Перейти к содержанию

Гуджаратский погром

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гуджаратский погром
Уличные столкновения между индуистами и мусульманами. Фото AFP.Уличные столкновения между индуистами и мусульманами. Фото AFP.
Тип Массовое убийство, погром
Причина поджог поезда с паломниками-индусами
Страна  Индия
Место Гуджарат
Дата февраль-март 2002 года
Погибших 790 мусульман, 254 индуиста, 223 пропавших без вести
Пострадавших свыше 2500

Гуджара́тский погро́м (Гуджарадская резня) (англ. 2002 Gujarat riots, 2002 Gujarat violence, The Gujarat pogrom, The Gujarat massacre) — серия межрелигиозных столкновений между радикальными индуистами и мусульманами в индийском штате Гуджарат, произошедшие в феврале-марте 2002 года. Наиболее ожесточённые столкновения произошли в Ахмадабаде. События в Гуджарате явились проявлением жёсткого радикального национализма, «хиндутвы», жертвами которого только с 1990 года стали десятки тысяч мусульман[1]. У погрома, происходившего с молчаливого согласия властей, был и политический срез: мобилизация электората[2].

Повод

Разборка останков в сгоревшем вагоне на станции Годхра. Фото Associated Press, февраль 2002 года.

Поводом к погрому стал пожар в пассажирском поезде с индуистскими паломниками возле станции Годхра 27 февраля 2002 года. Тогда заживо сгорели 58[3] (по другим данным 59)[4] человек.

В поджоге был обвинён мусульманин, мотивом которого была религиозная неприязнь. Мусульмане отрицали обвинения в умышленном поджоге, хотя признавали, что остановили поезд, протестуя против того, как паломники-индусы насмехались над мусульманами-лоточниками и носильщиками[5].

Многие паломники были членами праворадикальной организации Вишва Хинду Паришад (ВХП), выступающей за строительство индуистского храма в городе Айодхья на месте разрушенной индуистскими шовинистами в 1992 году мечети XVI века[6]. Индусы считают, что мечеть Бабри была построена могольским императором Бабуром на руинах храма бога Рамы и теперь на этом месте необходимо построить индуистский храм. Впоследствии индийский суд запретил как восстанавливать мечеть, так и возводить в Айодхье индуистский храм[7].

В 2020 году на месте мечети начали возводить новый индуистский храм Рам Джанмабхуми в честь бога Рамы площадью 280 тыс. м². Его освящение состоялось 22 января 2024 года, церемонию возглавил премьер-министр страны и приверженец хиндутвы Нарендра Моди[8].

Погром

Горящие кварталы Ахмадабада.

Инцидент в поезде был немедленно использован экстремистскими индуистскими группами, такими как Rashtriya Swayamsevak Sangh (РСС), Vishwa Hindu Parishad и Bajrang Dal, чтобы разжечь истерию и спровоцировать нападения на мусульман, заявляя, что они действовали в целях самообороны от мусульманского терроризма. Толпы индуистов, не сдерживаемые государственной полицией и поощряемые тогдашним главным министром Нарендрой Моди, начали общегосударственную кампанию «возмездия» против мусульман[9].

Тысячи разъярённых индусов, в том числе старики, женщины и дети, устремились в мусульманские кварталы города и стали переворачивать машины, бить витрины и поджигать дома, принадлежащие мусульманам[7]. В ходе погрома индусы насиловали мусульманок, затем заливали им и их детям в горло керосин и поджигали[5]. Такая жестокая казнь получила название «гуджаратский факел»[1]. Многие тысячи людей бежали с мест погромов. Наиболее ожесточённые столкновения произошли в Ахмадабаде. Мусульманам, которые обращались к полиции за помощью, отвечали, что приказа спасать их не было[9]. Несмотря на введённый в городе комендантский час, полиции так и не удалось остановить многочисленные акты расправ над людьми, вандализма и мародёрства[7].

Расследование

Массовое захоронение жертв погрома, обнаруженное в Ахмадабаде в январе 2004 года наблюдателями Human Rights Watch. Здесь покоятся останки 34 женщин и 27 детей.

