Двенадцать греческих мастеров

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Двенадцать греческих мастеров
Мастера получают от Богородицы её икону для будущей церквиМастера получают от Богородицы её икону для будущей церкви
Почитается в Русской церкви
В лике преподобных
Главная святыня мощи в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры
День памяти 14 февраля и 28 сентября (по юлианскому календарю)
Подвижничество строительство Успенского собора Киево-Печерской лавры

Двенадцать греческих мастеров — православные святые, почитаемые в лике преподобных, чьи мощи находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Их считают греческими мастерами, которые, согласно Киево-Печерского патерику, по чудесному зову Богородицы пришли из Константинополя для постройки и украшения Успенской церкви монастыря. Память этих святых совершается (по юлианскому календарю) 14 февраля и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).

Патерик сообщает о двух приходах мастеров в Киев. Первые четыре мастера пришли до начала закладки Успенской церкви (то есть до 1073 года). Придя к преподобным Антонию и Феодосию, они спросили, где те хотят строить церковь, и услышав ответ, что место ещё не определено, возмутились, сказав «дали Вы нам столько злата, а места не знаете, где строить церковь». Преподобные, собрав всю монастырскую братию, начали расспрашивать греков и услышали от них следующее:

Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: «Зовёт вас Царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время и рассудили, что одно и то же повеление Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы Царицу и множество воинов при ней, мы поклонились Ей, и Она сказала нам: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О Госпожа Царица! В чужую страну посылаешь ты нас, — к кому мы там придём?» Она же сказала: «К ним посылаю, к Антонию и Феодосию». Мы же сказали: «Зачем же, Госпожа, на три года золота даёшь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем Сама захочешь». Царица же сказала: «Сей Антоний, только благословив, отойдёт из этого мира на вечный покой, а сей Феодосий через два года после него отойдёт ко Господу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить».

Затем Царица дала им мощи мучеников Артемия и Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, чтобы положить в основание церкви, показала на небе образ будущей церкви, а на вопрос, как назвать её, сказала — «Богородицына будет церковь». Также Она дала им икону, указав поставить её в церкви наместной.

Вторая группа мастеров-иконописцев пришли к игумену Никону спустя десять лет после смерти Антония и Феодосия, однако заявили, что получили от них плату за роспись небольшой церкви, а Успенская слишком велика, и они хотят отдать золото и уйти. Никон сказал им, что преподобные уже скончались, показал грекам их изображения, и те признали в них заказчиков росписи, с которыми они вели торг. Мастера рассказали, что образ церкви неоднократно являлся им по дороге из Константинополя. Видя её размеры, они хотели повернуть обратно, но буря останавливала их, а потом ими был услышан голос, исходивший от явившейся им наместной иконы:

Люди, зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле Сына Моего и Моей; если не послушаетесь Меня и захотите бежать,— я возьму всех вас и прямо в ладье поставлю в церкви Моей. И то знайте, что вы оттуда не выйдете, но, в монастыре Моём постригшись, там и скончаетесь, и я вам дарую милость в будущем веке ради строителей этой церкви, Антония и Феодосия.

Патерик сообщает, что все мастера приняли постриг, остались в монастыре, а после смерти были «положены в своём притворе; свиты их и ныне лежат на полатях, и книги их греческие хранятся в память такого чуда».

Примечания

Источники