Грюбер, Генрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генрих Грюбер
Место рождения Штольберг, Германия
Место смерти Берлин, ФРГ, Германия
Страна Германия

Генрих Карл Эрнст Грюбер (нем. Heinrich Karl Ernst Grüber; 24 июня 1891, Штольберг — 29 ноября 1975, Берлин) — немецкий протестантский богослов, пастор протестантской евангелической церкви, пацифист, один из противников нацизма в Германии, спасший более тысячи людей христианского и еврейского происхождения, помогая организовать им визы за рубеж, праведник народов мира.

Биография

Жизнь до 1933 года

Место в г. Штольберг, на котором находился дом семьи Генриха Грюбера

Генрих Грюбер был старшим сыном Эрнста Грюбера, школьного учителя, воспитанного французским генералом. Отцу Грюбера было важно воспитывать сына в духе французского языка и культуры. Он рано вышел на пенсию в результате несчастного случая, и в семье были денежные проблемы. Мать Генриха родилась в городе Гюлпен-Виттем, Нидерланды, поэтому он также хорошо знал голландский язык и культуру. Семья жила в протестантской диаспоре, в то время как местное население исповедовало преимущественно католическую религию. В школьные годы Генрих Грюбер получил приз Министерства Культуры Пруссии за успехи в учёбе. В то время он был единственным протестантским учеником в своём классе. После окончания школы в Эшвайлере Грюбер изучал философию, историю и теологию в Бонне, Берлине и Утрехте.

В 1914 году Грюбер сдал свой первый экзамен по теологии в Berliner Domkandidatenstift. Благодаря его службе в Прусской унии, социальной работе в Штольберге и стипендии в Утрехте Грюберу отсрочили призыв в солдаты во время Первой мировой войны. С января 1915 до начала 1918 года Грюбер служил в полевой артиллерии. После этого он выучился на военного священника в Бонне. После Первой мировой войны Грюбер работал в социальных службах церкви, в частности, с 1926 года он руководил принадлежавшим диаконическому фонду Stephanus-Stiftung Waldhof в г. Темплин домом для детей и подростков с нарушениями поведения. Параллельно с этим, в 1927 году Грюбер наладил деятельность волонтёрской организации помощи безработным в регионе Уккермарк.

Деятельность во время нацистского режима

Генрих Грюбер состоял в консервативной группировке, которая также поддерживала контакты со Стальным шлемом, союзом фронтовиков. После пришествия Гитлера к власти Грюбер общался с новым министром по вопросам труда Францем Зельдте. Хотя Грюбер и вступил в 1933 году в НСДАП, ему претила становившаяся всё более явной национал-социалистическая диктатура. Он присоединился к Пасторскому союзу (см. Движение Сопротивления (Германия) — не в последнюю очередь потому, что «параграф арийцев» национал-социалистов затрагивал и христиан еврейского происхождения[1].

2 февраля 1934 года попечительский совет Берлинского кафедрального собора, невзирая на протесты других церковных советов, назначил Генриха Грюбера пастором общины протестантской церкви Христа (см. Jesuskirche) в берлинском районе Каульсдорф[2]. Тем самым Грюбер был обречён на проблемы. Немецкие христиане жаловались на Грюбера в Консистории из-за его критики в адрес прусского епископа Людвига Мюллера, в то время как прихожане общины, состоявшие в национал-социалистической партии, доносили на Грюбера в Гестапо за его критику стерилизационных законов национал-социалистов и государственного антисемитизма[3].

Службы Грюбера в церкви Христа отличались и тем, что он проповедовал против культа личности Гитлера, растущего вооружения Германии и антисемитизма[4].

Церковь Христа в берлинском районе Каульсдорф, фото 2018 г.

Грюбер начал создавать исповедническую общину (общину сопротивления) так называемой Исповедующей церкви в Каульсдорфе. Назначение Грюбера пастором стало известно приверженцам Исповедующей церкви других общин в Берлине, и многие приходили на его воскресные службы в Церковь Христа[5]. 22 декабря 1934 года Грюбер получил членский билет Исповедующей церкви, также известный как «Красная Карта» из-за своего цвета, в районе Каульсдорф[6]. Генрих Грюбер способствовал созданию других общин Исповедующей церкви, например, общины в берлинском районе Фридрихсфельде, открытой 1 февраля 1935 года[7].