В результате погрома погибло свыше 2000 мусульман, которые были зверски убиты и сожжены заживо[3]. По данным правительства Индии, были убиты 790 мусульман и 254 индуиста, ещё 223 человека пропали без вести и ещё 2500 получили ранения. Ложность этих данных показывают многочисленные свидетельства. Так, в мусульманском предместье Naroda Patiya по официальным данным было только 70 погибших, тогда как до погрома здесь проживало около тысячи человек. Выжившие подробно перечислили пропавших без вести людей из этого района и назвали имена своих родных и близких, которых они видели умирающими на своих глазах. Большинство тел погибших были обуглены или изуродованы до неузнаваемости, их родственники не смогли получить доступ к телам, чтобы достойно совершить последние обряды[10]. Чудовищность и свирепость нападения заставили всех выживших жителей поселения Naroda Patiya бежать. Каждый дом был разграблен, а некоторые сожжены. Все поселение было полностью опустошено[10].

По данным правозащитных групп, власти не предприняли должных мер по предотвращению насилия против мусульман[4].

В 2005 году суд рассмотрел дело о пожаре в поезде и пришёл к выводу, что он не был результатом злого умысла, а стал результатом стечения обстоятельств: возгорание случилось внутри вагона. Однако созданная в 2010 году Верховным судом комиссия для расследования погромов, работавшая на протяжении шести лет и изучившая показания более 1000 свидетелей, обнаружила, что незадолго до поджога нападавшие купили 140 литров бензина, и связала это событие с поджогом, квалифицировав действия нападавших как предварительный сговор[11].

Ближайшим родственникам каждого убитого были выплачены 150 000 рупий ($ 3400)[4].

В поджоге вагона обвиняли 94 человек — все они мусульмане, — но 63 были оправданы, в том числе некий Маулви Умарджи, который считался главным зачинщиком[5]. Суд признал виновными в поджоге поезда 31 человека. 11 человек были приговорены к смертной казни, остальные 20 — к пожизненному заключению. Впоследствии приговор для всех участников поджога был смягчён до пожизненного заключения[12][13].

В 2016 году суд Ахмадабада приговорил к пожизненному заключению 11 человек за участие в массовом убийстве мусульман. Потерпевшая Билкис Бано (Bilkis Bano), которой сейчас 40 лет, в момент резни была на пятом месяце беременности. Она приехала навестить родителей в деревне Радникхпур вблизи станции Годхра. Когда распространилась весть о начале погромов, вместе с родственниками бежала. Группа из 17 мусульман, в которой была и она, пыталась найти убежище в мечетях или в деревнях у знакомых. Утром 3 марта, когда они отправились в близлежащую деревню, где, как они считали, они будут в большей безопасности, их остановила группа мужчин. «Они напали на нас с мечами и палками. Один из них схватил мою дочь с моих колен и бросил на землю, ударив её головой о камень», — свидетельствовала Билкис. Нападавшими были её соседи по деревне, мужчины, которых она видела почти каждый день, пока росла. Они сорвали с неё одежду, и несколько из них изнасиловали ее, игнорируя мольбы о пощаде. На её глазах убили 7 родственников, а саму Билкис бросили, когда она потеряла сознание и убийцы подумали, что она умерла. Кроме неё, в этом инциденте уцелели ещё два мальчика, семи и четырёх лет. Её кузина, которая родила ребенка двумя днями ранее, пока они были в бегах, была изнасилована и убита вместе с младенцем[14][15]. Однако суд Гуджарата освободил убийц, арестованных только в 2004 году и осуждённых в 2008-м, в 2022 году. Единомышленники встречали их, как героев, в знак уважения прикасаясь к их стопам[14]. Отважная Бано, в своё время добившаяся расследования массового убийства, невзирая на угрозы, оспорила освобождение преступников в Верховном суде, который в январе 2024 года распорядился вернуть осуждённых в тюрьму в течение двух недель. «Их ходатайство о защите их свободы отклонено», — заявил суд[15].

Ещё 12 погромщиков были приговорены к 7 годам тюрьмы, а один к десятилетнему заключению. Приговорённые были признаны виновными в убийстве 69 мусульман[16].

Трудность расследования заключалась не только в том, что жертвы были запуганы и бездействием властей, и самими преступниками. Вскрытие погибших и судебно-медицинская экспертиза перед погребением не производились, даже несчастной Билкис Бано пытались доказать, что она не подвергалась никакому насилию. Но эксгумация жертв, найденных в случайно обнаруженной массовой могиле в январе 2004 года в присутствии наблюдателей Human Rights Watch, показала: из 96 обнаруженных тел 46 принадлежат женщинам, подвергшимся брутальному насилию перед гибелью, с острыми предметами в гениталиях[9]. Многие требовали смертной казни для погромщиков, однако когда суд в Бомбее сохранил им жизнь, Бано сказала: «Я не желаю им смерти. Но я хочу, чтобы они осознали своё ужасное преступление. Они убивали маленьких детей и насиловали женщин. Я желаю им провести остаток жизни в тюрьме»[14].

