День Катастрофы
День Катастрофы (Йом Ха-Шоа) ивр. יום השואה | |
---|---|
Тип | Израильский |
Иначе | День памяти Катастрофы и героизма |
Значение | День поминовения погибших во время Холокоста |
Установлен | 12 апреля 1951 года |
Отмечается | в Израиле |
Дата | 27 нисана |
В 2023 |
18 апреля (с вечера 17 апреля) |
В 2024 |
5 мая (с вечера 4 мая) |
Празднование | скорбь, поминовение |
День па́мяти Катастро́фы и герои́зма (ивр. יום הזיכרון לשואה ולגבורה Йом ха-зикаро́н ла-Шоа́ ве-ла-гвура́; сокращённо также День Катастрофы — ивр. יום השואה Йом ха-Шоа́) — национальный день памяти и траура в Израиле и за его пределами, установленный Кнессетом в 1951 году. День, в который по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны[1].
Отмечается каждый год 27 нисана по еврейскому календарю (однако, если 27 нисана выпадает на пятницу, то день переносится на 26 нисана)[2].
История возникновения
Необходимость установления Мемориального дня в память о евреях, уничтоженных нацистами, отчётливо ощущалась евреями во всём мире. Вскоре после обретения Израилем независимости (1948 год) развернулась дискуссия о том, какая дата является подходящей для увековечивания памяти о Катастрофе. Были высказаны разные мнения, и эта тема стала предметом жарких политических и религиозных дискуссий.
Бен Гурион (в то время — премьер-министр и руководитель правящей партии Мапай) считал необходимым приурочить день памяти к началу восстания в Варшавском гетто. Сама дата начала восстания, 14-й день месяца нисан — канун праздника Песах, не подходит для национального траура. Бен Гурион видел в восстании Варшавского гетто ответ будущим нападкам воинствующего антисемитизма. По этой же причине он назвал этот день Йом ха-зикаро́н ла-Шоа́ ве-ла-гвура́ (День памяти Катастрофы и героизма).
Менахем Бегин, лидер оппозиционной партии, считал наиболее подходящей датой 9 Ава — всеобщий день национальной трагедии, когда были разрушены Первый и Второй Храмы. Ультраортодоксальные раввины разделяли эту точку зрения.
Главный Раввинат Израиля и движение «Мизрахи» считали самым подходящим 10-е число месяца тевет. По их мнению, этот день поста, установленный в память о начале разрушения Иерусалима, отвечал идее дня памяти. Сегодня Главный Раввинат Израиля отмечает этот день как траурный день национального «Каддиша».
12 апреля 1951 года Кнессет принял резолюцию о провозглашении 27-го числа месяца нисан «Днём памяти Катастрофы и героизма». Это 6-й день после окончания праздника Песах и неделя перед Йом Ха-Зикарон и Днем Независимости. Близость этих дат символизирует путь еврейского народа к возрождению государства.
Премьер-министр Леви Эшколь в этот день в 1968 году впервые провёл награждение ветеранов медалью «Борец с нацизмом».
Обычаи
Этот день является недавним добавлением к еврейскому календарю памятных дней, и потому его обычаи находятся в стадии формирования.
В некоторых синагогах в Йом ха-Шоа проходит особая служба. Обычно зажигают шесть мемориальных свечей — в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы европейского еврейства, — и произносится поминальная молитва Изкор.
На кладбищах Иоганнесбурга и Кейптауна проводятся особые мемориальные церемонии. На кладбище Уэст Парк южно-африканским художником Германом Уалдом был создан мемориал, состоящий из шести огромных шофаров. В Израиле Йом ха-Шоа — это Национальный День Траура, установленный Кнессетом. Официальная церемония проводится в Яд ва-Шем (Мемориальном центре Катастрофы в Иерусалиме).
В 10 часов утра в этот день по всей стране звучит сирена, во время которой замирает вся страна, и граждане двумя минутами молчания отдают дань памяти погибшим. При этом не важно, где они находятся в это время: идут ли по улице, едут ли в автобусе, поезде или машине или находятся на работе или дома. Если они находятся на работе, дома или идут по улице, они встанут или остановятся и будут стоять во время звучания сирены. Если они едут в машине или в автобусе, то остановятся, выйдут из машины и будут стоять во время звучания сирены. Даже если они едут на поезде между населёнными пунктами, и сирена не слышна, то машинист в назначенное для сирены время остановит поезд, все встанут со своих мест и будут стоять во время звучания сирены.
В израильском обществе существуют разногласия по поводу приемлемости данной традиции. Сирена никогда не являлась атрибутом иудаизма. Некоторые, в основном ортодоксальные евреи, считают неприемлемым использовать неиудейские обычаи и по этой причине не встают под звук сирены. Однако предпосылки замирания под траурную сирену фактически уходят корнями в Устную Тору, концепция каковых (предпосылок) — «если произошло несчастье — задумайся, какая лично твоя и/или твоих предков (а значит, и лично твоя — раз до сих пор не наступило искупление и долгожданная геула) вина, что данное несчастье произошло» — именно поэтому благочестивым евреям подобает поститься при каждом несчастье, и именно в этом заключается внутренний смысл траурной сирены.
В этот день израильтяне молятся[3] о том, чтобы времена гибели и ужаса никогда не повторились.
См. также
Примечания
- ↑ Катастрофа — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Закон о Дне памяти Катастрофы и героизма, 1959 Архивная копия от 19 октября 2013 на Wayback Machine, на сайте кнессета. (иврит)
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 октября 2007. Архивировано 8 марта 2005 года. Молитвы в День Катастрофы и героизма
Ссылки
- Катастрофа — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Центр еврейского образования Украины. Молитвы в День Катастрофы и героизма
- День Катастрофы (Йом ха-Шоа)
- 27 нисана — День Катастрофы и Героизма. «Шоа. Информационно-аналитический портал»
- М. Каганская. Отношение евреев к Катастрофе
- Б. Слуцкин. Когда настоящий День памяти Катастрофы?