3 марта 1935 года вновь учреждённый из участников общин Исповедующей церкви Окружной церковный съезд избрал Грюбера своим доверенным лицом[8]. Так как суперинтендант окружной церкви Людвиг Айтер не хотел открыто принадлежать к Исповедующей церкви, задачи окружного священника перенял Генрих Грюбер. С тех пор крепкая дружба связала его с Мартином Нимёллером, одним из самых известных противников нацизму в Германии.

В то время, когда Грюбер не мог сам проповедовать по воскресеньям, он заботился о том, чтобы найти замену из рядов служителей Исповедующей церкви. Так, когда в августе вместо Грюбера проповедовал его коллега из района Кёпеник пастор Нойманн и критически высказался против антисемитизма национал-социалистов, на него сразу же донесли в совет церковной общины.

По случаю ремилитаризации Рейнской области Гитлер издал распоряжения о проведении новых выборов в Рейхстаге 29 марта 1936 года. 29 марта было вербным воскресеньем, традиционным днём, когда у протестантских евангелистов принято посвящать молодёжь в конфирманты. Вильгельм Цёльнер (нем. Wilhelm Zoellner), который с 1935 по 1937 гг. руководил Комитетом по делам протестантской церкви Третьего рейха, рассматривал проведение выборов как «недружелюбный акт» по отношению к немецкому протестантизму. В то же время он готов был идти на компромиссы и обратился с ходатайством в Германский трудовой фронт (DAF), чтобы отложить начало обязательных полевых работ для молодых людей. Но Германский трудовой фронт отклонил ходатайство.

Руководство всегерманской Исповедующей церкви считало, что общины и пасторы должны провести конфирмацию как положено, в вербное воскресенье, которое в 1936 году выпало на 29 марта. Как правило, на праздники по случаю конфирмации приезжали родственники и крёстные со всей страны. В то же время присутствие отцов и родственников конфирмантов в качестве волонтёров или членов партии требовалось на выборах национал-социалистов. Лидеры национал-социалистов опасались низкой явки на выборах и в связи с этим объявили конфирмацию 29 марта делом политического значения.

В результате только несколько пасторов осмелились провести конфирмацию в вербное воскресенье 29 марта, и Грюбер был одним из 13 таких пасторов в Берлине[9]. За это Грюбера очернили в Консорциуме[10]. Руководитель окружной группы партии NSDAP в Каульсдорфе, одной из самых старых в восточных округах Берлина, пригрозил Грюберу позаботиться о том, чтобы тот попал в концентрационный лагерь[4].

В 1936 году кальвинистская община избрала проживающего в Берлине Генриха Грюбера с его голландскими корнями своим пастором, в должности которого он и оставался вплоть до своего ареста в 1940 году[11]. В 1937 году Гестапо в первый раз арестовало Генриха Грюбера. Обоснования для ареста Гестапо не предоставило, но можно предполагать, что поводом к нему послужили «рассылки писем протестантским семьям в Каульсдорфе». В них Грюбер, помимо всего прочего, высказывается против преобразования больницы для душевнобольных в государственную школу совместного обучения[12].

Бюро Грюбера

Уже с середины 1930х годов к Генриху Грюберу как к духовному пастору голландских протестантских христиан в Берлине постоянно поступали просьбы о помощи с иммиграцией. Таким образом, ему стала ясна потребность в иммиграции христиан еврейского происхождения, за которых он подавал ходатайства в различные ведомства и даже руководству собственной церкви. Официальные протестантские окружные церкви отказывали в помощи прихожанам еврейского происхождения, несмотря на то, что примерно 80 процентов из них были неарийскими немецкими христианскими протестантами[13].

Мемориальная доска на доме по адресу Hortensienstrasse 18, в котором находилось Бюро Грюбера

Но только в 1938 году Генриху Грюберу удалось открыть так называемое «Бюро Грюбера» (нем. Büro Grüber), призванное поддерживать иммиграцию немецких христиан еврейского происхождения, а также других обращающихся к нему евреев. Название «Бюро Грюбера» присвоило организации Гестапо. В официально выданном документе бюро обозначается как «Центр помощи неарийским христианам»[14]. Финансирования на содержание бюро не выделялось, и семья Грюбера пожертвовала наследство в виде акций немецкого конгломерата IG Farben на финансирование аренды и деятельности бюро. Большинство сотрудников бюро преследовались Гестапо просто на основании их происхождения[15].

