Громобой (фрегат)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Громобой
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна фрегат
Тип парусного вооружения Трёхмачтовая брамсельная гафельная шхуна-пароход
Организация Россия Балтийский флот
Изготовитель Россия Гельсингфорс
Корабельный мастер К. К. Попп, Якобсон
Строительство начато 3 апреля 1855 года
Спущен на воду 8 июня 1857 года
Введён в эксплуатацию 1858 год
Выведен из состава флота 5 мая 1872 года
Основные характеристики
Водоизмещение 3199 т
Длина между перпендикулярами 75 м
Ширина 15,24 м (с обшивкой)
Осадка 6,6 м
Двигатели Одна паровая машина системы Пенна, 4 котла
Мощность 360 л. с.
Движитель один винт, паруса
Скорость хода до 8½ узлов (под парами)
до 10½ узлов (под парусами)
Вооружение
Общее число орудий в закрытой батарее
16 × 60-фн. № 2
4 × 30-фн № 1
10 × 30-фн. № 2
на открытой батарее
1 × 60-фн. № 2,
16 × 30-фн. № 4
на баке
1 × 60-фн. № 1

«Громобой» — 53-пушечный трехмачтовый винтовой фрегат Российского императорского флота. Один из двух первых серийных парусно-винтовых фрегатов, построенных во время Крымской войны — первым был фрегат «Илья Муромец»[1].

Строительство

Гельсингфорс в XIX веке

21 июля 1853 года в адрес частной купеческой верфи в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) были присланы документы с целью определения стоимости строительства фрегата. Для ведения переговоров, а также сопровождения документов и чертежей в Гельсингфорс послан капитан-лейтенант И. А. Шестаков, а наблюдать за строительством назначили корабельного инженера прапорщика А. А. Иващенко[2]. Для строительства фрегата были использованы чертежи и опыт эксплуатации фрегатов «Архимед», «Полкан» и «Мария». Договор на строительство между верфью и Морским ведомством Российской империи был подписан 8 июня 1854 года[3]. Стоимость строительства корпуса без установки внутренних переборок, такелажа, якорей и без обшивки корпуса медью, составляла 190 000 рублей золотом[2].

К строительству приступили 23 февраля 1855 года[3]. Строительством фрегата занимались приглашённый в 1854 году в Россию датчанин инженер-кораблестроитель К. К. Попп[4] и кораблестроитель верфи Якобсон. Для постройки корпуса была использована сосновая и еловая древесина, а шпангоуты изготовлялись из дуба[2]. 28 февраля фрегат зачислен в списки Балтийского флота Российской империи под названием «Громобой»[5]. Первым командиром фрегата назначен капитан 1-го ранга П. В. Воеводский[6]. Официальная закладка прошла 3 апреля. Позже, так как прапорщик А. А. Иващенко был отозван в Кронштадт, то наблюдать за строительством сначала, прислали старшего корабельного инженера Свеаборгского порта А. К. Рихтера, а в мае целую комиссию под председательством корабельного инженера подполковника А. Х. Шаунбурга. Из-за бомбардировки Свеаборга 28 и 29 июня англо-французской эскадрой, работы по строительству корпуса были приостановлены на некоторое время[5]. После их завершения, приёмкой корпуса занималась комиссия во главе с полковником С. И. Чернявским с 28 апреля по 2 мая 1857 года[6]. Спуск на воду состоялся 8 июня этого же года[3].

Док Петра I в Кронштадте

В середине июля корпус фрегата был доставлен по морю в Кронштадт и введён в док Петра I[6]. В августе 1857 года пришлось передать гребной винт на фрегат «Аскольд», так как он погнул свой винт во время испытаний[7]. К 8 октября, когда фрегат вывели из дока, на нём были смонтированы: забортная арматура, части рангоута, рулевой механизм, гребной вал и винтовая группа. Новый гребной винт был изготовлен на заводе наследников Его императорского высочества герцога Лейхтенбергского. 11 февраля 1858 года фрегат осмотрел генерал-адмирал Константин Николаевич[6].

Паровая машина по системе Пенна для фрегата была изготовлена в гальванопластическом, литейном и механическом заведении в Петербурге, за исключением кованного коленчатого вала, изготовленного в Англии. За постройкой машины наблюдал главный инженер-механик фрегата штабс-капитан П. Ф. Гаврилов[6]. 19 июня 1857 года состоялась проба машины, после чего её упаковали и отправили в Кронштадт[6].

