Дворец Лейхтенбергских

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дворец
Дворец Лейхтенбергских
Координаты: 59°53′40″ с. ш. 29°50′35″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург, Петергоф
Архитектурный стиль неогреческий (эллинизм)
Автор проекта Штакеншнейдер, Андрей Иванович
Строительство 18391842 годы
Статус Герб ОКН

Дворец Лейхтенбергских, также дворец Лейхтенберг — дворец (загородный дом), расположенный на гребне берегового уступа в северо-восточной части поместья «Сергиевка» на западной окраине Петергофа близ Санкт-Петербурга. Поместье было свадебным подарком императора Николая I дочери, Великой княгине Марии Николаевне и её мужу Максимилиану, герцогу Лейхтенбергскому.

История

Здание построено архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером для дочери Николая I Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, в 1839—1842 годах. Штакеншнейдер также является автором петербургской резиденции Лейхтенберских — Мариинского дворца. В годы Великой Отечественная войны здание было сильно разрушено. Частично восстановлено в 1990—2000-х годах. В советский период дворец и окружающие его постройки занимали лаборатории Биологического института Санкт-Петербургского государственного университета.

Архитектура и стиль

Архитектурный стиль усадебного дома близок «прусскому эллинизму» построек К. Ф. Шинкеля в Берлине. Однако, в сравнении с прусскими постройками Шинкеля работы Штакеншнейдера более разнообразны в композиционном отношении. Кроме того, рядом с «эллинизмом» усадебного дома в Сергиевке архитектор возвёл «Дворец на Собственной даче» в стиле необарокко (1844—1846) и церковь Святой Троицы в традиционном «русском стиле» (1857—1859). Тем самым Штакеншнейдер продемонстрировал программный полистилизм, который стал основой творческого метода многих мастеров в период историзма середины и второй половины XIX века.

В композиции здания Штакеншнейдер исходил из традиций планировки загородных древнеримских вилл (лат. villa suburbana). Асимметричный план с различными фасадами, вазоны по углам центрального объёма, перголы с вьющимися растениями, лоджии южного фасада (позднее застеклённые), портики боковых павильонов придают зданию сходство с италийскими виллами. Южный фасад здания дополняют небольшие портики, подобно изящным цитатам из античности (Штакеншнейдер называл их «храмиками»), с коринфскими капителями каннелированных колонн и кессонными плафонами, расписанными красками «вплоть до алого помпеянского». Общий цвет здания — «песочный»[1].

Примечательно, что Штакеншнейдер для объяснения стилей своих построек пользовался разными терминами: помпейский (помпеянский) стиль, «неогрек», «в греческом вкусе». Термин «неогрек», или «а ла грек» (фр. à la grecque — «под греков»), использовали в России XVIII—XIX веков, но он не имел точного значения, скорее, обозначал вообще моду на античность[2]. Дворец в Сергиевке и даже Царицын павильон в Луговом парке Петергофа именовали то «итальянским», то «греческим»[3]. Основная причина — своеобразие памятников, служивших для вдохновения, найденных главным образом на территории Геркуланума и Помпей, впитавших традиции разных культур: этрусской, греческой и римской.

По одной из версий, ближайшим прототипом (а возможно, и указанным образцом) дворца в Сергиевке мог быть павильон «Римские купальни», построенный Шинкелем в парке Сан-Суси в Потсдаме (проект 1834 г.), в котором явственны асимметричный план, перголы в античные цитаты[4].

В 1837—1838 годах Штакеншнейдер вторично путешествовал по странам Европы и был в Потсдаме (в то время внутренняя отделка «Римских купален» еще не была завершена). Примечательно также, что в «помпейских домах» в Германии, Франции и России италийским традициям следовали лишь интерьеры, а наружное убранство повторяло элементы декора древнегреческих храмов. Интерьеры усадьбы в Сергиевке были оформлены в «помпеянском вкусе» с включением подлинных античных фрагментов (в 1845 году император Николай I с семьей побывал в Италии, на раскопках Помпей, там российский император приобрел подлинные античные предметы и их копии для украшения загородных резиденций). «Античную» мебель в Санкт-Петербурге поставляла мастерская Генриха Гамбса[5].

Примечания

  1. Власов В. Г. Неостили как альтернатива классицистической традиции в архитектуре // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 3. — C. 273.— ISBN 978-5-86007-705-8
  2. Петрова Т. А. Архитектура неогрек в творчестве А. И. Штакеншнейдера. К вопросу о природе греческого стиля // В тени «больших стилей»: Материалы VIII Царскосельской научной конференции / ГМЗ «Царское Село». VIII Царскосельская научная конференция; при поддержке ГЭ. — СПб., 2002. — С. 67—77. — 323 с. — ISBN 5-93572-084-1.
  3. Пашкова Т. Л. Неогреческий стиль в архитектуре России и Германии. Художественные особенности и идеология // Россия — Германия. Пространство общения: Материалы X Царскосельской научной конференции / ГМЗ «Царское Село». — СПб.: Изд-во ГЭ, 2004. — С 336, 354 (примеч. 4), 355 (примеч. 5).— ISBN 978-5-86007-705-8
  4. Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 265—269
  5. Ботт И. К. Помпейский стиль в русской мебели // В тени «больших стилей». Материалы VIII Царскосельской научной конференции. — СПб., 2002. — С. 309

См. также