В Хрустальную ночь с 9 на 10 ноября 1938 года многие мужчины еврейского происхождения скрывались от грозящих им арестов именно в доме пастора Грюбера в Каульсдорфе. Грюбер организовал им укрытие в садовых домиках близлежащего дачного посёлка[16]. Позднее он так рассказывал об этих событиях: «9 ноября я видел, как евреев избивали в городе, а их магазины грабили. Вечером этого дня, и в последующие дни и недели с помощью моей семьи, викария и верных членов общины мы старались найти убежище тем страждущим, кто постучался в наш дом. Ночью преследуемые приходили уже десятками — они просто боялись оставаться в своих квартирах. Мы прятали их по большей части в пригородных огородных участках в северной и восточной частях Каульсдорфа. Многие люди просто, в стороне, наблюдали за происходящим 9 ноября»[17].

Тем, кому повезло меньше, были арестованы и выпущены на свободу только при условии, что они незамедлительно покинут Германию. В связи с этим ходатайства о визах для них стало главным заданием Бюро Грюбера. Почти все пасторы с еврейскими корнями были отправлены в концентрационные лагеря. Немецкие христианские окружные церкви предпочли не вызволять заключённых из концентрационных лагерей. Вместо них этим занимались Грюбер и епископ Георг Бель (нем. George Bell)).

После официального признания Бюро Грюбера властями национал-социалистов сам Грюбер неоднократно получал визы на выезд и посещал Нидерланды и Великобританию, где он вёл переговоры о принятии беженцев из Германии[18]. В связи с этим Грюбер почти не находил времени на ведение протестантской общины Каульсдорфа[4].

В сентябре 1939 года Бюро Грюбера перешло под контроль Адольфа Эйхмана[19]. Во время очередных переговоров об иммиграции Эйхман спросил Грюбера: «Объясните мне причину, по которой Вы помогаете этим евреям. У Вас нет никаких еврейских родственников. Вы не обязаны защищать этих людей. Никто Вам никогда не скажет спасибо! Я не понимаю, почему Вы это делаете!» Грюбер ответил ему: «Вы знаете дорогу из Иерусалима и Иерихон! На этой дороге однажды лежал ограбленный и избитый еврей. Один самаритянин, не связанный с евреем ни расой ни религией, пришёл и помог ему. Господь, единственно от которого я принимаю повеления, сказал мне: Иди, и делай то же самое»[20].

Мемориальная доска на доме Nr. 20 по Ораниенбургерштрассе, в котором временно располагалось Бюро Грюбера

Осенью 1939 года преследование приняло новые формы. Национал-социалисты увозили еврейских и австрийских граждан с еврейскими корнями в оккупированную Польшу. 13 февраля 1940 года подобная же судьба постигла 1200 евреев из округа Штеттин — их депортировали в Люблин. Об этом сообщил Грюберу комендант Вермахта города Люблина. Грюбер выразил протест против этой акции в каждой высшей инстанции вплоть до прусского министр-президента Германа Геринга, который на некоторое время запретил депортации из Пруссии[21]. Гестапо предостерегло Грюбера более не вступаться за депортируемых[22]. Депортируемым не разрешалось возвращаться обратно.

22-23 октября 1940 года, в рамках «акции Вагнера Бюркеля» (нем. Wagner-Bürckel-Aktion) полицейскими были депортированы 6500 человек из Бадена и Пфальца во французский Гюрс. При помощи деверя Дитриха Бонхёффера Ганса фон Донаньи через органы военной разведки Грюбер получил заграничный паспорт, чтобы отыскать депортируемых в лагере в Гюрсе. Однако, прежде чем он смог выехать, Гестапо арестовало Грюбера 19 декабря этого же года. Пастор Вернер Зюльтен (нем. Werner Sylten), заместитель Грюбера и один из ведущих сотрудников Бюро Грюбера, продолжал руководить деятельностью бюро вплоть до его закрытия.

В первую очередь благодаря непоколебимой работе Генриха Грюбера и сотрудников его бюро в период с 1938 по 1940 гг. из Германии смогли эмигрировать порядка 1138 евреев, принявших христианство, а также их супруги и дети[23]. Но «Еврейский вопрос» в Германии по-прежнему не был разрешён, и Гестапо более не видело смысла терпеть деятельность Бюро Грюбера. Поэтому оно отдало приказ Вернеру Зюльтену закрыть бюро до 1 февраля 1941 года, что он и сделал. Многих сотрудников берлинского бюро Грюбера арестовали в последующие недели и месяцы. Поскольку, согласно Нюрнбергским законам, сотрудники Бюро Грюбера относились к «полноценным евреям», они были депортированы из Германии в концентрационные лагеря и там убиты.