Фрегат оснастили 14-вёсельным катером[8], 12-вёсельным катером, 2-вёсельным джелиботом. Для подачи пресной воды фрегат оснастили опреснительным аппаратом по конструкции прапорщика корпуса флотских инженер-механиков Н. А. Арцеулова[9].

По приказу главного командира Кронштадтского порта от 5 августа 1858 года № 493 предполагалось подготовить «Громобой» и «Рюрик» к заграничному плаванью в сентябре месяце. Они были зачислены в состав средиземноморской эскадры под командованием К. И. Истомина[10]. В эскадру также вошли линейный корабль «Ретвизан», фрегат «Полкан», корветы «Медведь» и «Баян»[11]. 29 сентября на Кронштадтском рейде «Громобой» осмотрел контр-адмирал К. И. Истомин, и остался не довольным ходом подготовки фрегата, и тем, что ходовые испытания машины так и не начались[12]. Для экономии времени было принято решение совместить испытания с первым этапом заграничного плавания[6].

Вооружение

С 1859 года по 1861 год вооружение фрегата составляли 48 орудий. В закрытой батарее (нижний дек) размещались шестнадцать 60-фунтовых орудий № 2, четыре 30-фунтовых орудий № 1, десять 30-фунтовых орудий № 2; на открытой батарее размещались одно 60-фунтовое орудие № 2, шестнадцать 30-фунтовых орудий № 4; на баке разместили одно 60-фунтовое орудие № 1[13].

60-фунтовые орудия имели калибр 196 миллиметров, и могли стрелять ядрами, бомбами и картечью. Данные орудия были разработаны в России генералом Баумгартом. Длинноствольные орудия (№ 1) имели длину в 15 калибров, а короткоствольные орудия (№ 2) имели длину в 13,2 калибра. Вес составлял 4,91 тонны и 3,21 тонны каждого орудия соответственно[14].

Служба

1858—1859 года

На первом этапе заграничного плаванья, средиземноморская эскадра сопровождала «Его Императорского Высочества Государя Великого князя Генерал-адмирала Константина Николаевича со свитой в Святую Землю и попутными визитами и в другие страны»[11]. А «Громобой» должен был пройти ходовые испытания. Для этих целей на борту находилась комиссия Морского технического комитета (МТК)[6].

3 октября «Громобой» под командованием капитана 1-го ранга И. Н. Изыльметьева вышел из Кронштадта к Ревелю. До Ревеля фрегат сопровождал пароход «Артельщик»[15]. На переходе, комиссией в машине были выявлены поломки и недостатки, и она не была принята в казну, но в рамках заграничного плавания, «Громобою» позволили продолжить плавание, и далее, 9 октября, фрегат перешёл в Киль[16].

С 12 по 16 октября переход из Киля в Христианзанд, где команда фрегата участвовала в тушении городского пожара. 18 октября «Громобой» вышел с рейда взяв курс на Шербург[16]. За время десятидневной стоянки машинное отделение было обшито оцинкованным железом, улучшены системы пожаротушения в угольных ямах и трюмных помп. С 1 по 11 ноября переход в Кадикс[17]. На рейде Кадикса от разыгравшейся непогоды у плехта лопнула цепь, раскололо чугунный клюз, на канатном стопоре вырвало рым, разогнуло гак и два передних битенга пришли в движение. Исправив повреждения, «Громобой» 23 ноября вышел к Виллафранке, куда прибыл 2 декабря. На рейде уже находились «Ретвизан», «Полкан», «Баян» и «Рюрик». 4 декабря на фрегат прибыл Генерал-адмирал Константин Николаевич. С 4 на 5 декабря с Генерал-адмиралом на борту «Громобой» перешёл в Тулон[18]. В Тулоне эскадра была встречена салютом в 21 выстрел с французской эскадры под командованием вице-адмирала Ромень-де-Фоссе. 6 декабря Генерал-адмирал перешёл на «Рюрик» и на нём отправился в Марсель. Вернувшись из Марселя 11 декабря, он вновь поднял свой брейд-вымпел на «Громобое». 12 декабря эскадра направилась на Виллафранкский рейд. В Тулоне остался фрегат «Полкан» для ввода в док[19]. 13 декабря эскадра прибыла к Виллафранко. 17 декабря Генерал-адмирал принял на борту «Громобоя» принца Кариньянского, и в этот же день «Громобой» и «Ретвизан» вышли к Генуи. На следующий день, выйдя оттуда корабли взяли курс на Палермо. В Палермо корабли пришли 22 декабря, на рейде уже был корвет «Баян» и пришедший с Балтики корвет «Оливуца»[20].

