Гудвин, Джон (богослов)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джон Гудвин

Джон Гудвин (1594—1665) — английский проповедник, богослов и полемист. Автор многочисленных книг.

Биография

Происхождение и годы учёбы

Джон Гудвин родился в приходе Хеллоутон (Helloughton) графства Норфолк, о чём сохранилась запись в приходской книге: «Johannes Goodwin filius Jo: Goodwin baptis. xiii die Maii 1594». Позднее напротив этой записи был поставлен значок, помечающий данную персону как значительную. Видимо, имелся в виду будущий богослов, поскольку в подписи к опубликованному в 1642 году портрету Гудвина сказано, что ему на изображении 47 лет. Более того, Хеллоутон находится неподалёку от Восточного Райнхэма[англ.], где в 1620 году при поддержке семейства Таунсендов Гудвин начал свою священническую карьеру. Дед (ум. 1605) и отец (ум. 1636) Джона Гудвина, оба по имени Джон, были тесно связаны с Таунсендами, работая в их поместье управляющими. Помимо Джона III в семье его отца было восемь других детей, родившихся между 1599 и 1620 годами. Младший брат Джона, Томас[англ.], также стал известным богословом. Таунсенды были заметным семейством среди норфолкских джентри. Ровесником и другом детства Джона III был Роджер Таунсенд, будущий 1-й баронет[англ.]*. Его мать Энн Таунсенд[англ.] была дочерью известного пуританина Натаниэля Бэкона[англ.], привившая вместе с учителем Джайлсом Флетчером[англ.] (ум. 1623) своему сыну глубокую веру. Вероятно, дружба с Роджером Таунсендом помогла Гудвину получить отличное образование, а затем и хорошие церковные должности[1].

В июле 1621 года Джон Гудвин был записан в Куинз-колледж Кембриджского университета как сайзер[англ.]. Вскоре после поступления Гудвин откликнулся латинским акростихом на смерть принца Генриха, с котором были связаны надежды патриотически настроенных английских протестантов. Поэма была издана в одном университетском сборнике с произведениями известных впоследствии поэтов Джорджа Херберта и Томас Мэя[англ.]. Джайлс Флетчер в 1615 году стал в Кембридже чтецом[англ.] по греческой грамматике, а с 1618 года по греческому языку. Вероятно, именно он в студенческие годы оказывал определяющее влияние на юного Гудвина. Из College Bursar’s Books известно, что Гудвин прожил в стенах колледжа четыре сезона по 9 недель, за каждый из которых заплатил от 4 шиллингов до 14 шиллингов 11 пенсов. Отдельная плата[англ.] взималась за образование. Скорее всего, часть расходов взяли на себя Роджер Таунсенд или Натаниэль Бэкон[2]. В начале 1610-х годов Куинз был важным центром протестантской мысли, в котором работали такие видные богословы как профессор Джон Давенант[англ.] и Джон Престон. Нет сведений, чтобы они направляли обучение Гудвина; согласно архивным записям, наставником Джона был Уильям Кокс (William Cox), феллоу колледжа с 1610 года. Кокс не был пуританином и, видимо, по этой причине был избран в наставники отцом Гудвина[3].

Согласно уставу университета, студенты должны были проходить курс тривиума и квадривиума. Сайзеры обязаны были получить степень бакалавра за 4 года. Основой обучения была аристотелевская схоластика, со второго года студенты принимали участие в диспутах — предполагалось, что таким образом они получат целостное представление о свободных искусствах и философии. Постепенно формировались и другие подходы. Некоторые из преподавателей следовали методологии Петра Рамуса, объявившего аристотелизм ложным, другие защищали учение Коперника. Обычный день кембриджского студента начинался утренней молитвы в часовни в 5 утра, затем между 5:30 и 6:00 завтрак из хлеба с пивом, затем лекции до обеда в 11 часов, после чего час отдыха. С часу дня студенты несколько часов посвящали самостоятельным занятиям или диспутам. В 5 или 6 часов вечера был ужин и, после небольшого отдыха, тьютор собирал своих подопечных для дискуссий и молитвы — духовному образованию придавалось значение не меньшее, чем научному. В разные дни в часовне проповеди читали видные пуритане Джон Престон и Ричард Сиббс. Не все студенты вели благочестивый образ жизни, но Гудвин избегал скандалов. Позднее, когда его обвинили в пристрастии к картам он вспоминал, что «в дни моей молодости, каюсь, я провёл некоторые из драгоценных часов моей жизни в тщете». Тем не менее, Гудвин принадлежал к «благочестивому», весьма многочисленному, крылу студенческого корпуса[4].

Дополнительных подробностей личного характера от времени учёбы Гудвина в Кембридже практически не сохранилось. В 1616 году после успешного диспута он получил степень бакалавра, в следующем году был избран феллоу и начал трёхлетний курс обучения на мастера искусств. Факт избрания свидетельствовал об определённой полярности и уважении, а также приносил ощутимую материальную выгоду. Как у феллоу, подготовка Гудвина к степени мастера включала преподавательскую деятельность в широком смысле — попечение в качестве тьютора над студентами и их финансами, научное и духовное руководство. Известно, однако, о том, что некоторое своеобразие взглядов Гудвин проявлял уже в студенческие годы. Позднее мемуарист Джон Викар[англ.] отмечал склонность Гудвина защищать странные мнения, а биограф пресвитерианина Томаса Коутона[англ.] счёл необходимым уточнить что, будучи учеником Гудвина, Коутон не подвергся его пагубному влиянию[5].

Дальнейшая жизнь

Религиозные взгляды

Примечания

  1. Coffey, 2006, pp. 13—15.
  2. Coffey, 2006, pp. 15—16.
  3. Coffey, 2006, pp. 16—17.
  4. Coffey, 2006, pp. 17—21.
  5. Coffey, 2006, pp. 23—24.

Литература

  • Coffey J. John Goodwin And The Puritan Revolution. — The Boydell Press, 2006. — 337 p. — ISBN 1 84383 265 8.