Арест

По приказу Рейнхарда Гейдриха 19 декабря 1940 года Генриха Грюбера арестовали и двумя днями позднее отправили в Заксенхаузен (концентрационный лагерь). Адольф Эйхман рассказал на организованном против него процессе в Иерусалиме в 1960 году, что предупредительное заключение Грюбера под арест произошло, потому что Грюбер продолжал помогать евреям, несмотря на выданное ранее предупреждение Гестапо. В концентрационном лагере Заксенхаузен Грюбер был старшиной блока (нем. Blockältester) и переводил для нидерландских и фламандских заключённых[24]. В 1941 Грюбера отправили в концентрационный лагерь Дахау в Баварии, в котором он просидел до 1943 года под номером Nr. 27832[21]. Супруге Грюбера удалось получить разрешение для себя и сына Ганса-Рольфа посетить отца в Дахау, чтобы «обсудить важные семейные дела». 18 декабря 1942 года им было разрешено переговорить в течение 30 минут[25].

Во время одной из полицейских зачисток в Дахау Грюбера так сильно избили двое охранников, что у него были выбиты все зубы. В Дахау Грюбер пережил несколько сердечных приступов и был выпущен на свободу 23 июня 1943 года, после того, как его шурин, промышленник Эрнст Гельмут Витс (нем. Ernst Hellmut Vits) заступился за него перед властями. К этому времени и бывший заместитель Грюбера Вернер Зюльтен был депортирован из Дахау, где он сильно болел и был отправлен в место эвтаназии нацистов, замок Хартхайм, где его впоследствии убили.

После возвращения в Берлин Грюбер вновь перенял руководство своим приходом в Каульсдорфе — в этот раз под чутким наблюдением органов национал-социалистов. В рамках закрытых мероприятий Исповедующей Церкви он рассказывал прихожанам о пережитом в концентрационных лагерях[26]. 22 апреля 1945 года, после оккупации советской армией Берлина, Грюбер собрал отважных приверженцев и отправился навстречу Красной Армии с белым флагом, с надеждой предотвратить кровопролитие[4].

Послевоенное время

В первые недели и месяцы после войны происходили многочисленные случаи насилия советскими солдатами над женщинами. В это время Грюбер помогал прятать женщин и девочек[27]. Грюбер общался с первым советским комендантом Берлина Николаем Эрастовичем Берзариным. После краткого назначения мэром Каульсдорфа, который с 1945 года вошёл советский сектор Берлина, 18 мая 1945 года Грюбер был назначен заместителем управляющего Совета по церковным вопросам. Это назначение принесло Грюберу 21 мая русско-немецкий пропуск, который позволил ему свободно передвигаться по городу, транспортная система которого в то время была полностью разрушена, а также уберёг его от грабежей[28]. 9 июля Грюберу вручили и документ, освобождавший его от запретов комендантского часа, которые были действительны для всех немецких жителей[28].

Протестантская церковь Святой Марии (слева) и «Дом пастора Грюбера» (справа)

После окончания войны Грюбер вновь открыл своё бюро, чтобы теперь помогать уже тем, кто пережил Холокост, был депортирован или дискриминирован и скрывался от преследования в годы национал-социалистов. Сначала его бюро находилось в диаконисском доме милосердия (нем. Diakonissenkrankenhaus Bethanien) в берлинском районе Кройцберг[29]. 15 июля 1945 года Отто Дибелиус, временно руководивший протестантской церковью в старопрусском Союзе и в «Церковной провинции земли Бранденбург», назначил Грюбера на должность старшего пастора во вновь формируемые церковные органы. 8 августа этого же года во время праздничной церемонии в едва отчищенной от бомбёжек Церкви Святой Марии Генрих Грюбер был введён в должность старшего пастора церквей Святой Марии и Николаикирхе[30]. Оба пасторских округа находились в тогдашнем восточном секторе Берлина. На этом закончилась пасторская деятельность Грюбера в Каульсдорфе.

Генрих Грюбер стал одним из соучредителей Христианско-демократического союза Германии (ХДС). В 1948 году ему присвоили почётное звание кандидата наук Берлинского университета имени Гумбольдта. В 1949 году «Бюро Грюбера», тем временем официально переименованное в «Протестансткий пункт помощи бывшим преследуемым», переехал в более подходящее помещение на Вальтраудштрассе 4а в западно-берлинском районе Целендорф. В этом же году семья Грюберов переехали в Западный Берлин в район Далем. С тех пор Грюбер ездил через весь город на свою работу в общинный дом Церкви Святой Марии, расположенный тогда в центре Берлина на Бишофштрассе.

