Государственные похороны (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Государственные
похороны
англ. State funeral
лит. Valstybinės laidotuvės
Жанр документальный
Режиссёр Сергей Лозница
Продюсер Сергей Лозница,
Мария Шустова
Автор
сценария
Сергей Лозница
Кинокомпания ATOMS & VOID,
Studo Uljana KIm
Длительность 135 мин
Страна Нидерланды Нидерланды,
Литва Литва
Язык русский
Год 2019

«Госуда́рственные по́хороны» — полнометражный документальный фильм 2019 года украинского режиссёра Сергея Лозницы о всенародном прощании со Сталиным. Состоит из архивных съёмок, сделанных по всей стране в период с 6 по 19 марта 1953 года. Воедино собранный, без нарушений хронологии и лишённый комментариев материал, став инструментом исследования эпохи, демонстрирует её природу, — по мнению создателя, фильм не о Сталине — он о людях[1].

Хронология

Обшитый красным гроб вносится с бокового входа Колонного зала Дома Союзов. Гроб в окружении цветов и венков, снимается крышка. Сталин.

Люди у репродукторов слушают официальное сообщение о смерти, повсюду — в украинском селе Ново-Демидово, колхозе имени В. И. Ленина в Таджикистане, на нефтеплатформе «Бухта Ильича» в Каспии, на Алтае, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Хабаровске.

Очереди у газетных ларьков в Таллине, Риге, Москве — читают сразу, не отходя. В разных газетах одинаковый большой портрет умершего.

Встреча у трапов самолётов делегаций из Чехословацкой Социалистической Республики, Польской Народной Республики, Финляндии, Китайской Народной Республики, Народной Республики Болгария, Румынской Народной Республики, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, а также от Коммунистической партии Великобритании. По лётному полю несут прибывшие с ними венки.

Возложение трудящимися цветов к монументам Сталина — в Краснодарском крае, Минске, Владивостоке — из-за недостатка букетов многие со своими домашними цветами, в горшках.

Очередь прощающихся в Москве начинается у Красных ворот. Холодно, пар изо рта. На крышах ещё лежит снег.

Колонный зал. Военнослужащие по двое несут огромные венки. Крупные планы: Василий Сталин, одетый по-военному. Корпус несколько подался вперёд, молчит. Рядом сидит Светлана Аллилуева, на локте яркая красная повязка. Стоят Лаврентий Берия, Георгий Маленков, Никита Хрущёв.

Заполненные людьми площади в Магнитогорске, Фрунзе, Вильнюсе, Львове, повсюду возлагают венки, мужчины без головных уборов — идёт радиотрансляция из Москвы. Траурная процессия движется и по мосту на сваях в Нефтяных Камнях.

Москва. Сталинская высотка ещё в лесах, с кра́нами. На улицах столицы столпотворение. Отдельные делегации прибывают в Колонный зал со стороны Охотного ряда. По центральной лестнице нескончаемый поток прощающихся, некоторые с детьми на руках. Прибывает Долорес Ибаррури, группа иерархов РПЦ. Работает группа фотокорреспондентов. Художники за мольбертами делают наброски, среди них скульптор с заготовленной глиной.

Митинг в цеху Кировского завода, ораторы соревнуются в красноречии. Митинг на огромной площади в Ленинграде.

На сцене Колонного зала оркестр, исполняется Реквием. Люди всё идут и идут. Все лица повёрнуты в одну сторону, многие плачут. Лысый мужчина украдкой достаёт театральный бинокль. У выхода из траурного зала красная крышка гроба. На улице уже стемнело, к Дому Союзов всё прибывают венки — и здание Исторического музея уже по всему периметру заставлено ими.

Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф

15 маршалов и генералов во главе с Будённым выносят подушки с орденами и наградами, за ними несут гроб — крышка теперь с окошком. Гроб водружается на лафет. У здания Госплана процессия поворачивает к Кремлю.
Ровными шеренгами людей заполнена вся Красная площадь. На портале Мавзолея уже выгравировано — «Сталин». Траурный митинг открывает Хрущёв, предоставляя слово Маленкову. За ним — Берия, куранты бьют четверть. Вся перспектива улицы Горького заполнена слушающими, трансляция идёт на всю страну. Последним выступает Молотов, Хрущёв закрывает митинг. Все снимают головные уборы. Гроб и следом подушки с наградами заносят в Мавзолей. Звучат залпы из орудий, им вторят гудки заводов, паровозов, военных судов, — повсюду приостанавливается работа. Всеобщая минута молчания.

Толпы гуляющих на Красной площади, море венков по обеим сторонам Мавзолея.
Финальные титры:

Согласно историческим исследованиям, за время правления Сталина более 27 миллионов советских граждан были убиты, казнены, замучены, посажены в тюрьмы, сосланы в ГУЛаг или депортированы. Ещё почти 15 миллионов умерли от голода.
В 1956 году XX съезд Коммунистической партии Советского Союза осудил культ личности Сталина и призвал к десталинизации страны.
В 1961 году тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено возле Кремлёвской стены.

История создания

Тема будущей картины родилась из предыдущей — «Процесс» (2018), также основанной на документальных материалах. Тогда от сотрудницы Красногорского архива кинофотодокументов режиссёр впервые узнал о двухстах коробках с траурных мартовских дней 1953 года[1], прежде скрытых, а теперь в открытом доступе[2][K 1]. 10 тысяч метров были отсняты силами документалистов всей страны и предназначались для так и не вышедшего часового фильма «Великое прощание»[3]. Это собрания, траурные митинги, минуты молчания и главные события, проходившие в Колонном зале Дома Союзов с 6 по 9 марта.

В «Великом прощании» нет ничего крамольного, кроме того, что он славит Сталина. Это значит, что дорогие руководители страны, даже не видя результат, не желали этот фильм выпускать — он был готов уже через месяц, в начале апреля. Это очень интересный факт. Я думаю, съёмки были масштабной акцией прикрытия, чтобы никто не заподозрил, что в последующем на Сталина попытаются свалить ответственность за все трагедии и преступления, которые они вместе совершили.

Материал сохранился практически полностью. Очень странно, что он не был востребован до момента, когда эта идея прилетела ко мне в голову. Это материал для меня совершенно неожиданный, потому что он открыл для меня страну, которую я не мог себе представить.

За исключением нескольких киножурналов значительная часть сохранившегося материала осталась без звука. Но в Гостелерадиофонде были найдены записи прямых репортажей из Дома Союзов — там сохранилось 28 часов, некоторые в дублях, поскольку от волнения дикторы часто ошибались. Также была обнаружена запись мемориального заседания Союза писателей СССР, которое вёл А. Сафронов, где звучали стихи Л. Ошанина, К. Симонова, выступал А. Корнейчук[5]. За кадром также звучат строки В. Инбер, С. Смирнова, О. Берггольц.

На описание каждого кадра ушло около трёх месяцев работы вдвоём с монтажёром. Сам монтаж занял ещё четыре месяца[4].

Персонажами ленты стали Г. Маленков, Л. Берия, К. Ворошилов, В. Молотов, Н. Булганин, Н. Хрущёв, Л. Каганович, А. Микоян и другие деятели Коммунистической партии Советского Союза.

Звучит та же музыка Моцарта, Шумана, Чайковского, Мендельсона и Шопена, что была на похоронах Сталина. И лишь в финале — «Колыбельная» М. Блантера на стихи М. Исаковского в первой её версии со словами «Даст тебе силу, дорогу укажет Сталин своею рукой…», исполненная С. Лемешевым.
Для завершающего эпизода картины использовались съёмки на Красной площади 19 марта 1953 года[6].

Немыслимо, что сегодня, в Москве 2019 года, через 66 лет после смерти Сталина, тысячи людей собрались 5 марта, чтобы возложить цветы и оплакать их. Я думаю, что мой долг как режиссёра — использовать силу документальных образов, чтобы заставить людей искать правду. <…>
Для меня принципиально важно сделать зрителя участником и свидетелем грандиозного, ужасающего и гротескного шоу, которое раскрывает сущность тиранического режима.

Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф
Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф

На реставрацию и цветокоррекцию архивного изображения ушли месяцы работы[2].

Копродукция: Studio Uljana Kim (Литва), продюсер Ульяна Ким.
При поддержке телеканала «Настоящее время» и CINEMATEK (Бельгия).

Создатели фильма

  • Автор сценария и режиссёр — Сергей Лозница
  • Звукорежиссёр — Владимир Головницкий
  • Монтаж — Даниэлиус Коканаускис
  • Подбор архива — Владилен Верный
  • Продюсеры:
    • Сергей Лозница
    • Мария Шустова

Кинооператоры

Из монтажных листов архива в титрах фамилии всех участников исторических съёмок:

Премьерные показы в разных странах

В российский прокат картина вышла 5 марта 2020 года под изменённым названием «Прощание со Сталиным». Демонстрировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске, Саратове, Сургуте — всего в 40 кинотеатрах[22][23][24].

Критика

…сделан прямолинейно и безоценочно: два часа с гаком мы смотрим на фантастические во всех смыслах слова архивные кадры прощания СССР с любимым вождем Иосифом Сталиным. В начале картины гроб вносят в Колонный зал Дома союзов, в конце, после упокоения тела в мавзолее, торжественный салют гремит по всей стране. Никаких нарушений хронологии, никаких комментариев, кроме, — кстати, абсолютно корректных и безоценочных — дат и цифр с количеством жертв режима перед финальными титрами. Убежденный сталинист тоже может посмотреть «Государственные похороны», и не исключено, что пустит слезу.

Кино Лозницы — о сне разума. О смерти эпохи, которая не умирает. О траурной черте, которую переступают миллионы, заколдованные и накачанные пропагандой, со страхом всматривающиеся в будущее и вновь переступающие черту… обратно.

Вместо того, чтобы занимать привилегированную позицию учителя-морализатора, режиссёр исследует и одновременно предлагает зрителю — безмолвному наблюдателю и соучастнику истории — равным образом приступить к изучению этого странного явления. Возможно, у кого-то всё-таки получится усмотреть за происходящим его причины.

Анна Стрельчук, «InterMedia» 2019[27]

Сергей Лозница, очевидно, делает фильмы с прицелом на зарубежную аудиторию, для которой подобные массовые тоталитарные реалити-шоу — в диковинку. Но в России, да и вообще на постсоветском пространстве 135 минут прощания со Сталиным после 70 с лишним лет сюрреализма в режиме онлайн как-то многовато. О знаменитой давке на похоронах, в которой погибли люди, — ни кадра, ни слова. Реплики режиссёра — по традиции только в конце фильма в виде нескольких титров.

Константин Баканов, «Собеседник» 2019[28]

Награды

См. также

Комментарии

  1. В фильме нет кадров толпы на Трубной площади, в которой погибло немало людей:

    Конечно, если бы я смог найти кадры давки на Трубной площади, я полагаю, они бы вошли в фильм. Но я их не нашёл. В просмотренном материале таких кадров не было. Если этот материал где-то и существует, то, вероятно, в закрытых архивах секретных служб, доступа к которым у меня пока нет.

    Сергей Лозница, Русская служба Би-би-си 31 мая 2021[2]
    .

