Данци, Маргарета
Маргарета Данци | |
---|---|
Margarethe Danzi | |
Основная информация | |
Имя при рождении |
Maria Margarethe Marchand Мария Маргарета Маршан |
Полное имя |
Maria Margarethe Danzi Мария Маргарета Данци |
Дата рождения | 1768 |
Место рождения | Франкфурт-на-Майне |
Дата смерти | 11 июня 1800 |
Место смерти | Мюнхен |
Страна |
|
Профессии | певица, пианист, композитор |
Годы активности | 1785—1800 |
Инструменты | скрипка, фортепиано |
Жанры | скрипичная соната, фортепианная соната |
Мари́я Маргаре́та Да́нци, урождённая Марша́н (нем. Maria Margarethe Danzi, geb. Marchand; 1768, Франкфурт-на-Майне или Мангейм[1] — 11 июня 1800, Мюнхен) — немецкая певица (сопрано) и композитор. Дочь Теобальда Маршана, сестра Генриха Маршана, жена Франца Данци. С 1796 года и до смерти была примадонной в мюнхенской Придворной опере.
Биография
Ранние годы и обучение
Маргарета была дочерью происходившего из Страсбурга театрального директора Теобальда Илария Маршана, чья труппа выступала в Майнце, Франкфурте, Мангейме и Мюнхене. Считается, что Маргарета родилась во время гастролей во Франкфурте. Её мать Магдалена Брошар (Brochard) была актрисой (субреткой) и балетной танцовщицей[2]. Труппа Маршана обосновалась в Мангейме в 1775 году, когда курфюрст Карл Теодор назначил отца Маргареты первым директором нового Народного театра[нем.].
С ранних лет она играла детские роли в театре и выступала как пианистка или певица. В 1781 году впервые исполнила заглавную роль в пьесе «Паж» (Der Edelknabe) Иоганна Якоба Энгеля в Придворном театре Магнейма (в 1771 году эту же роль играла её старшая сестра).
После того как двор курфюрста переехал из Мангейма в Мюнхен (1778), семья Маршана последовала за ним. В 1778—1782 годах Маргарета училась у Франциски Лебрен (урождённой Данци), сестры своего будущего мужа. Обучение включало в себя скрипку, пение и теорию музыки. Влияние уже довольно успешной певицы и композитора Франциски на молодую Маргарету, по всей видимости, было огромным: впоследствии она повторила успешный путь своей золовки.
Главным учителем для своих детей Маршан избрал Леопольда Моцарта: он послал к нему сначала сына Генриха (будущего скрипача), потом Маргарету, а позже и их двоюродную сестру Иоганну Брошар.
Маргарета жила в Зальцбурге в доме Моцартов в 1782—1784 годах (вместе с младшим братом Генрихом), и Леопольд возлагал на них большие надежды[3]. Младший Моцарт слушал её во время своих возвращений в Зальцбург в 1782 и 1783 годах. Голос Маргареты ему понравился, и он предложил написать для неё арию (она либо не была написана, либо утрачена).[источник не указан 3140 дней] Обучением девочки занималась и Мария Анна (Наннерль) Моцарт, что нашло отражение в её дневнике[4]. В 1784 году она вышла замуж и уехала в Санкт-Гильген. Леопольд Моцарт счёл себя не в силах продолжать в одиночку обучение детей Маршана, и они вернулись в Мюнхен.
Певица и композитор
Несмотря на опасения Леопольда Моцарта, что из-за интриг в Придворном театре что она не найдёт в нём себе места, Маргарете удалось начать там карьеру. Первое её публичное выступление как певицы в мюнхенском Придворном театре[нем.] состоялось в 1785 году, а 26 апреля 1786 года она впервые исполнила главную роль — Каллоандру в «Венецианской ярмарке» Сальери (Леопольд Моцарт отметил её успех: «Гредль в Пасхальный понедельник впервые пела главную роль в Придворной академии <…> и получила величайшее одобрение»[5]). В следующем году она пела роль Телаиры в первой постановке (12 января 1787) «Кастора и Поллукса» аббата Фоглера.