В начале 1950х годов был открыт и дом престарелых «Дом Генриха Грюбера» для пожилых людей, преследуемых в годы национал-социализма. В 1957 году «Протестансткий пункт помощи бывшим преследуемым» был преобразован в фонд Генриха и Маргареты Грюбер. Его целью было помогать обедневшим беженцам и вернувшимся на родину жертвам режима, найти кров, социальное обеспечение и заботу[31].

Церковь Святой Марии на Александерплац в Берлине

Благодаря своим контактам с бывшими коммунистическими заключёнными из концентрационного лагеря Дахау, с 1949 года Грюбер в качестве главного уполномоченного Совета Протестанткой Церкви в Германии (EKD) мог оказывать влияние на членов правительства ГДР, чтобы в первые годы смягчить возрастающие там антицерковные репрессии (см. дело против Юной Протестантской Общины (нем. Junge Gemeinde)). С 1956 года «Дом Пастора Грюбера» располагался уже по адресу Вишофштрассе 6-8 (также Marienkirchhof 7-8). Однако одна единственная проповедь политического содержания в 1953 году пошатнула политические позиции Грюбера и после смерти руководителя партии ХДС в ГДР Отто Нушке (нем. Otto Nuschke) в 1957 году, уже в мае 1958 года правительство ГДР прекратило отношения с Грюбером[32].

После возведения берлинской стены в 1961 году власть имущие запретили Грюберу въезд в ГДР, так что он более не мог выполнять свои обязанности пастора. На западе Берлина и во время своих многочисленных поездок он продолжал проповедовать о христианско-еврейском понимании и дружбе. Он проповедовал против гонки вооружений и против Холодной войны, вместе с её атомной угрозой.

Грюбер был учредителем и членом попечительского совета Общества Христианско-Еврейского Сотрудничества в Берлине. На процессе против Адольфа Эйхмана в 1961 году в Иерусалиме Грюбер был единственным свидетелем без еврейских корней, дававшим публичные показания против обвинённого. Грюбер интересовался работой Христианской мирной конференции (нем. Christliche Friedenskonferenz) и также частично являлся её членом, а в 1964 году принял участие во Всехристианском Съезде Мира в Праге. В 1965 году ему была вручена медаль Карла Осецкого за заслуги в области защиты прав человека. В 1966 году он был избран почётным президентом Германо-Израильского Общества. В 1965 году фонд Грюбера открыл на своей территории в Целендорфе больницу и дом для престарелых имени Маргареты Грюбер.

Свои мемуары «Воспоминания из семи десятилетий» Генрих Грюбер опубликовал в 1968 году. 8 мая 1970 года, к 25-летию немецкой капитуляции ему было присуждено звание Почётного гражданина Берлина. Грюбер умер в 1975 году в результате сердечной недостаточности в доме в Западном Берлине и был с почестями похоронен на протестантском кладбище на Мюллерштрасе в Берлине. Его супруга Маргарете руководила деятельностью Фонда вплоть до своей смерти 17 декабря 1986 года.

Интерпретации и дискуссии

По мнению сына Генриха Грюбера Хартмута, только его заключение в концентрационных лагерях и события 20 июля 1944 года отдалили Грюбера от принятого тогда в его кругах восприятия национальности и национального[33]. 12 августа 1938 года Грюбер давал присягу в верности Гитлеру и подстраивался под режим тем, что позднее подписывал все официальные письма формулой приветствия «Хайл Хитлер»[34]. Исследователь Дитер Винклер считает это тактическими действиями и уступками. В условиях диктаторского режима можно достичь своих целей, только если идти ему в чём-либо навстречу, а не полностью отклонять.

Семья

Генрих Грюбер и Маргарете Витс (1899—1986), дочь бывшего Епископа земли Ноймарк и Нидерлаузитц Эрнста Августа Витса (нем. Ernst August Vits) поженились 27 мая 1920 года. В браке родилось трое детей — доктор Ингеборг Грюбер (1921—2000), пастор Эрнст-Хартмут Грюбер (1924—1997), и юрист Ганс-Рольф Грюбер (1925—2015).

