Перейти к содержанию

Гомельский троллейбус

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гомельский троллейбус
Описание
Страна  Белоруссия
Расположение Гомель
Дата открытия 20 мая 1962
Дата закрытия неизвестно
Оператор КУП «Горэлектротранспорт»
Стоимость проезда 80 коп.
Сайт «Горэлектротранспорт»
Маршрутная сеть
Число маршрутов 31 (24 основных, 4 с индексом «а», 2 с индексом «б» и 1 с индексом «в»)
Длина сети 146,4 км
Подвижной состав
Число троллейбусов 204 (январь 2023)
Основные типы ПС АКСМ-201, АКСМ-321, МАЗ-203Т70
Число троллейбусных парков 2

Троллейбусное сообщение в Гомеле было открыто 20 мая 1962 года. На сегодняшний день троллейбусная сеть города по протяжённости линий и пассажиропотоку является второй по величине в Белоруссии, уступая лишь минской. На долю троллейбусов приходится 43,3 % городских пассажирских перевозок[1]. В 2015 году гомельские троллейбусы перевезли 69 млн пассажиров[2].

История

В 1961 году образовано Троллейбусное управление Гомеля. Практически сразу началось строительство троллейбусного депо и контактно-кабельной сети, были закуплены 10 троллейбусов марки ЗиУ-5. В Минске прошла обучение группа водителей. 20 мая 1962 года открыт первый троллейбусный маршрут «Вокзал» — «Троллейбусный парк» (позже продлён до «САЛЕО-Гомель»). Первый троллейбус прошёл по улицам Советской, Трудовой и проспекту Ленина. Таким образом, Гомель становится вторым городом БССР, получившим троллейбус.

В 1964 году открыто троллейбусное движение по улицам Рогачёвской, Полесской, Богдана Хмельницкого (до Торгового оборудования), Интернациональной, Барыкина (до Торгового оборудования), Речицкому проспекту (до Фестиваля). Продлена линия по улице Советской и Федюнинского до завода Гидроавтоматика.

В 1969 году по улицам Фрунзе и Ильича проложена линия на левый берег Сожа, которая связала Новобелицкий район с остальным городом. Торжественное открытие маршрута прошло у кинотеатра «Мир». Во время первого рейса в троллейбусе играл духовой оркестр. В 1970 году продлена до завода «Центролит» линия на улице Барыкина. В 1971 году контактная сеть проложена по проспекте Победы.

В 1975 году открыт второй троллейбусный парк на 100 машин. Проложена новая линия по проспекту Октября. В 1977 году по новому путепроводу на проспекте Космонавтов обеспечен троллейбусным сообщением крупный жилой район Гомсельмаш. В 1982—1984 годах по улице Ефремова линия на Сельмаше продлена до завода самоходных комбайнов. Открыта линия по улицам Малайчука и Крупской.

В 1985 году по улице Каменщикова проложена линия в Волотову. Продлены до Химзавода и соединены через улицу Объездную линии по улице Барыкина и Речицкому шоссе. Линию по Речицкому шоссе планировалось открыть ранее, но за несколько дней до открытия контактную сеть украли. В 1990 году через промзону проложена линия по улице Могилёвской. Часть её не эксплуатировалась на протяжении с начала 2000-х до 2021 года.

8 сентября 2007 года проложена линия по улицам Хатаевича и Мазурова через новые жилые массивы Гомеля. 15 декабря 2010 года открыта линия по улицам Огоренко, Свиридова, Чечерской.

В декабре 2016 года была завершена эксплуатация троллейбусов АКСМ-101.

8 января 2019 года с помощью троллейбусов с увеличенным автономным ходом АКСМ-321D, обеспечен троллейбусным сообщением жилой микрорайон «Шведская горка», а также участок от Д/П «Волотова» до Д/П «микрорайон Клёнковский». Таким образом троллейбусное движение было открыто по улицам Карбышева, Пенязькова, Гельман, Братьев Лизюковых. (1 марта 2021 года движение троллейбусов на участке от Д/П «Волотова» до Д/П «микрорайон Клёнковский» было прекращено из-за экономической нецелесообразности в связи с низким пассажиропотоком)

14 января 2019 года была завершена эксплуатация троллейбусов ЗиУ-682.