Палермо

Новый 1859 год «Громобой», «Ретвизан» и «Баян» встретили в Палермо[11]. 7 января «Баян» оставил эскадру и со срочным поручением убыл в Грецию. 11 января прибыл «Рюрик»[21], а 19 января «Медведь». 26 января вернулся «Баян», и 1 февраля пришёл из ремонта «Полкан». На следующий день «Медведь» и «Полкан» были направлены в Мессину, а 6 февраля и Генерал-адмирал на «Громобое» отправился туда в сопровождении «Ретвизана». Затем корабли перешли к Мальте, сделав остановку в Сиракузах[22]. 10 февраля эскадра прибыла на рейд Валлетты и была встречена салютом с крепости, городской батареи, английской эскадры под флагом вице-адмирала Феншау и русского фрегата «Цесаревич». Эскадра оставалась на рейде до 19 числа, после чего отправилась обратно к Палермо, куда и прибыла 21 февраля. 8 марта эскадра покинула Палермо и начала переход к Неаполю[23], где оставалась до 29 марта. Вечером 9 апреля эскадра зашла на Мессинский рейд, а 15 апреля на Пирейский рейд[24]. Пробыв тут до 24 апреля эскадра отправилась к Яффе. В Яффе большая часть команд кораблей посетили Иерусалим и другие святые места. 11 мая эскадра снялась с якоря оставив на рейде фрегат «Полкан», и на следующий день пришла в Бейрут для пополнения запасов угля. Далее «Громобой» отправился в одиночное плаванье по маршруту Родос — Патмос — Самос — Хиос с кратковременными остановками. На подходе к острову Родос с «Громобоем» воссоединился «Баян», а от острова Хиос он был отправлен с поручениями в Дарданеллы. 22 мая «Громобой» пришёл в Смирну, где уже ждал «Полкан»[25]. 23 мая «Громобой» вышел в сопровождении парохода «Владимир» в Константинополь. 25 мая «Громобой» пришёл в пролив Босфор, где уже ждал корвет «Медведь». 2 июня генерал-адмирал перешёл на пароход «Владимир», на котором подняли генерал-адмиральский флаг, а на «Громобое» был поднят контр-адмиральский флаг[26]. В этот же день корабли отправились в Смирну для пополнения запаса угля. 9 июня «Громобой» и «Ретвизан» получили назначение следовать в Россию, а «Медведь» был включён в состав эскадры контр-адмирала Ф. Д. Нордмана[27].

По пути «Громобой» зашёл в Мессину 15 июня, в Кадикс 27 июня[27], в Шербург 14 июля. В Шербурге командир «Громобоя» получил телеграмму с приказанием следовать в Портстмут, где уже находился «Полкан»[28]. 25 июля на Спитхедский рейд прибыл фрегат «Светлана» с генерал-адмиралом Константином Николаевичем на борту. Русская эскадра, как и английская эскадра из десяти кораблей салютовали ей[29]. За время пребывания в Портсмуте эскадре было дано парусное учение. 1 августа «Громобой» и «Ретвизан» отправились в Киль[30]. 7 августа между проливами Каттегат и Скагеррак был встречен фрегат «Генерал-Адмирал»[31], а 9 августа прибыли в пункт назначения. Дождавшись в Киле фрегат «Полкан», корабли начали переход в Кронштадт 15 августа. На переходе была встречена эскадра контр-адмирала Ф. Д. Нордмана. 18 августа корабли вошли в Финский залив, а 19-го на Кронштадтский рейд. 22 августа фрегат посетила Великая княгиня Александра Иосифовна, а 28 числа Государь-Император устроил смотр кораблям эскадры. В этот же день на «Громобое» был спущен контр-адмиральский флаг. После осмотра фрегата дивизионным начальником, кампания была окончена 2 сентября[30].

За кампанию 1858—1859 годов командир фрегата И. Н. Изыльметьев получил часы украшенные бриллиантами с надписью «В память похода на фрегате „Громобой“ в 1858—1859 году» и вензелем Его Высочества[32].

В 1859 году парусное вооружение на фрегате «Олег» было принято по образцу «Громобоя»[33].