Награды

  • Бюст Генриха Грюбера в берлинском районе Каульсдорф
    16 июля 1948 — Почётная степень теологического факультета Берлинского университета имени Гумбольдта
  • примерно 1950 — У дома престарелых «Дом Генриха Грюбера» в 1959 году появляется новое здание
  • 12 мая 1956 — Почётная степень факультета Комениуса Пражского университета
  • 24 июня 1956 — Епископ Отто Дибелиус переименовал общинный дом Церкви Святой Марии, расположенный по адресу Bischofstraße 6-8, в «Дом пастора Грюбера»[35] Anfang der 1960er Jahre wurde es im Zuge des Abrisses fast aller verbliebenen Vorkriegsbauten des Marienviertels abgetragen[31].
  • 18 октября 1961 — Создание леса имени Генриха Грюбера в Яд ва-Шем Иерусалиме
  • 1962 — Почётная степень теологического факультета Dr. h. c. der Wagner Lutheran College, Staten Island, New York City
  • 28 июля 1962 — Почётная степень теологического факультета Theological Brethren Church Faculty in Chicago
  • 10 октября 1962 — Почётная степень факультета Human Letters by the Hebrew Union College, New York City
  • 1963 — Орден 1-го класса, Крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германии (нем. Bundesverdienstkreuz)
  • 28 июля 1964 — Признание Грюбера праведником народов мира в Яд ва-Шеме[36]
  • 21 июня 1966 — Юлиана Нидерланды, королева Нидерландов посвятила Грюбера в «Команданты Ордена Оранских-Нассау»
Лес имени Генриха Грюбера в Яд ва-Шеме в Иерусалиме
  • 9 декабря 1965 — Медаль Карла Осецкого (нем. Carl-von-Ossietzky-Medaille) за вклад в защиту прав человека
  • 1966 — Почётный президент Немецко-израильского общества
  • Январь 1967 — Медаль им. Альберта Швайцера, вручённая Международным фондом Альберта Швайцера в Амстердаме
  • 1968 — Серебряная медаль Еврейского агентства Израиля
  • 1970 — Медаль Лютера Протестантской церкви в Берлине-Бранденбурге
  • 8 мая 1970 — Занесение в список Почётных граждан Западного Берлина
  • 1971 — Золотой крест Diakonisches Werk
  • 31 марта 1971 — Признание «Защитником свободы» в штаб-квартире США в Западном Берлине
  • 1975 — Почётная могила на кладбище протестантской общины Берлинского собора на Мюллерштрассе
  • 24 июня 1991 — Переименование Hönower Straße в улицу им. Генриха Грюбера в берлинском районе Каульсдорф[37]
  • 22 декабря 1997 года — Мемориальная доска размещена на Церкви Христа (Jesuskirche) в Каульсдорфе[38]
  • 2007 — Переименование школы Листер (Stolberg) в «Школу имени Пастора Грюбера» Propst-Grüber-Schule (г. Штольберг)
  • С 21 мая 2008 года место работы Грюбера в берлинском районе Каульсдорф также носит его имя (площадь имени Генриха Грюбера)

Публикации

  • Nicht nebeneinander — Miteinander! (mit Otto Nuschke), Verlag Deutscher Friedensrat, Berlin 1955.
  • Erinnerungen aus sieben Jahrzehnten. Kiepenheuer & Witsch, Köln/Berlin 1968.

Примечания

  1. Israel Gutman et al. (Hrsg.): Lexikon der Gerechten unter den Völkern: Deutsche und Österreicher. Wallstein Verlag, Göttingen 2005, S. 128.
  2. Berufungsurkunde für Heinrich Grüber, ausgestellt vom Domkirchenkollegium am 7. Februar 1934, abgedruckt in: Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen.
  3. Klaus Scholder, Gerhard Besier: Die Kirchen und das Dritte Reich. Propyläen u. a., Frankfurt am Main u. a. 1977—2001, Band 3: Gerhard Besier: Spaltungen und Abwehrkämpfe 1934—1937, 2001, ISBN 3-549-07149-3, S. 865 und Fußnote 379 auf S. 1152. ISBN 3-549-07149-3.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Dieter Winkler: Heinrich Grüber und die Kaulsdorfer. In: Eva Voßberg (Hrsg.): Heinrich Grüber und die Folgen: Beiträge des Symposiums am 25. Juni 1991 in der Jesus-Kirche zu Berlin-Kaulsdorf. Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1992, (Hellersdorfer Heimathefte; Nr. 1), S. 30-32, hier S. 31.
  5. Zum Kirchenkreis gehörten die Kirchengemeinden Ahrensfelde (Brandenburg), Biesdorf (Berlin), Blumberg (Brandenburg), Fredersdorf (Brandenburg), Friedrichsfelde (Berlin), Heinersdorf (Berlin), Hohenschönhausen (Berlin), Karlshorst (Berlin), Klein-Schönebeck (Brandenburg), Lichtenberg (Berlin), Mahlsdorf (Berlin), Marzahn (Berlin), Neuenhagen (Brandenburg), Petershagen (Brandenburg) und Weißensee (Berlin). Sie hatten bis dahin keine entwickelten Bekenntnisgemeinden. Gundula Tietsch: Berlin-Friedrichsfelde. In: Olaf Kühl-Freudenstein, Peter Noss und Claus Wagener (Hrsg.): Kirchenkampf in Berlin 1932—1945: 42 Stadtgeschichten. Institut Kirche und Judentum, Berlin 1999, ISBN 3-923095-61-9 (Studien zu Kirche und Judentum; vol. 18), S. 340—352, hier S. 342.
  6. Rote Karte Heinrich Grübers. Abgedruckt in: Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 9.
  7. Gundula Tietsch: Berlin-Friedrichsfelde. In: Olaf Kühl-Freudenstein, Peter Noss und Claus Wagener (Hrsg.): Kirchenkampf in Berlin 1932—1945: 42 Stadtgeschichten. Institut Kirche und Judentum, Berlin 1999, ISBN 3-923095-61-9 (Studien zu Kirche und Judentum; vol. 18), S. 340—352, hier S. 341.
  8. Gundula Tietsch: Berlin-Friedrichsfelde. In: Olaf Kühl-Freudenstein, Peter Noss und Claus Wagener (Hrsg.): Kirchenkampf in Berlin 1932—1945: 42 Stadtgeschichten. Institut Kirche und Judentum, Berlin 1999, ISBN 3-923095-61-9 (Studien zu Kirche und Judentum; vol. 18), S. 340—352, hier S. 345.
  9. Klaus Scholder, Gerhard Besier: Die Kirchen und das Dritte Reich. Propyläen u. a., Frankfurt am Main u. a. 1977—2001, Band 3: Gerhard Besier: Spaltungen und Abwehrkämpfe 1934—1937, 2001, ISBN 3-549-07149-3, S. 438 und Fußnote 58 auf S. 1035.
  10. Dieter Winkler: Heinrich Grüber und die Kaulsdorfer. In: Eva Voßberg (Hrsg.): Heinrich Grüber und die Folgen: Beiträge des Symposiums am 25. Juni 1991 in der Jesus-Kirche zu Berlin-Kaulsdorf. Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1992, (Hellersdorfer Heimathefte; Nr. 1), S. 30-32, hier S. 30.
  11. Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 2.
  12. Dieter Winkler: Heinrich Grüber — Protestierender Christ. Berlin 1993, ISBN 3-89468-088-1, S. 81, S. 89
  13. Ursula Büttner: Von der Kirche verlassen: Die deutschen Protestanten und die Verfolgung der Juden und Christen jüdischer Herkunft im «Dritten Reich». In: Ursula Büttner, Martin Greschat (Hrsg.): Die verlassenen Kinder der Kirche: Der Umgang mit Christen jüdischer Herkunft im «Dritten Reich». Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 1998, ISBN 3-525-01620-4, S. 15-69, hier Fußnote 9 auf S. 20f sowie Hartmut Ludwig: Das ›Büro Pfarrer Grüber‹ 1938—1940. In: ›Büro Pfarrer Grüber‹ Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte. Geschichte und Wirken heute. Im Auftrag der Evangelischen Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Berlin: Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, 1988, S. 1-23, hier S. 8.
  14. Bescheinigung der Reichsstelle für das Auswanderungswesen (29. Dezember 1938), abgedruckt in: Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 11.
  15. Theodor Langenbruch: Ernst Hellmut Vits, in: Wuppertaler Biographien, 9. Folge, Wuppertal 1970, S. 93f
  16. Hartmut Ludwig: Das ›Büro Pfarrer Grüber‹ 1938—1940. In: Walter Sylten, Joachim-Dieter Schwäbl, Michael Kreutzer (Hrsg.): ›Büro Pfarrer Grüber‹ Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte. Geschichte und Wirken heute. Im Auftrag der Evangelischen Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Berlin 1988, S. 1-23, hier S. 2.
  17. Hans-Rainer Sandvoß: Widerstand in Lichtenberg und Friedrichshain, S. 244
  18. Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 12.
  19. Hartmut Ludwig: Das ›Büro Pfarrer Grüber‹ 1938—1940. In: Walter Sylten, Joachim-Dieter Schwäbl, Michael Kreutzer (Hrsg.): ›Büro Pfarrer Grüber‹ Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte. Geschichte und Wirken heute. Im Auftrag der Evangelischen Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Berlin 1988, S. 1-23, hier S. 15.
  20. Nach einem Zitat aus Grübers Zeugenaussage im Eichmann-Prozess am 14. Mai 1961, hier nach Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 26.
  21. 21,0 21,1 Hartmut Ludwig: Das ›Büro Pfarrer Grüber‹ 1938—1940. In: Walter Sylten, Joachim-Dieter Schwäbl, Michael Kreutzer (Hrsg.): ›Büro Pfarrer Grüber‹ Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte. Geschichte und Wirken heute. Im Auftrag der Evangelischen Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Berlin 1988, S. 1-23, hier S. 21.
  22. Israel Gutman, Daniel Fraenkel, Sara Bender und Jacob Borut (Hrsg.): Lexikon der Gerechten unter den Völkern: Deutsche und Österreicher [Raschût ha-Zîkkarôn la-Scho’a we-la-Gvûrah (Шаблон:HeS), Jerusalem: Yad wa-Schem; dt.], Uwe Hager (Übs.)., Wallstein Verlag, Göttingen 2005, ISBN 3-89244-900-7, Artikel: Heinrich Grüber, S. 128 ff., hier S. 130.
  23. Dieter Winkler: Heinrich Grüber …, S. 114 — Schätzwerte von 2000 überhöht
  24. Adolf Eichmann: Das Eichmann-Protokoll: Tonbandaufzeichnungen der israelischen Verhörer. Berlin 1982, ISBN 3-88680-036-9, S. 98
  25. Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 15.
  26. Gundula Tietsch: Berlin-Friedrichsfelde. In: Olaf Kühl-Freudenstein, Peter Noss und Claus Wagener (Hrsg.): Kirchenkampf in Berlin 1932—1945: 42 Stadtgeschichten. Institut Kirche und Judentum, Berlin 1999, ISBN 3-923095-61-9 (Studien zu Kirche und Judentum; Band 18), S. 350—352, hier S. 351.
  27. Dieter Winkler: Heinrich Grüber und die Kaulsdorfer. In: Eva Voßberg (Hrsg.): Heinrich Grüber und die Folgen: Beiträge des Symposiums am 25. Juni 1991 in der Jesus-Kirche zu Berlin-Kaulsdorf. Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1992, (Hellersdorfer Heimathefte; Nr. 1), S. 30-32, hier S. 32.
  28. 28,0 28,1 Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 16.
  29. Michael Kreutzer, Joachim-Dieter Schwäbl, Walter Sylten: Mahnung und Verpflichtung. In: Walter Sylten, Joachim-Dieter Schwäbl, Michael Kreutzer (Hrsg.): ›Büro Pfarrer Grüber‹ Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte. Geschichte und Wirken heute. Im Auftrag der Evangelischen Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Berlin 1988, S. 24-29, hier S. 26.
  30. Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 18.
  31. 31,0 31,1 Michael Kreutzer, Joachim-Dieter Schwäbl, Walter Sylten: Mahnung und Verpflichtung. In: Walter Sylten, Joachim-Dieter Schwäbl, Michael Kreutzer (Hrsg.): ›Büro Pfarrer Grüber‹ Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte. Geschichte und Wirken heute. Im Auftrag der Evangelischen Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte, Berlin 1988, S. 24-29, hier S. 27.
  32. Peter Mehnert: Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Evangelische Hilfsstelle für ehemals Rasseverfolgte und Bezirksamt Hellersdorf (Hrsg.), Bezirkschronik Berlin-Hellersdorf, Berlin 1988, S. 23.
  33. Dieter Winkler: Heinrich Grüber… S. 129
  34. Dieter Winkler: Heinrich Grüber… S. 104, 107, 140
  35. Шаблон:Der Spiegel
  36. Israel Gutman et al. (Hrsg.): Lexikon der Gerechten unter den Völkern: Deutsche und Österreicher. Wallstein Verlag, Göttingen 2005, S. 130.
  37. Шаблон:LuiseLexStr
  38. Gedenktafel für Heinrich Grüber in Kaulsdorf schwer beschädigt - Berlin.de. Дата обращения: 18 октября 2018. Архивировано 6 марта 2012 года.