Политический контекст и ответственность

Согласно фактам и свидетельским показаниям, многие нападения на мусульман происходили на глазах полицейских. Толпы обладали списками избирателей-мусульман и предприятий, принадлежащих мусульманам. Согласно отчету журнала Outlook, попытки определить точное местонахождение предприятий мусульман начались за несколько месяцев до нападений. Политики на местном и государственном уровнях были замечены в руководстве агрессивными толпами, контроле над полицией и организации распространения оружия. Тогдашний министр внутренних дел Гуджарата Харен Пандья заявил, что главный министр штата Моди сразу после пожара поезда в Годхре, 27 февраля 2002 года, на котором приказал полицейским не вмешиваться в «индуистскую ответную реакцию». Пандья был позже убит и, следовательно, не смог давать показания перед следственными комиссиями[9].

Похожие обвинения были выдвинуты в заявлении, поданном в Верховный суд Индии бывшим сотрудником индийской полиции Сандживом Бхаттом. По его словам, во время встречи 27 февраля 2002 года Моди попросил сотрудников полиции позволить индусам «выплеснуть свой гнев» против мусульман. Ожидаемо, что первые полицейские и войска прибыли в места нападений только 1 марта, на третий день после начала резни[9].

«Нет совершенно никаких доказательств того, что премьер-министр, кто-либо из его кабинета или полицейские чины сыграли какую-либо роль в событиях, произошедших в городе Годхра», — утверждалось в постановлении суда[11]. И комиссия по расследованию, и затем суд полностью оправдали главного министра штата Нарендру Моди[1], который является одним из лидеров националистической индуистской партии Бхаратия Джаната (БДП) и обвинялся в потворстве погромщикам.

Исследование географии погромов показало, что насилие было менее вероятно там, где индуистская националистическая партия Бхаратия Джаната (БДП) была слабее всего или, напротив, чувствовала себя уверенно. Больше всего погромщики распоясались там, где эта партия столкнулась с самой большой избирательной конкуренцией. Неполная занятость и мусульманская иммиграция также увеличили насилие. Политическая логика подтверждается анализом последующих выборов: голоса БДП выросли больше всего в округах с самым большим насилием. Начальники полиции в округах, где насилие было сильным, имели больше шансов на повышение[2].

В 2014 году Моди был избран премьер-министром Индии. Тем не менее, многие до сих пор уверены, что Моди не прилагал достаточно усилий, чтобы прекратить насилие, и даже косвенно поощрял индусов[5][17].

Акт геноцида

В отчёте, опубликованном в августе 2023 года организацией по наблюдению за геноцидом Genocide Watch, сделан однозначный вывод о том, что массовые убийства в Гуджарате в период с февраля по март 2002 года соответствуют определению геноцида. Массовые убийства в Гуджарате включали четыре из четырёх признаков акта геноцида, перечисленных в соответствующей Конвенции[9].

Убийства членов определённой национальной группы

К полудню 27 февраля на улицах Ахмадабада появились боевики в форме РСС: шортах цвета хаки и шафрановой повязке на голове, которые действовали скоординированно. Вооруженные списком мусульманских домов и предприятий, они прибывали в мусульманские кварталы на грузовиках, вооружённые мечами, металлической арматурой и баллонами со сжиженным газом (LPG). Ворвавшись в жилой дом бывшего парламентария Эхсана Джафри (англ. Ehsan Jafri), толпа убила его и 68 его единоверцев-мусульман, искавших убежища в его доме. Попытки Джафри связаться с комиссаром полиции и офисом главного министра Моди оказались тщетными[9].

Журналист-расследователь Ашиш Кхетан тайно записал разговоры с тремя активистами Vishwa Hindu Parishad Мангилалом Джайном, Прахаладжи Асори и Маданлалом Равалом, которые подтвердили, что полиция не только предоставила им неограниченную свободу, но и подстрекала бунтовщиков убивать мусульман. Они утверждали, что инспектор полиции участка Меганинагар, К. Г. Эрда, дал бунтовщикам три-четыре часа на совершение убийств. Эти свидетельства были впоследствии проигнорированы Специальной следственной комиссией Верховного суда Индии[9].

Во время резни не менее 250 женщин и девочек подверглись групповому изнасилованию, а затем были сожжены заживо. Толпа из 5000 человек подожгла дома мусульман в районе Народа Патия в Ахмадабаде, в результате чего погибло не менее 65 человек. Перед тем как их сожгли и зарубили, женщин и девочек публично изнасиловали. Мужчин, являющихся членами их семей, заставили смотреть на изнасилования, а затем убивали. У беременной Хины Каусар, которую сначала насиловали и пытали, разрезали живот мечом, извлекли плод, который затем был разрублен на куски и сожжен заживо вместе с матерью[9].

Причинение тяжких телесных и моральных страданий членам группы

Мужчины стали свидетелями изнасилований и убийств их жён и дочерей, родители — убийств их детей. Выжившие члены семей после погрома были вынуждены искать и идентифицировать убитых родственников, что доставляло им дополнительные моральные травмы[9].

Умышленное создание для группы невыносимых условий жизни

Полиция штата Гуджарат стояла в стороне и отказывалась помогать мусульманам, спасающимся от индуистских толп. Ответственность за оказание помощи и реабилитацию пострадавших легла на мусульманские общественные организации[9]​​.

Введение мер, направленных на предотвращение деторождения в группе

Сотни мусульманских девушек и женщин были изнасилованы, изуродованы и сожжены заживо в Гуджарате. Многие из опрошенных в лагерях помощи женщин стали жертвами сексуального насилия[9].

Международное право в делах Международного уголовного трибунала по Руанде и других судах признает, что использование сексуализированного насилия в геноциде является методом предотвращения деторождения путем причинения серьёзного физического и психического вреда женщинам и заведомого унижения и стигматизации их, что делает женщин неспособными или не желающими участвовать в репродуктивной жизни общества[9].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Е.Сатановский, Я.Кедми. Диалоги. — Москва: Эксмо, 2017. — 256 с. — ISBN 978-5-699-95069-0.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Dhattiwala, Raheel; Biggs, Michael (December 2012). "The Political Logic of Ethnic Violence: The Anti-Muslim Pogrom in Gujarat, 2002". Politics & Society. 40 (4): 483–516.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Правительство Индии: 2000 мусульман сгорели заживо по своей вине. islamnews.ru (24 ноября 2014). Дата обращения: 1 декабря 2014. Архивировано 2 декабря 2014 года.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Gujarat riot death toll revealed. Би-би-си (11 мая 2005). Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано 26 февраля 2009 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 С. Меринов. Индийский суд приговорил к смертной казни 11 человек, а 20 — к пожизненному заключению. rg.ru. Российская газета (1 марта 2011). Дата обращения: 22 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  6. Беспорядки на западе Индии. Би-би-си (28 февраля 2002). Дата обращения: 1 декабря 2014. Архивировано 9 декабря 2014 года.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Пошла резня народная. kommersant.ru. Коммерсантъ (1 марта 2002). Дата обращения: 22 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  8. Кирилл Сарханянц. Нарендра Моди открыл храмовый комплекс Рам Джанмабхуми. Мир. Коммерсантъ (22 января 2024).
  9. Перейти обратно: 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 9,12 THE 2002 GUJARAT GENOCIDAL MASSACRES. A report by Genocide Watch (англ.). Genocide Watch (3 августа 2023).
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 Naroda Gaon and Naroda Patiya (англ.). Incidents of Post-Godhra Violence: Ahmedabad. Outlook India (22 ноября 2002).
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 31 человек признан виновным в поджоге поезда в Индии. BBC News (27 февраля 2011).
  12. Mandhani, Apoorva. Godhra Train Carnage: Gujarat HC Commutes Death Penalty Of 11 Convicts; Awards 10 Lakh Compensation To Victims’ Kin (11 октября 2017). Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  13. Godhra Sabarmati Express burning case: Gujarat HC commutes death sentence to 11 convicts into life imprisonment (9 октября 2017). Архивировано 13 июня 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  14. Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Geeta Pandey. Bilkis Bano: India PM Modi's government okayed rapists' release (англ.). BBC News (18 октября 2022).
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 India court overrules early release of 11 men in Bilkis Bano gang rape case (англ.). Al Jazeera and news agencies (8 января 2024).
  16. Индия: приговоры участникам гуджаратских погромов 2002 г.. euronews.com. Евроньюс (17 июня 2016). Дата обращения: 22 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.
  17. Т. Шаумян. Проиндийская политика. eastrussia.ru. Восток России (25 января 2015). Дата обращения: 22 августа 2018. Архивировано 23 августа 2018 года.