К этому же времени (1786) относится написание Маргаретой Шести сонат для клавира. Известно, что по возвращении в Мюнхен она брала уроки композиции у своего будущего мужа Франца Данци, и это позволяет предположить, что сонаты создавались под его влиянием. Однако их можно отнести и к предыдущему году, когда она жила ещё у Леопольда Моцарта. Он поддержал её первые шаги в композиции и безуспешно попытался издать эти сонаты в Вене у Кристофа Торричеллы: «О сонатах Гретль я ничего не слышал. Я напишу Торичелле сам, также и по поводу клавираусцуга „Похищения“[6]»[7]. Эти сонаты утрачены.
В 1790 году Маргарета вышла замуж за композитора и первого виолончелиста мюнхенского придворного оркестра Франца Данци. Они стали гастролировать вместе. Два года (с 1792) Маргарета была примадонной в труппе Доменико Гвардасони[англ.], в составе которой с огромным успехом выступала Лейпциге и Праге. Особенно ей удавались главные роли в операх Моцарта. В 1794 году Данци снова были в Мюнхене, но вскоре отправились в Италию. Среди прочих мест они посетили Флоренцию и Венецию. Затяжная болезнь лёгких вынудила Маргарету отказаться от дальнейших поездок, и в 1796 году пара вернулась в Мюнхен.
С 1796 года Маргарета пела в Немецком театре (Deutsches Theater) в Мюнхене. В 1798 году её муж был назначен вице-капельмейстером. В 1799 году она пела в первой постановке (12 июня) его оперы «Поцелуй». Она умерла в ночь с 10 на 11 июня 1800 года от осложнений болезни лёгких. В ноябре того же года во «Всеобщей музыкальной газете» был напечатан составленный Карлом Каннабихом её некролог.
Семья
- Муж — композитор Франц Данци. В этом браке родилось двое детей, но выжила только одна дочка:
- Маргарета Данци (1799 — 23 октября 1866), замужем за актёром Людвигом Брандтом, пела в мангеймском Придворном театре.
Сочинения
Список сочинений
Издатели конца XVIII века были мало заинтересованы в выпуске произведений женщин-композиторов. Все сочинения Маргареты Данци были изданы уже посмертно у Фальтера[нем.] стараниями её мужа:
- Три сонаты для фортепиано с обязательной скрипкой, соч. 1 (1801);
- Марш марсельцев с вариациями (Marche de Marseillois varié) для фортепиано, соч. 2 (1802).
Кроме того, ей принадлежит Анданте с вариациями, вошедшее как средняя часть[8] в Сонату для фортепиано Фа мажор, соч. 3 её мужа (опубликована также у Фальтера ок. 1800).
Издания
В XX веке интерес к Маргарете Данци впервые проявил исследовавший музыкальную жизнь Баварии XVIII—XIX веков Роберт Мюнстер[нем.]. Он издал в 1967 году первую сонату. В 1996 году вышли все три сонаты в редакции Барбары Харбах[англ.], занимающейся популяризацией сочинений женщин-композиторов.
- Margarethe Danzi. Sonate für Violine und Klavier; op. 1,1. Hrsg. und Vorw. von Robert Münster. — Giebing: Katzbichler, [1967]. — 21 S. + 1 St. — (Varie musiche di Baviera).
- Margarethe Danzi. Sonata I in E-flat Major for violin and piano. Ed. by Barbara Harbach. — Pullman, WA: Vivace Pr. (VIV 905), c 1996. — 28 S. + 1 St.
- Margarethe Danzi. Sonata II in B-flat Major for violin and piano. Ed. by Barbara Harbach. — Pullman, WA: Vivace Pr. (VIV 906), c 1996. — 20 S. + 1 St.
- Margarethe Danzi. Sonata III in E Major for violin and piano. [Ed. by Barbara Harbach.] — Pullman, WA: Vivace Pr. (VIV 907), c 1996. — 25 S. + 1 St.
- Three Marias: three eighteenth century sonatas by Maria Barthélemon [No. 4], Maria Danzi [Op. 1 No. 1], Maria Hester Park [Op. 13 No. 2]. Ed. Susau [sic] Eileen Pickett. — Bryn Mawr, PA: Hildegard Publ. (09763), 1997. — VII, 51 S. + 1 St.
- Maria Margarethe Marchand Danzi. Sonata terza pour le pianoforte (with violin obbligato). [Ed. Caroline Cunningham]. — Bryn Mawr, PA: Hildegard Publ., 1998. — [28] S. + 1 St.
