн аль-Муфарриджа | |
около 1069 | Раби’а ибн Хазим | сын Хазима ибн Али | |
около 1106 | Абу-Имран Фадль ибн Раби’а | сын Раби’и ибн Хазима |
Генеалогия
Генеалогическое древо династии Джаррахидов и их потомков:
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 The encyclopaedia of Islam. — т. II, сс. 482—485
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 M. Gil: A History of Palestine. — сс. 351, 354—355, 358
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 A.J. Cappel: The Byzantine response to the ’Arab. — с. 124—126
- ↑ Encyclopaedia of Islam (1 ed.). — с. 624
- ↑ E. Landau-Tasseron: The participation of Tayyi in the Ridda. — сс. 85—86
- ↑ Ibn 'Abd Rabbih: The unique necklace. — сс. 294—295
- ↑ H.C. Kay: Yaman. Its early medieval history. — с. 217
- ↑ 8,0 8,1 J. Retsö: The Arabs in antiquity. — с. 704
- ↑ The encyclopaedia of Islam. — т. X, с. 402
- ↑ W. Lancaster, F. Williams: People, land and water… — с. 36
- ↑ 11,0 11,1 H.E. Kennedy: The Prophet and the age of the Caliphates. — с. 286
- ↑ The encyclopaedia of Islam. — т. VII, сс. 461—462
- ↑ Y. Lev: Turks in the political and military life… — сс. 47—49
- ↑ 14,0 14,1 14,2 M.A. Hiyari: The origins and development of the Amīrate… — сс. 512—517
- ↑ D.S. Richards: The chronicle of Ibn al-Athir… — с. 126
- ↑ 16,0 16,1 M.A. Bakhit: The Ottoman province of Damascus… — с. 201
- ↑ Zambaur, Eduard de: Manuel de généalogie et de chronologie. — с. 102
Литература
- Muhanna, Banu / Bakhit M. A. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth; E. van Donzel; W.P. Heinrichs & Ch. Pellat. Assisted by F.Th. Dijkema (pp. 1-384), P.J. Bearman (pp. 385-1058) and S. Nurit. — Leiden : E.J. Brill, 1993. — Vol. 7. — P. 461—462. (платн.)
- Bakhit, Muhammad Adnan: «The Ottoman province of Damascus in the sixteenth century». — Librairie du Liban, 1982. — ISBN 978-0-86685-322-4.
- Bräu, H. H.: «Ṭaiy». // «Encyclopaedia of Islam» (1st edition). Leiden: Brill, 1936. — ISBN 978-90-04-08265-6.
- Djarrāḥids / Canard M. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / edited by B. Lewis; J. Schacht[англ.] & Ch. Pellat. Assisted by J. Burton-Page, C. Dumont and V.L. Ménage. — Leiden : E.J. Brill, 1991. — Vol. 2. — P. 482—485. (платн.)
- Cappel, Andrew J.: «The Byzantine response to the ’Arab (10th—11th centuries)». // «Presence of Byzantium: Studies presented to Milton V. Anastos in Honor of his eighty-fifth birthday». — A. Hakkert, 1994. — ISBN 978-90-25-61072-2.
- Cohen, Amnon; Lewis, Bernard: «Population and revenue in the towns of Palestine in the sixteenth century». — Princeton University Press, 1978. — ISBN 978-1-4008-6779-0.
- Gil, Moshe: «A History of Palestine, 634—1099». — Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — ISBN 0-521-59984-9.
- Hiyari, Mustafa A.: «The origins and development of the Amīrate of the Arabs during the seventh/thirteenth and eighth/fourteenth centuries». // «Bulletin of the school of Oriental and African studies», vol. 38 (3), pp. 509—524. — 1975. — doi:10.1017/s0041977x00048060. JSTOR: 613705.
- Ibn ̔Abd Rabbih: «The unique necklace», vol. III. — Reading: Garnet Publishing Limited & Southern Court, 2011. — ISBN 978-1-85964-240-5.
- Ibn Khaldun, ̔Abd ar-Rahman ibn Muhammad: «The Muqaddimah: An introduction to history». — Princeton: Princeton University Press, 1967. — ISBN 978-0-691-01754-9.
- Kay, Henry Cassels: «Yaman: Its early medieval history». — London, 1892.
- Kennedy, Hugh N.: «The Prophet and the age of the Caliphates: The islamic Near East from the 6th to the 11th century» (2nd edition). — Harlow: Longman, 2004. — ISBN 978-0-582-40525-7.
- Lancaster, William; Williams, Fidelity: «People, land and water in the Arab Middle East: Environments and landscapes in the Bilad ash-Sham». — Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1999. — ISBN 90-5702-322-9.
- Landau-Tasseron, Ella: «The participation of Tayyi in the Ridda». // «Jerusalem studies in Arabic and Islam», vol. 5. — 1984.
- Lev, Yaacov: «Turks in the political and military life of eleventh-century Egypt and Syria». // «The influence of human mobility in Muslim societies». — Kegan Paul, 2003. — ISBN 0-7103-0802-7.
- Popper, William: «Egypt and Syria under the Circassian sultans, 1382—1468 A.D.: Systematic notes to Ibn Taghrî Birdî's chronicles of Egypt», vol. 15—17. — University of California Press, 1955.
- Retsö, Jan: «The Arabs in antiquity: Their history from the Assyrians to the Umayyads». — Routledge, 2003. — ISBN 978-0-7007-1679-1.
- Richards, D.S.: «The chronicle of Ibn al-Athir for the Crusading period from al-Kamil Fi’l-Ta’rikh. The years 491—541/1097—1146: The coming of the Franks and the Muslim response». — Ashgate Publishing, 2010. — ISBN 978-0-7546-6950-0.
- Salibi, Kamal Suleiman[англ.]: «Syria under Islam: Empire on trial, 634—1097», vol. 1. — Delmar: Caravan books, 1977. — ISBN 978-0-88206-013-2.
- Shahid, Irfan: «Tayyi’». // «The encyclopaedia of Islam» (new edition): vol. X, p. 402. — Leiden: Brill, 2000. — ISBN 90-04-11211-1.
- Zambaur, Eduard de: «Manuel de généalogie et de chronologie de l’histoire de l’islam». — Hannover: Libraire orientaliste Heinz Lafaire, 1927.