1860—1864 года

С началом 1860 года фрегатом в заграничном плаванье поставлен командовать капитан 1-го ранга И. П. Панафидин. 24 июня «Громобой» вышел из Кронштадта по маршруту Киль — Кадикс — Валлетта — Бейрут. На Бейрутский рейд «Громобой» прибыл 17 сентября, тем самым преодолев 5300 миль за 42 дня. С 23 октября по 17 ноября «Громобой» и «Генерал-Адмирал», под брейд-вымпелом начальника отряда кораблей в Средиземном море И. А. Шестакова, ходили к Александрии[34]. 3 ноября 1860 года в Александрии умер от тифа и похоронен на местном кладбище юнкер КФШ Черноморского сводного экипажа Верешников[35]. На зимовку «Громобой» перешёл к Смирне.

30 марта 1861 года «Громобой» вышел с рейда Смирны и взял курс на остров Сира[34], а от него на Пирейский рейд. 8 мая фрегат отправился из Бейрута и обратно в Яффу, где часть офицеров и команды посетила Иерусалим. С 20 июня крейсерство вдоль сирийского побережья[36]. 4 июля[37] «Громобой» вернулся в Бейрут, где находилась эскадра Средиземного моря под командованием флигель-адъютанта капитана 1-го ранга И. А. Шестакова (фрегаты «Генерал-Адмирал», «Илья Муромец», «Олег» и корвет «Сокол»)[38]. В этот же день И. П. Панафидин передал фрегат под командование капитану 2-го ранга М. Я. Федоровского. Из команды фрегата на «Илью Муромца» были переведены 85 человек и 8 человек на «Сокол»; а также порох, ядра и бомбы были переданы на «Генерал-Адмирал». А на «Громобой» перевели матросов, для отправки в Кронштадт. 23 июля фрегат оставил рейд Бейрута и 1 августа зашёл на Мальту для пополнения запасов. В Валлетте М. Я. Федоровский получил назначение в эскадру под командованием И. А. Шестакова и приказ следовать в Бейрут для соединения с эскадрой[37]. Также в августе, в состав эскадры вошёл корвет «Ястреб»[38]. От Мальты до Бейрута «Громобой» прошёл 130 миль под парусами и 955 миль под парами за 9 дней и три часа[39].

С августа по сентябрь эскадра посетила Аяс и Бейрут. К октябрю к эскадре присоединилась шхуна «Туабсе»[38]. 5 октября «Громобой» отправился на ремонт в Тулон, по пути попав в сильный шторм. 20 октября 1861 года в Средиземном море от воспаления легких умер квартирмейстер Спиридонов[35]. Промежуточная стоянка была сделана в Виллафранко, где с корабля на берег было списано несколько моряков по болезни. 27 октября фрегат зашёл на рейд Тулона, а 2 декабря его ввели в док[39]. 10 декабря в Тулоне в морском госпитале города умер от дизентерии кочегар Юхан Рейсх[35]. В ночь на 26 декабря с ремонтирующегося фрегата увидели горящую плавучую тюрьму в которой находилось около 700 заключенных. Была составлена пожарная партия, которую возглавил гардемарин Кардо-Сысоев. Русские моряки первыми пришли на помощь и спасли всех людей.

21 марта 1862 года фрегат покинул Тулон и начал переход в Кронштадт. За время докования был исправлен корпус, машина и заменена фок-мачта. По пути на Балтику фрегат сделал промежуточные остановки в Гибралтаре, Кадиксе, Лиссабоне, Портсмуте и Киле. 29 мая «Громобой» прибыл на Кронштадтский рейд[40]. После осмотра фрегата дивизионным начальником, М. Я. Федоровский сдал обязанности командира корабля.

Перед кампанией 1863 года «Громобой» был перевооружён в Кронштадте на одиннадцать 60-фунтовых бомбических орудий № 1 и тридцать шесть 32-фунтовых пушек № 1 и № 3. В 1863—1864 годах «Громобой» вновь назначен в эскадру Средиземного моря.

В 1860—1863 годах по образцу «Громобоя» была изготовлена часть механизмов для фрегата «Ослябя»[33].

1865—1868 года

Летом 1865 года контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков держал свой флаг на «Громобое», фрегатом командовал капитан-лейтенант Я. М. Дрешер. По приказанию генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича В. А. Римский-Корсаков заведовал работами по подъему затонувшей броненосной лодки «Смерч» у Барезунда, куда привёл «Громобой» в тумане и без лоцмана.

