Дакшинамурти

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дакшинамурти
Скульптура Шивы-Дакшинамурти с виной над южным входом в Храме Минакши в МадураеСкульптура Шивы-Дакшинамурти с виной над южным входом в Храме Минакши в Мадурае
ипостась Шивы
Мифология индийская
Пол мужской

Дакшинамурти (санскр. दक्षिणामूर्ति IAST: dakṣiṇāmūrti[1]) — аспект Шивы как вселенского гуру, обучающего (в основном в молчаливой форме) всем видам знания — йоге, объяснения к шастрам и т. д. Эту форму почитают как бога мудрости и медитации.[2][3]

Этимология

Слово Дакшинамурти является сложносоставным словом (татпуруша) и состоит из двух слов:

  1. dakṣiṇā (санскр. दक्षिणा) — «смотрящий на юг»;
  2. mūrti (санскр. मूर्ति) — «образ», «форма».

Таким образом, его можно перевести на русский язык как «образ Шивы, который смотрит (обращён лицом) на юг».

Шри Рамана Махарши трактует это имя Шивы как IAST: dakṣiṇa-amūrti — «one who is capable but without form», что можно перевести как «сила (могущество) вне форм».

История

Согласно пуранической легенде, Брахма мыслью породил четырёх сыновей — Санаку, Сананду, Санатсуджату и Санаткумару — и попросил их заселить различными живыми существами только что сотворённый им мир. Однако они отказались и ушли от Брахмы в поисках мудрости. Придя к Вишну, они увидели, что тот возлежит на змее Шеше, а богиня Лакшми массирует ему ступни. Посчитав, что тот, кто живёт в великолепном дворце и связан с супругой не сможет обучить их, четверо Санаткумаров покинули Вайкунтху и направились к Шиве. Шива встретил их сидящим под деревом, молчаливый, погружённый в созерцание. Они сели перед ним и также погрузились в созерцание и по прошествии какого-то времени достигли просветления.[4]

Изображения

Гопурам храма Капелешвары в Ченнаи украшен двух скульптур Дакшинамурти: один играет на вине, другой в медитативном состоянии.

Хотя почитание Шивы в этом образе в основном распространено в Южной Индии[5] и в традиции Шайва-сиддхантха, в других шиваитских школах этому образу Шивы придаётся немаловажное значение. В каждом шиваитском храме (в основном, в южной его части) есть либо статуи Дакшинамурти, либо фрески с его изображением. Его в основном изображают на южной стороне храма (надвратной скульптурой). Это всегда сидящая статуя (в большинстве случаев четырёхрукая) на подстилке из оленьей или тигровой шкуры, часто под деревом Баньян, в окружении риши или Санаткумаров[6], шиваганы; иногда его окружают дикие животные. Он сидит либо в падмасане или другой, близкой ей асане; либо сидит на небольшом возвышении: его правая нога покоится на спине асура Апасмары[7], стопа левой ноги лежит на бедре правой.

Как правило, Шивы-Дакшинамурти изображается четырёхруким. В двух верхних руках он держит огонь, змею или рудракша-малу; нижняя левая держит траву Куша или тексты Вед; нижняя правая чаще всего находится в одной из мудр — Джняна-мудре (Мудре знания) или Абхая-мудре (Мудре защиты и благословления).

Также есть изображения Шивы-Дакшинамурти с виной (музыкальным инструментом) — Винадхара-Дакшинамурти; изображения Шивы-Дакшинамурти восседающего на быке Ришабхе — Ришабхарода-Дакшинамурти и другие.

Храмы

Хотя изображения Шивы-Дакшинамурти присутствуют в подавляющем большинстве храмов Шивы, существует лишь несколько храмов, в которых Дакшинамурти является главным божеством. Один из них — храм Махакалешвар, в Махакала, Удджайн. Это единственный храм Дакшинамурти среди храмов Джьотирлинги и поэтому он имеет особое значение для шиваитов.

В ритуале

Существует несколько специализированных Дакшинамурти-пудж, которые проводятся в основном либо в храмах Шивы-Дакшинамурти, либо в храмовых пределах, которые посвящены Ему. Так же существует несколько гимнов, посвящённых Дакшинамурти; самая известная из них — Дакшинамурти-аштака («Восемь хвалебных стров к Дакшинамурти»), написанная Шанкарачарьей.

Примечания

  1. Иконографическая описание в Dakṣiṇāmūrti форме, см.: Sivaramamurti (1976), p. 47.
  2. Dhallapiccola A.[исп.]. Dictionary of Hindu Lore and Legend[англ.]. — New York: Thames & Hudson[англ.], 2002. — 224 p. — ISBN 9780500284025, ISBN 0500284024.
  3. Conway D. J.[англ.] Magick of the Gods and Goddesses: Invoking the Power of the Ancient Gods. p.284
  4. По материалам сайта Flowers of DevotionAn Expression of Bhakti Архивная копия от 23 июля 2011 на Wayback Machine (англ.)
  5. For characterization of Dakṣiṇāmūrti as a mostly south Indian form, see: Chakravarti, p. 62.
  6. For the deer-throne and the audience of sages as Dakṣiṇāmūrti, see: Chakravarti, p. 155.
  7. Апасмара (санскр. अपस्मार IAST: apasmāra, «забывчивость», «невежество», «эпилепсия») — олицетворение невежества и эпилепсии; был придавлен правой ногой Шивы и убит. Когда Шива изображается в виде Натараджи — Владыки Танца — асура Апасмара всегда изображается как опора правой ноги.

Ссылки