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Волчек Дмитрий. Труп дракона. Похороны Сталина в новом фильме Сергея Лозницы // Радио «Свобода» : радиостанция. — 2019. — 6 сентября. Архивировано 9 сентября 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кан Александр. «Прощание со Сталиным» Сергея Лозницы — «апофеоз людоедского культа». bbc.com. Русская служба Би-би-си (31 мая 2021). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 31 мая 2021 года.
  3. Рождественская Ксения. Что смотреть на «Артдокфесте» // Коммерсантъ Weekend : журнал. — 2019. — 29 ноября (№ 41). — С. 33. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  4. 4,0 4,1 Артамонов Алексей. Сергей Лозница: «Я намеренно оставил в кадре — „Спасибо Сталину, собирателю украинских земель“» // Сеанс : журнал. — 2019. — 18 октября. — ISSN 0136-0108. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Петрова Снежана. «Государственные похороны» Сергея Лозницы // Дилетант : журнал. — 2019. — 5 сентября. — ISSN 2226-6887. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Шаврей Андрей. «Государственные похороны» Сергея Лозницы — смотрим, учимся, готовимся // Latvijas Sabiedriskie Mediji : новостной портал. — 2019. — 28 октября. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  7. State Funeral Архивная копия от 14 декабря 2019 на Wayback Machine // Toronto International Film Festival  (англ.)
  8. State Funeral Архивная копия от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // Film at Lincoln Center  (англ.)
  9. «Государственные похороны». Внеконкурсные показы документального кино Архивная копия от 21 декабря 2019 на Wayback Machine // Минский международный кинофестиваль «Лiстапад»
  10. State Funeral Архивная копия от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // Die Viennale  (нем.)
  11. State Funeral. Nordic premiere Архивная копия от 23 декабря 2019 на Wayback Machine // Stockholm International Film Festival  (англ.)
  12. Valstybinės laidotuvės Архивная копия от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // Europos šalių kino forumas „Scanorama“  (лит.)
  13. State Funeral. Spanish Premiere Архивная копия от 24 декабря 2019 на Wayback Machine // Festival de Cine Europeo de Sevilla  (исп.)
  14. State Funeral. Spanish Premiere Архивная копия от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // ZINEBI  (исп.)
  15. State Funeral. Dutch Premiere Архивная копия от 20 декабря 2019 на Wayback Machine // International Documentary Film Festival Amsterdam  (англ.)
  16. «Государственные похороны», номинация «Лучший авторский неигровой фильм (арт-фильм)» — 2019 Архивная копия от 18 декабря 2019 на Wayback Machine // Лавровая ветвь. Фестиваль документального кино
  17. State Funeral. Festival do Rio 2019 Архивная копия от 14 декабря 2019 на Wayback Machine  (порт.)
  18. Funérailles d'État Архивная копия от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // La Cinémathèque du documentaire  (фр.)
  19. State Funeral. Festival international de cinéma Nyon Архивная копия от 15 мая 2020 на Wayback Machine  (фр.)
  20. State Funeral 2019 (англ.). nziff.co.nz. New Zealand Film Festival (2020). Дата обращения: 28 октября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  21. State Funeral / Государственные похороны (англ.). siff.bg. Sofia International Film Festival (2020). Дата обращения: 28 октября 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
  22. Хлебникова Вероника. Скорее жив, чем мёртв: «Прощание со Сталиным» — фильм о движении истории в лицах // Искусство кино : журнал. — 2020. — № 1/2. — ISSN 0130-6405. Архивировано 7 марта 2020 года.
  23. Жданова Юлия, Иванова Елена. Лента «Прощание со Сталиным» добралась до проката. Чем интересна картина режиссёра Сергея Лозницы // Коммерсантъ : газета. — 2020. — 5 марта. — ISSN 0130-6405. Архивировано 6 марта 2020 года.
  24. Таёжная Алиса. «Прощание со Сталиным»: Документальный подарок Сергея Лозницы к дате смерти вождя // The Village : городской интернет-сайт. — 2020. — Март.
  25. Долин Антон. Спи, богатырь, спи // Meduza : интернет-издание. — 2019. — 6 сентября. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  26. Малюкова Лариса. Красным по чёрному. Как Сергей Лозница Сталина хоронил // Новая газета. — 2019. — 16 сентября. — ISSN 1606-4828. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  27. Стрельчук Анна. Рецензия на фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны»: Куда шагает Сергей Лозница? // InterMedia : интернет-издание. — 2019. — 19 сентября. Архивировано 20 сентября 2019 года.
  28. Баканов Константин. «Артдокфест» похоронил Сталина без фарса // Собеседник : интернет-издание. — 2019. — 13 декабря. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  29. Лауреаты ХХ Национальной Премии «Лавровая ветвь» Архивная копия от 8 ноября 2021 на Wayback Machine // Лавровая ветвь. Фестиваль документального кино

Ссылки