После зимовки с 1865 на 1866 год фрегат был перевооружён. На закрытой палубе были размещены шестнадцать 60-фунтовых коротких орудий Баумгарта, четыре 30-фунтовых орудий № 1 и десять 30-фунтовых орудий № 2; на верхней палубе установили одно 60-фунтовое длинное орудие Дальгрена № 1, шесть 30-фунтовых орудий № 2, шестнадцать 30-фунтовых пушек № 3 и восемь 12-фунтовых длинных пушек.

В 1866 году командовать назначен капитан 2-го ранга Г. Н. Забудский. В этом же году командой «Громобоя» была открыта 21-футовая банка по северо-западную сторону острова Стора Треск-э[41].

1869—1872 года

2 и 3 июля 1869 года на Транзундском рейде состоялся Высочайший смотр броненосной эскадры русского флота. В смотре участвовал и отряд морского училища, состоящий из флагманского фрегата «Громобой», корвета «Гиляк», канонерки «Прибой», канонерки «Марево» и тендера «Кадет». Во время высадки десанта на остров Менц-Сари, с «Громобоя» провели показательные артиллерийские стрельбы[42]. Далее, в честь 155-й годовщины Гангутского сражения во время Северной войны, учебный отряд Морского училища в полном составе повторил действия флотов в ходе этого сражения. По окончании маневров, 16 июля[43] контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков, генерал-лейтенант граф А. И. Аминов, воспитанники училища и волонтёры на скалах Рилакс-фьорда, на предположительном месте захоронения погибших в сражении моряков и солдат, после отдания воинских почестей установили деревянный крест с надписью на русском и шведском языках: «В память убитых в Гангутском сражении 27 июля 1714 года, от учебной эскадры Морского училища». Этот крест был сделан матросами фрегата «Громобой»[44]. Возвращение на Кронштадтский рейд омрачилось столкновением фрегата с крестьянской лайбой[45]

Летом 1870 года «Громобой» был в учебном плавании по Балтийскому морю с воспитанниками Морского училища. 27 июля 1870 года учебный отряд кораблей вновь собрался у скал Рилакс-фьорда, где рядом с деревянным крестом, установленным ранее в память погибшим во время Гангутского сражения, состоялась церемония открытия памятника. Водосвятие, богослужение и панихиду по убитым провёл священник фрегата «Громобой» А. А. Лебедев. По окончании богослужения все стоявшие на рейде суда салютовали по уставу[46][47].

"Громобой" исключен из списков 5 мая 1872 года, после чего был продан для разбора с торгов[3].

Командный состав

Командиры

Старшие офицеры

  • штаб-офицер капитан 2-го ранга Горковенко

Другие должности

Память

  • Строительные формуляры и атлас чертежей винтового фрегата «Громобой» хранятся в РГА ВМФ[50]
  • Масштабная модель фрегата находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге
  • Рисунок фрегата хранится в ЦВММ[51]

Примечания

  1. Ф. Ф. Веселаго Список русских военных судов с 1668 по 1869 год
  2. 2,0 2,1 2,2 Головнин, 1996, с. 57.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Крестьянинов, 2009.
  4. К. Попп. Попп, Карл Карлович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  5. 5,0 5,1 Головнин, 1996, с. 58.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Головнин, 1996, с. 60.
  7. Врубель, 2012.
  8. По чертежу английского королевского катера
  9. РГАВМФ Ф.327, Оп.1
  10. Широкорад, 2013.
  11. 11,0 11,1 11,2 Малевинская, Вартанян, 2013.
  12. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 194.
  13. Головнин, 1996, с. 61.
  14. Мельников, 1996, с. 68—69.
  15. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 195.
  16. 16,0 16,1 Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 196.
  17. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 197.
  18. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 198.
  19. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 199.
  20. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 200.
  21. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 201.
  22. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 202.
  23. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 203.
  24. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 204.
  25. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 205.
  26. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 206.
  27. 27,0 27,1 Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 207.
  28. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 208.
  29. Шиманский, 2015, с. 179.
  30. 30,0 30,1 Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 209.
  31. Калмыков2, 2013, с. 108—113.
  32. Калмыков1, 2013, с. 121—134.
  33. 33,0 33,1 РГАВМФ, Ф.244, Оп.1
  34. 34,0 34,1 Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 301.
  35. 35,0 35,1 35,2 Не скажет ни камень ни крест (опыт военно-морского некрополя 1696—1917). Глава I. Экспедиции (рус.) ? (недоступная ссылка). nekropolvmf.ru. Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано 10 января 2017 года.
  36. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 302.
  37. 37,0 37,1 Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 303.
  38. 38,0 38,1 38,2 РГАВМФ Ф.541 Оп.1. Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 27 марта 2017 года.
  39. 39,0 39,1 Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 304.
  40. Обзор заграничных плаваний I, 1871, с. 305.
  41. РГАВМФ Фонд 402, Опись 2
  42. Всемирная иллюстрация, 1869 год, № 31, 34. Дата обращения: 21 марта 2017. Архивировано 13 марта 2017 года.
  43. по старому стилю
  44. Морская хроника // «Морской сборник» — Журнал, 1869 год, № 9, с.13
  45. РГАВМФ, Ф.162, Оп.1
  46. Памятник погибшим участникам Гангутской морской баталии (Riilahden monumentti). Свод петровских памятников России и Европы. Институт Петра Великого. Дата обращения: 29 сентября 2020. Архивировано 25 октября 2020 года.
  47. Морская хроника (Открытие Гангеудского памятника) // Морской сборник (СПб). 1870. Т. 110, № 9. Стб. 1-2
  48. Общий морской список. Часть IX. Царствование Николая I. А—Г. — СПб.: Типография Морского министерства, 1897. — С. 660.
  49. Общий морской список. Часть IX. Царствование Николая I. А—Г. — СПб.: Типография Морского министерства, 1897. — С. 481.
  50. Фонд 315, Опись 1-2; Фонд 327, Опись 1
  51. Фонд изобразительного искусства / Акварели и рисунки / Фрегат «Громобой». Дата обращения: 11 февраля 2018. Архивировано 12 февраля 2018 года.

