Демшиза
Демократи́ческая шизофрени́я[1], демшиза́ или демофрени́я — неологизм, политическое клише, носящее оскорбительно-иронический характер; оно построено путём сложения частей слов «демократия» и «шизофрения» и указывает на то, что взгляды радикальной части российских демократов с точки зрения их политических оппонентов похожи на психическое расстройство[1]. Иногда употребляется также некоторыми либералами по отношению к оппонентам[1]. Распространённость термина и его потенциально оскорбительный характер отражаются в лингвистических экспертизах[1][2].
Происхождение термина
Впервые термин зафиксирован в печати в мае 1992 года, когда Константин Боровой, рассказывая в интервью «Независимой газете» о своей «Партии экономической свободы», сказал: «Мы же не демшиза какая-нибудь, чтобы требовать на митингах такого-то назначить, а такого-то убрать»[3].
Советский диссидент Лев Краснопевцев приписывает авторство выражения другому диссиденту, С. А. Ковалёву[4]:
Существует выражение, которое, по-моему, пустил в широкий оборот Сергей Адамович Ковалёв — «демшиза». То есть, демократические радикалы-фанатики вульгарного толка. А по сути — антидемократы, оголтелая российская публика пугачёвско-ленинско-черновского типа, которая во все времена кричит одно и то же: «Всё долой! Всех долой!» И больше ничего не хочет и не может.
Лев Рубинштейн писал: «Широко распространённое ныне словечко „демшиза“ появилось именно в те же годы, причём возникло оно в либеральной среде для обозначения чего-то чрезмерного, оголтелого и безвкусного в пределах самой либеральной риторики».[5]
Проявления и признаки демшизы
Доктор философских наук, православный публицист и писатель Виталий Аверьянов относит к проявлению демшизы «русофобствующий антинационализм», при котором врагом объявляется русская историческая политическая традиция, понимаемая им как «исконная русская терпимость» и воплощение государства «в форме империи, а не узконационального образования», и называет демшизу «средством разрушения государства»[6].
Возникновение и роль в российской политической жизни
По мнению историка К. Г. Холодковского, появление в российском демократическом движении демшизы, «понимавшей политическую деятельность только как совокупность акций протеста, митингов, внутренних склок и тому подобного», было в значительной мере неизбежно. Холодковский связывает это с тем, что практически все структуры гражданского общества, образованные в СССР на стыке 1980—1990-х годов, были созданы как инструмент противостояния коммунистическому государству. По мнению Холодковского, демшиза уже в 1992—1993 годах была маргинализирована в российском обществе.[7]
Публицист Рустем Вахитов высказывает мысль, что «демшиза» сыграла свою подчинённую роль в событиях начала 1990-х в России, но в настоящее время утратила свои позиции[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Вепрева, 2003.
- ↑ См. например: Экспертиза статьи А. Боброва «Листопадник: удушение родного» (Советская Россия. 30.10.1997) Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 28-05-2013 [4217 дней] — история, копия)
- ↑ Словарь русского публичного языка конца XX века // Журнал «Коммерсантъ-Власть», 22.09.2003
- ↑ С. Романов. «…У нас была своя точка зрения…» Интервью с Краснопевцевым Л. Н. . Официальный сайт музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. Дата обращения: 9 декабря 2008. Архивировано 4 июня 2012 года.
- ↑ Рубинштейн Л. С. Семиотический прорыв // «Грани. Ру», 07.04.2008 12:27 . Дата обращения: 16 декабря 2008. Архивировано 20 декабря 2008 года.
- ↑ Между «нацшизой» и «демшизой» Архивная копия от 15 октября 2012 на Wayback Machine // «Московские новости», № 32 за 2006 год (25.08.2006)
- ↑ Холодковский К. Г. Реплика // Кто и куда стремится вести Россию?… : Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса : Международный симпозиум, 19-20 янв. 2001 г. / Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2001. — С. 145–147. — 384 с. ISBN 5-93725-004-4
- ↑ Вахитов Р. Демшиза — феномен прошлого (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2007. Архивировано 11 октября 2007 года.
Литература
- Ванькаева А. Ю., Санджи-Гаряева З. С. Человек советский и постсоветский: смена ценностной ориентации проблемы филологического образования. Межвузовский сборник научных трудов. / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. — Саратов: Саратовский источник, 2020. — С. 136-141.
- Васильев А. Д. Интерпретативные потенции текста политического выступления // Политическая лингвистика. — 2014. — № 1 (47). — С. 51-59.
- Вепрева И. Т. Говори, думая (о некоторых очагах коммуникативного напряжения в СМИ) // Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных и информационных спорах. Ч. 2 : Материалы межрегионального научно-практического семинара. Москва, 7-8 декабря 2002 г. / Отв. ред. М. В. Горбаневский; Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам; Рос. ун-т дружбы народов, Фил. фак.. — М.: Галерия, 2003. — 328 с. — ISBN 5-8137-0088-9.
- Лившиц Р. Л. Провинциальная демшиза. Взгляд из глубинки. — М.: Эксмо, 2003. — 480 с. — (Горячая линия). — ISBN 5-699-03158-8.
- Меркулова И. А. Экспрессивные номинации по социальном признаку в современной русской речи // Социальные вариаты языка-XI. Сборник научных статей международной конференции. — Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, 2021. — С. 27-31.
- Сковородников А. П., Копнина Г. А. Лингвотоксичные явления в речи и языке // Мир русского слова. — 2017. — № 3. — С. 28-32.
Ссылки
- Аверьянов В. Между «нацшизой» и «демшизой» // Московские Новости. 25.08.2006.
- Экспертиза статьи А. Боброва «Листопадник: удушение родного» (Советская Россия. 30.10.1997) (недоступная ссылка с 28-05-2013 [4217 дней] — история, копия).