Две чёрные бутылки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Две чёрные бутылки
Two Black Bottles
Иллюстрация Хью Рэнкина[en] к первому изданиюИллюстрация Хью Рэнкина[en] к первому изданию
Жанр Лавкравтовские ужасы
Автор Говард Филипс Лавкрафт
Дата написания октябрь 1926
Дата первой публикации август 1927
Издательство «Weird Tales»

«Две черные бутылки» (англ. Two Black Bottles) — короткий рассказ американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта и Уилфреда Бланча Толмэна, написанный в октябре 1926 года. Впервые был издан выпуске журнала «Weird Tales» за август 1927 года.

Сюжет

Weird Tales (август 1927 года, том 10, № 2) с изображением Отиса Адельберта Клайна «Невеста Осириса»

Хоффман Вандерхооф приезжает в деревню Даальберген в горах Ромпало (англ. Daalbergen, Ramapo), по вопросу наследства дяди Йоханнеса. Местные жители обвиняют его дядю и пономаря Абеля в связи с нечистым. Абель Фостер якобы разговаривал с мертвецами в могилах и те ему отвечали. Фостер прибыл в деревню 10 лет назад и после грянули беды: рудник закрылся, люди стали уезжать. Тогда же Йоханес начал проповедовать молитвы на неизвестном языке, в которых он упоминал «царство незримых духов из далекого прошлого», ночных кровопийц и гулей (англ. Night-haunting ghouls). Йоханнес вел проповеди, будто, находясь во власти высшей силы. Прихожане перестали ходить в церковь, но Йоханнес продолжал свои проповеди в одиночестве. По ночам в окнах церкви мерцали странные огни. Фостер тоже говорил на неизвестном языке; он позаботился о похоронах Йоханесса, а после появился радостный в городе. Говорили, что это Фостер заставил Йоханнеса продать душу.

Хоффман отправляется ночью через болото и выходит к старой церкви, которую окружают могильные камни. Внутри он обнаруживает библиотеку и лабораторию, где спит пьяный Фостер. Тот вскакивает от испуга и кричит, ожидая, что за ним явился восставший из могилы Йоханнес. Фостер признается, что изучал чёрную магию и «нездешнее знание» из книг Пастора Слотта, первого настоятеля церкви. Именно он насылал проклятья на горожан и подчинил волю Йоханнеса, заключив его душу в бутылку. Теперь, без души, тот не сможет попасть ни на небеса ни в ад. Между мужчинами вспыхивает борьба, в ходе которой разбивается стоящая на столе бутылка, в которую Фостер заключил свою душу 200 лет назад. Фостер сморщивается, а его плоть чернеет, обращаясь в жёлтую пыль.

Бутылка в руке стала горячей и источала слабое фосфоресцирующее сияние. Раздался шорох осыпающейся земли. Луна уже стояла высоко в небе. Крест на могиле Вандерхоофа упал наземь. Раздался жуткий рев. На фоне озаренной лунным светом стены церкви появилась гигантская чёрная тень, которая вылезла из могилы Йоханнеса и медленной, неверной поступью волочилась ко входу в здание.

На утро могила Йоханесса оказалась пустой. По слухам, с той поры в полнолуние по кладбищу бродит гигантская фигура, с бутылкой в руке и что-то ищет.

Персонажи

Хоффман Вандерхооф (англ. Hoffman Vanderhoof) — рассказчик.

Домини Йоханнес Вандерхооф (англ. Dominie Johannes Vanderhoof) — пастор, дядя Хоффмана, высокий и внушительный человек со слабым сердцем. Попал под темное влияние Фостера, который манипулировал им на проповедях и пугал людей. Несмотря на усилия местных, они не могли позволить себе заменить его, поэтому Йоханнес продолжал проповедовать в пустом зале.

Абель Фостер (англ. Abel Foster) — пастор, согбенный и сморщенный своим невероятным возрастом. Раз в неделю закупал провизию в деревне. Ни с кем не разговаривал, бросал злые взгляды, стучал палкой по неровной мостовой. Нашел и прочитал коллекцию оккультных материалов Домини Слотта. Фостер насылал проклятия на город и говорил на неизвестном языке.

Второстепенные персонажи

  • Домини Гиллиам Слотт (англ. Dominie Guilliam Slott) — первый пастор церкви, занявший эту должность в 1701 году, несмотря на это, занимался оккультизмом.
  • Марк Хейнс (англ. Mark Haines) — бакалейщик в Даальбергене, который знал все местные слухи и распространял их. Написал письмо Хоффману о наследстве.
  • Чёрная тень (англ. Black shadow) — гигантский силуэт жуткой черной тени, отвратительно дергаясь, поднимающейся из могилы.

Вдохновение

Получив от Уилфреда Бланша краткий обзор и черновик, Лавкрафт внес некоторые изменения в структуру повествования, в том числе, подачу событий только от первого лица; добавил фрагменты с диалектизмами и частично переписал диалоги с целью придания языковыми средствами произведению плавности и завершенности[1]. Необычным для Лавкрафта является то, что христианский Бог упоминается в тексте рассказа, — что делает этот рассказ одним из немногих среди «Лавкрафтовских ужасов», что включает в себя Иудеохристианские концепции религии. Ветхий Завет упоминается в рассказах «Картина в доме», «Ужас в Ред Хуке» «Грёзы в ведьмовском доме» и романе «Случай Чарльза Декстера Варда».

Даальберген — предположительно, голландское сообщество, рядом с горами Апалачи, особенно учитывая использование имен Хоффман и Домини. Рассказ локализуется в отчужденной глубинке, столь характерной для произведений Лавкрафта,

Существует настоящая городская легенда про шахтерский город, в котором иссякла железная жила из-за проклятия Фостера. Лавкрафт часто использует городские легенды двух разных городов и на их основе создает новый вымышленный город. В рассказе «Неименуемое» упоминается легенда Аркхема про пастора, которого, вместе с прихожанами в церкви, убило невидимое существо.

описывающих воображаемую сельскую местность Новой Англии, — известную как «Страна Лавкрафта».

Связь с другими произведениями

В рассказе «Алхимик» колдун при помощи философского камня и эликсира молодости прожил 400 лет.

В рассказе «Страшный старик» старик заключал души в бутылки и говорил с ними.

В рассказе «Ужас в Ред Хуке» ведьма умерла, когда был разбит ее алтарь.

В рассказе «Пёс» некромант воскрес, когда гробокопатели вернули в его могилу амулет.

В рассказе «Загадочный дом на туманном утёсе» старик говорил с бутылками, а также упоминаются летающие черные тени.

В рассказе «Ужас Данвича» описано поверье, согласно которому козоди ловят душу после смерти.

Примечания

  1. Joshi, S. T.; Schultz, David E.. An H.P. Lovecraft encyclopedia. — Westport, Connecticut: Greenwood Publishing Group, 2001. — P. 279—280. — 339 p. — ISBN 0-313-31578-7.

Ссылки

Источники

  1. Harms, Daniel; John Wisdom Gonce (2003). The Necronomicon files: the truth behind Lovecraft’s legend. Newburyport, Massachusetts: Weiser Books. p. 342. ISBN 1-57863-269-2.
  2. Lovecraft, H. P. (2008). H. P. Lovecraft: Complete and Unabridged. New York City: Barnes & Noble. p. 1098. ISBN 978-1-4351-0793-9.
  3. Joshi, S. T.; Schultz, David E. (2001). An H.P. Lovecraft encyclopedia. Westport, Connecticut: Greenwood Publishing Group. p. 339. ISBN 0-313-31578-7.