Литература

  • Крестьянинов В. Я. Часть 1. Деревянные паровые крейсера 1850-1860-х годов // Крейсера Российского императорского флота 1856-1917 годы. — М.: «Галея Принт», 2009. — 292 с. — ISBN 978-5-8172-0128-4.
  • Великий князь Константин Николаевич. Дневник Великого Князя Константина Николаевича / Шиманский А. П.. — М.: Научная цифровая библиотека, 2015.
  • Состовители: Малевинская М. Е., Вартанян Ю. Т. Елагинские чтения. Выпуск 6 / Научный редактор кандидат исторических наук Чернявский С. В.. — СПб.: ООО «ИТД «Остров», 2013. — С. 60. — 128 с. — ISBN 978-5-94500-076-6.
  • Широкорад А. Б. Россия на Средиземном море / редактор Смирнов Н. М.. — СПб.: «Вече», 2013. — (Морская летопись). — ISBN 978-5-4444-0767-7.
  • Владимир Врубель. Всем штормам назло. — М.: Вече, 2012. — 328 с. — (Морская летопись). — 2500 экз. — ISBN 978-5-4444-0005-0.
  • Калмыков П. Л. Иван Николаевич Изыльметьев // Всеобщее богатство человеческих познаний: материалы XXX Крашенниковских чтений. — Петропавловск-Камчатский: М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова, 2013.
  • Калмыков П. Л. К портрету героя: Николай Можайский // Всеобщее богатство человеческих познаний: материалы XXX Крашенниковских чтений. — Петропавловск-Камчатский: М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова, 2013.
  • Рукавишников Е. Н. Участие Российского флота в урегулировании ближневосточного конфликта в 1860 — 1861 годах // «Вопросы истории» : Журнал. — М.. — ISSN 0042-8779.
  • Мельников Р. М. К истории возникновения винтовых фрегатов (рус.) // «Судостроение» : Журнал. — СПб., 1996. — Январь (№ 1).
  • Головнин Ю. И. 50-пушечные парусно-винтовые фрегаты «Илья Муромец» и «Громобой» (рус.) // «Судостроение» : Журнал. — СПб., 1996. — Январь (№ 5/6). — С. 61.
  • Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота в 1850-1868 годах / Сгибнев А. С.. — СПб.: Типография Морского Ведомства в Главном Адмиралтействе, 1871. — Т. I. — 702 с.
  • Ястребцов Е. Федоровский, Михаил Яковлевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  • Вахмистрова С. И. Полвека обыкновенной жизни и контргалсы адмирала И. А. Шестакова. «Морской журнал», № 3/4, 2001, с.50-54.
  • Мельников Р. М. Развитие класса крейсеров. «Судостроение», 1971, № 1, с.52-58.
  • Сирый С. П. Одиннадцатый Морской министр Императорского флота России адмирал Шестаков Иван Алексеевич. (К 190-летию со дня рождения).