4 января 2021 года открыто троллейбусное движение на разворотном кольце «Корпус литья». На разворотном кольце «Корпус литья» нет контактной сети, поэтому там работали троллейбусы с увеличенным автономным ходом АКСМ-321D. Однако уже с 27 января в эксплуатацию была запущена контактная сеть, которая была законсервирована около 20 лет. Таким образом троллейбусное движение на данном участке возобновлено с возможностью движения троллейбусов от контактной сети.

1 апреля 2021 года была завершена эксплуатация троллейбуса БКМ-213 №1653 из-за изношенного узла сочленения.

4 сентября 2021 года открыто троллейбусное движение по улице Механическая до конечной остановки "Посёлок "Новая жизнь". На данном участке нет контактной сети, поэтому, там работают троллейбусы с увеличенным запасом автономного хода.

10 марта 2022 года был закрыт на ремонт Сельмашевский путепровод. Троллейбусы №№11, 11б, 11в, 12, 12а закрыты. Троллейбусы № 10 будут курсировать по улицам Советской, Ефремова, Фадеева, Богданова, проспекту Космонавтов, улицам Дворникова, Фадеева, Ефремова и Советской; троллейбусы № 21 направятся по улицам Хатаевича, Советской, Ефремова, проспекту Космонавтов, улицам Дворникова, Фадеева, Ефремова, Советской и Хатаевича;

На проспекте Космонавтов появится временная остановка «Автомеханический колледж», расположенная между улицами Богданова и Дворникова в направлении Сельмашевского путепровода. Для троллейбусных маршрутов № 10 и 21 она будет конечной.

12 марта 2022 года была завершена эксплуатация троллейбусов БКМ-20100.

С 4 ноября 2022 года возобновлено движение через Сельмашевский путепровод, закрытый уже почти восемь месяцев. Троллейбусные маршруты №11, 11б, 11в, 12, 12а возобновили движение и работают в будние дни в часы пик, троллейбусные маршруты №10, 21 также возвращаются к обычным трассам через проходивший путепровод.

Современное состояние

В настоящее время гомельский парк насчитывает 204 пассажирских троллейбусов. Электрифицированы и покрыты троллейбусным сообщением без малого 70 км гомельских улиц. Маршрутная сеть состоит из 31 маршрута, которые соединяют между собой все районы Гомеля. Плановый выпуск на линию в рабочие дни составляет 157 троллейбусов, ежедневный объём перевозки пассажиров — 265 тыс. человек. Удельный вес троллейбуса в городских пассажирских перевозках — 43,3 %[1].

Перевезено пассажиров за год, млн[3][4][5]
Количество троллейбусов[6][7][5]

Эксплуатирующая организация

В настоящее время троллейбусное сообщение осуществляется коммунальным унитарным предприятием «Горэлектротранспорт». В состав предприятия входят два троллейбусных депо общей вместимостью 225 машино-мест с технологическим оборудованием, энергослужба, обслуживающая 28 линейных тяговых подстанций и 146,4 км контактной сети, гараж, насчитывающий 44 единицы техники, строительный участок. Социальная сфера предприятия включает в себя 2 общежития на 450 койко-мест, 2 столовые, буфет, здравпункт, спортивно-оздоровительный комплекс.