Записи
- (запись 5.7.1972) Соната Es-dur, соч. 1 № 1: Вернер Гробхольц (скрипка) и Моника фон Заальфельд (фортепиано).
- Грампластинка: Münchner Komponistinnen aus Klassik und Romantik. Musica Bavarica MB 902.
- Компакт-диск: Münchner Komponistinnen aus Klassik und Romantik. Musica Bavarica MB 75 121 (недоступная ссылка) (1997).
- Соната Es-dur, соч. 1 № 1: Марианна Бёттхер (скрипка) и Урсула Треде-Бёттхер (фортепиано)
- Компакт-диск: D’un matin de printemps. Kammermusik von Komponistinnen für Violine & Klavier. — Bayer Records BR 100 169.
- Три сонаты, соч. 1: Антуанетта Ломан (скрипка) и Вон Шлепп (фортепиано), инструменты эпохи.
- Компакт-диск: Sonatas & Variations for fortepiano & violin. Challenge Records[англ.] FL 72405 (2007).
Примечания
- ↑ О рождении Маргареты Данци во Франкфурте пишет Оскар Тейбнер (Oscar Teuber. Geschichte des Prager Theaters. 1883 und 1885). Встречающееся указание на Мюнхен как место рождения неверно.
- ↑ Theaterjournal für Deutschland, IX, 1779, S.16f.
- ↑ Письмо Леопольда Моцарта Брейткопфу (29 апреля 1782), постскриптум. . Дата обращения: 16 июля 2016. Архивировано 16 октября 2016 года.
- ↑ См.: Mozart, Maria Anna. «meine tag Ordnungen». Nannerl Mozarts Tagebuchblätter 1775—1783 mit Eintragungen ihres Bruders Wolfgang und ihres Vaters Leopold. Herausgegeben und kommentiert von Geneviève Geffray unter Mitarbeit von Rudolph Angermüller. — Bad Honnef: K.H. Bock, 1998.
- ↑ Письмо Леопольда Моцарта Марие Анне Моцарт (28 апреля 1786): Архивная копия от 16 октября 2016 на Wayback Machine «Die Gredl hat am Ostermontag das erste mahl als Hofsängerin in der Hofaccademie <…> gesungen, und den grössten Beyfahl erhalten».
- ↑ Речь идёт только об увертюре.
- ↑ Письмо Леопольда Моцарта Марие Анне Моцарт (27—29 октября 1785 года): Архивная копия от 16 октября 2016 на Wayback Machine «Von den Sonaten der Gretl höre nicht ein Wort; ich werde dem Toricella selbst schreiben, auch wegen dem Clavierauszug der Entführung».
- ↑ Хотя на титульном листе назван только один автор (Франц Данци), в нотах в начале анданте написано, что оно «сочинено г-жой Данци» (comp. par Mad. Danzi).
Литература
- (нем.) [Карл Каннабих]. Некролог Маргареты Данци во «Всеобщей музыкальной газете» (ноябрь 1801 года).
- M. Holl. Theaterdirektor Theobald Marchand und seine Tochter Margarete Marchand-Danzi: zwei Aquarellstudien des Malers Joseph Franz von Goez (нем.) // Festschrift Wolfgang Rehm zum 60. Geburtstag, hg. D. Berke und H. Heckmann. — Kassel, 1989. — S. 146–54.
- (англ.) Brigitte Höft, Peter M. Alexander, Paul Corneilson. (Maria) Margarethe Danzi [née Marchand] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.
- (нем.) Brigitte Höft. Danzi, Margarethe // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. 2. Aufl. Ludwig Finscher (Hg.). — Kassel: Bärenreiter Verlag, 1999. — С. 411f.
- (нем.) Danzi, Margarethe // Großes Sängerlexikon. — Walter de Gruyter. — С. 1010–1011. — ISBN 978-3-598-44088-5.
- (нем.) Nicole K. Strohmann. Margarethe Danzi.
Ссылки
- Родившиеся в 1768 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся во Франкфурте-на-Майне
- Умершие 11 июня
- Умершие в 1800 году
- Умершие в Мюнхене
- Музыканты по алфавиту
- Родившиеся в Мангейме
- Академические музыканты Германии
- Женщины-композиторы
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Германии XVIII века
- Композиторы Германии XIX века
- Сопрано