Десантные катера проекта 11770

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Десантные катера проекта 11770 «Серна»
Д-1442 «Контр-адмирал Оленин». 2015Д-1442 «Контр-адмирал Оленин». 2015
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки с 1993 года
Годы в строю с 1994 года
Запланировано 17
Построено 16
Строится 1
В строю 16
Основные характеристики
Водоизмещение 61 т (нормальное)
99,7-105 т (полное)
Длина 25,8 м (наибольшая)
23,65 м (по ватерлинии)
Ширина 5,8 м (наибольшая)
5,7 м (по ватерлинии)
Высота 9,6 м (от ОП до мачты)
Осадка без груза:
0,42 / 1,48 м (нос / корма)
с грузом:
1,16 / 1,52 м (нос / корма)
Двигатели дизельных двигателя 
М503А «Звезда»
Мощность 2 × 4000 л.с.
Движитель Водомётный движитель
Скорость хода 30 узлов (наибольшая)
Дальность плавания 600 миль на 29 узлах
Автономность плавания 1 сутки
Экипаж 5 человек
(в том числе 2 мичмана)
Десантовместимость 1 × основной боевой танк
или 2 × БМП/БТР
или 92 человека десанта
или до 45 тонн груза

Десантные катера проекта 11770 «Се́рна» — серия российских скоростных десантных катеров на воздушной каверне. Катера проекта предназначены для высадки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колёсной и другой военной техники общей массой до 45 тонн, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека) с высокой скоростью 30 узлов, что превышает показатели других катеров аналогичного класса.

Относятся к кораблям 4-го ранга.

История разработки

Проект десантных катеров проекта 11770 был разработан в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород), получил проектный шифр «Серна».

Конструкция

Чертёж ДКА проекта 11770 справа

Особенностью десантного катера данного проекта является то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует бо́льшую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение гидродинамического сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов.

Ещё одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель. Вместо привычных винтов десантные катера проекта 11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водомётным движителем — ВВД. В отличие от традиционного водомётного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала. ГЭУ состоит из 2-х звездообразных 42-цилиндровых дизелей М503А «Звезда» мощностью по 4000 л. с. (2942 КВт) каждый при расходе топлива 165 г/л. с. час.

Корпус катера выполнен из алюминия. Высота борта у форштевня — 3,45 м, у миделя — 2,9 м. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов в пункты морского побережья на удаление до 600 миль, но при этом масса грузов не должна превышать 29 тонн.

Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов. Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определён в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.

Вооружение у катеров отсутствует[1].

Десантные возможности

Модель ДКА проекта 11770, вид справа-сверху

Один основной танк (специальный танк) или две/два БМП/БТР, или до 45 тонн груза (при трёхбальном волнении моря — не более 29 тонн), или 92 человек десанта.

История службы

Первый катер серии, «Д-144», был построен в 2007 году на «Судостроительном заводе „Волга“» в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведён в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошёл подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошёл в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё один катер — на вооружении Балтийского флота.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» «Серна». Катер вошёл в состав соединения десантных кораблей, базирующийся в заливе Стрелок. Этот катер был заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям предоставлен 30 мая 2010 года.

Использовался в ходе российской спецоперации на Украине.

Список катеров проекта

Наименование Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
Д-67
767
ССЗ «Волга»
№ 801
1.07.1993 21.06.1994 30.12.1994 БФ
В строю
Д-156
631
ССЗ «Волга»
№ 802
29.12.1999 КФл
В строю
Д-131
630
ССЗ «Волга»
№ 803
1994 30.12.2002 КФл
В строю
Д-172
645
ССЗ «Волга»
№ 804
27.12.2005 КФл
В строю
Д-144
575
ССЗ «Волга»
№ 805
19.02.2008 ЧФ
В строю
Д-56
634
ССЗ «Волга»
№ 806
25.12.2008 КФл
В строю
Контр-адмирал Демидов
791
ССЗ «Волга»
№ 807
26.12.2009 БФ
В строю
Контр-адмирал Оленин
792
ССЗ «Волга»
№ 808
26.12.2009 БФ
В строю
Д-809
ССЗ «Волга»
№ 809
29.05.2013 КФл
В строю
Д-810
ССЗ «Волга»
№ 810
2012 29.05.2013 КФл
В строю
Д-199
544
ССЗ «Волга»
№ 811
2012 04.08.2014 ЧФ
В строю
Д-107
650
«Восточная верфь»
№ 3001
11.12.2008 15.04.2010 10.06.2010 ТОФ
В строю
Д-
Азовская судоверфь ЧФ
Строится
На экспорт были поставлены четыре катера в экспортном исполнении (проект 11771):
Наименование Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Tiir»
(«Бродяга»)
104
ССЗ «Волга»
(Нижний Новгород)
501
1994
Флаг Эстонии Береговая охрана Эстонии
В строю с 1995 года.
С 2004 года — гражданский.
н/д
н/д
ССЗ «Волга»
502
1994
 ОАЭ
В строю
н/д
н/д
ССЗ «Волга»
503
1994
 ОАЭ
В строю
н/д
н/д
ССЗ «Волга»
504
1995
 ОАЭ
В строю

Фотографии

Примечания

  1. Быстроходный морской грузовой катер с воздушной каверной СЕРНА. Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки