Группа Ровеля

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Группа Ро́веля (нем. Kommando Rowehl) — отдельная авиационная группа военно-воздушных сил Германии (люфтваффе), бортовой код — T5, созданная для ведения стратегической воздушной разведки.

Официальное наименование — «Разведывательная авиагруппа при главнокомандующем военно-воздушных сил» (нем. Aufklärungsgruppe des Oberbefehlshabers der LuftwaffeAufkl.Gr.Ob.d.L.)[1].

История

Была создана по инициативе Т. Ровеля (нем. Theodor Rowehl). После назначения оберста (полковника) Ровеля в январе 1943 года на должность командира опытного (испытательного) подразделения при главнокомандующем военно-воздушных сил (нем. Versuchsverband Ob.d.L.) — группа была расформирована, частично её подразделения были использованы для формирования Versuchsverband Ob.d.L., из основной части её подразделений была сформирована новая группа: Aufkl.Gr.100 — 100-я разведывательная авиагруппа.

Имела на вооружении несколько модификаций самолётов-разведчиков (Do-215B-4, Ju-88D, Ju 86P/R, He-111P/H-6, Ar-240A-0, Bf-110E-3/F-2trop и Bf-109F-4/U-3) и ряд экспериментальных самолётов-разведчиков (Me-261V3, He-177А-3, Ju-88B/C-7 и другие), оснащенных специальной фотоаппаратурой для ведения аэрофотосъёмки. В 1939—1940 годах группа Ровеля занималась стратегической разведкой над территорией Франции, Великобритании, Норвегии, Греции и других стран. Накануне вторжения в СССР, летая на высотах, недоступных для истребителей ВВС РККА, группа выполнила большой объём фотосъемки стратегических объектов в западной части СССР, включая военные аэродромы. Благодаря собранной группой информации немецкое руководство имело возможность регулярно получать данные о строительстве в СССР новых промышленных предприятий, строительстве военных кораблей и развитии инфраструктуры. Полеты маскировались под рейсы гражданской авиации или испытательные полеты. Снимки позволили спланировать и осуществить операцию по уничтожению авиации приграничных округов СССР в первые дни войны.[2][Прим. 1]
После 22 июня 1941 года экипажи Aufkl.Gr.Ob.d.L. выполняли задания в непосредственно в интересах Абвера и главного командования ВВС Германии. Основными объектами аэрофотосъемки были ВМБ Кронштадт, Севастополь, г. Москва, г. Ленинград, советские аэродромы в глубоком тылу, важные железнодорожные узлы и военные предприятия.

Пик боевой работы группы Ровеля пришёлся на 1942 год самолёты-разведчики фотографировали Ленинград, всё Поволжье, Кавказ, Баку, черноморские порты, в которых базировался советский флот, а также совершали многочисленные полёты на полный радиус в район Урала: до городов Молотов (Пермь), Уфа и других. 2-я эскадрилья (штаффель), действовавшая на южном крыле Восточного фронта, совершала полеты над Ираном, Ираком вплоть до Персидского залива.


Операции

Восточный фронт

Железнодорожная станция Ржев-II на аэрофотоснимке, сделанном формированием военно-воздушных сил Германии в 1941 году.

Группа Ровеля еще с 1939 года выполняла полеты над территорией СССР в целях сбора информации о промышленном и военном развитии страны. Разведка проводилась над многими городами, в частности, в районе Ленинграда и Киева. Боясь утечки информации, руководство решило маскировать разведывательные самолеты под самолеты Люфтганзы. Благодаря информации, собранной за время разведывательных полетов, руководство Рейха располагало большим количеством данных о расположении промышленных центров и военных частей СССР, что позволило достичь большого успеха на начальном этапе Операции «Барбаросса».

В начале 1941 года, когда подготовка к операции шла полным ходом, Генштаб Люфтваффе издал приказ о начале крупномасштабной разведывательной деятельности. Изначально пилоты не залетали слишком глубоко на советскую территорию, но затем, поняв свою безнаказанность, стали летать все глубже на территорию потенциального противника. Особое внимание уделялось военно-морским базам (Кронштадт, Севастополь) и промышленным предприятиям. Работа дала ошеломляющие результаты, и к маю у немецкого командования имелись фотографии всей приграничной полосы Советского Союза.

Активная разведывательная деятельность в скором времени привлекла внимание советской стороны, доклады о ней поступали также от внешней разведки, в частности, от Шульце-Бойзена. Несмотря на явную угрозу, советское руководство не предприняло практически никаких мер для противодействия полетам немецких высотных разведчиков. К примеру, Константин Рокоссовский привел случай, когда в районе Ровно задержали оборудованный новейшей фотоаппаратурой немецкий самолет, совершивший вынужденную посадку. Однако по приказу из Москвы самолет с экипажем нужно было отпустить в сопровождении двух истребителей[3].


Действия советской авиации

Действия советской авиации ПВО были малоэффективными по причине несовершенства системы раннего оповещения и отсутствия у СССР системы радаров. Авиаинженер-ветеран С. Н. Иконников вспоминает:

Вражеские разведчики летали, как правило, на высоте 7… 9 тыс. метров. Для набора такой высоты истребителю требовалось значительное время. На большинстве получаемых с завода истребителях, первое время не только радиопередатчиков, но и радиоприемников ещё не было. После взлёта летчик был предоставлен сам себе, помочь ему найти вражеский самолёт в бескрайнем небе с земли никто не мог. [26] Правда, иногда практиковалась в определённых местах выкладывать на земле из полотнищ стрелу, указывающую направление полета самолёта противника, а рядом и знака высоты (летом знаки белые, зимой черные). Однако толку от этого целеуказания было мало.

Иконников C.Н. «Война глазами авиаинженера». 1993

Литература

Сноски

  1. Michael Holm. Aufklärungsgruppe Ob.d.L. (англ.). Air units → Reconnaissance units. Сайт «The Luftwaffe, 1933—45». Дата обращения: 3 мая 2016. Архивировано 17 марта 2016 года.
  2. Исаев, 2010, Глава I, с. 32-33.
  3. Константин Рокоссовский. Солдатский долг. — М.: Вече, 2021. — С. 10. — ISBN 9785448424748.

Примечания

  1. Командующий ВВС Западного Особого военного Округа генерал-майор авиации И. И. Ко́пец, узнав о потерях ВВС округа в течение первого дня войны, застрелился. Генерал-майор авиации С. А. Черных, командир 9-й смешанной авиационной дивизии, потерявшей в первый день войны 347 самолётов из 409, 8 июля 1941 был арестован, осуждён и вскоре расстрелян.