Контактная сеть

По состоянию на 3 сентября 2022 года количество линейных тяговых подстанций (ЛТП) составляет 28:

  • ЛТП 1 — местонахождение — ул. Троллейбусная (Троллейбусный парк № 1);
  • ЛТП 2 — ул. Рогачёвская (на данный момент ведётся реконструкция);
  • ЛТП 3 — ЗИП (Интернациональная ул.);
  • ЛТП 4 — ул. Ярославская;
  • ЛТП 5 — з-д торгового оборудования;
  • ЛТП 6 — 35-й микрорайон;
  • ЛТП 7 — ул. Сосновая (пер. Космический);
  • ЛТП 8 — район радиозавода;
  • ЛТП 9 — просп. Победы;
  • ЛТП 10 — пр. Октября (ОАО «Татьяна»);
  • ЛТП 11 — проспект Космонавтов (Сельмаш);
  • ЛТП 12 — ул. Каменщикова (Волотова);
  • ЛТП 13 — ул. Тимофеенко (ст. Аэродром);
  • ЛТП 14 — Речицкий проспект (12-й микрорайон);
  • ЛТП 15 — ул. Могилёвская;
  • ЛТП 16 — ЗЛиН (на данный момент находится в резерве);
  • ЛТП 17 — ул. Антошкина;
  • ЛТП 18-23 не находятся в эксплуатации (большинство из них только в проекте и не построены до сих пор — несколько подстанций законсервированы на стадии строительства);
  • ЛТП 24 — ул. Хатаевича (17-й микрорайон);
  • ЛТП 25 — ул. Каменщикова (Волотова);
  • ЛТП 26 — Корпус литья;
  • ЛТП 27 — Строительное предприятие;
  • ЛТП 28 — Механическая ул. (Новая Жизнь).

Общая мощность тяговых подстанций — 34 270 кВт/час. Все подстанции работают в автоматическом режиме под управлением комплекса телемеханики «Сириус»[1].

Троллейбусные парки

Троллейбусный парк № 1 на 125 машин открыт в 1962 году, с открытием в Гомеле троллейбусного сообщения. Он расположен в северо-западной части города (ул. Троллейбусная, 1) и обслуживает маршруты центральной, северной и юго-восточной частей города: 1, 3, 4, 4б, 5, 9, 10, 11б, 12, 15, 16, 17, 20, 21, 24, 25, 26.

Троллейбусный парк № 2 на 100 машин открыт в 1975 году. Расположен в юго-западной части города (ул. Барыкина, 319) и обслуживает маршруты южной и центральной частей города: 2, 3, 6, 7, 7а, 8, 11, 11б, 11в, 12, 12а, 14, 19, 19а, 20, 22, 22а, 23, 24, 25.

Подвижной состав

Первыми моделями троллейбусов на гомельских улицах были небезызвестные ЗиУ-5. За свой вклад в развитие пассажирских перевозок в Гомеле одна из машин до сих пор находится в Троллейбусном парке № 1 в качестве экспоната.

В настоящее время в Гомеле эксплуатируются троллейбусы моделей МАЗ-203Т, АКСМ-321, АКСМ-201 (последняя модель в настоящее время активно списывается). Парк машин города регулярно обновляется. Так, в период 1997—2007 годов было поставлено 80 троллейбусов модели АКСМ-201. С декабря 2006 ведётся закупка моделей АКСМ-321. С 2009 года закупают рестайлинговую версию АКСМ-321. В 2016 году был закуплен один троллейбус АКСМ-321D, который способен двигаться без подключения к контактной сети более 15 километров. В 2017 году был закуплен ещё один троллейбус АКСМ-321D в новом рестайлинге, который способен двигаться без подключения к контактной сети более 20 километров. В 2018 году закуплено ещё два троллейбуса АКСМ-321D. В августе 2019 года поступил первый в Гомеле троллейбус производства МАЗ — МАЗ-203Т. В 2019 году троллейбусные маршруты стали обслуживаться исключительно машинами белорусского производства. В ноябре 2022 года в Гомель поступили ещё два троллейбуса производства МАЗ — МАЗ-203Т, в декабре 2022 года в троллейбусный парк №1 и троллейбусный парк №2 поступило ещё 4 троллейбуса МАЗ — МАЗ-203Т салатового цвета. В начале января 2023 года в троллейбусное депо №1 и троллейбусное депо №2 поступило ещё 4 троллейбуса производства МАЗ — МАЗ-203Т.

В Гомеле в разное время эксплуатировались различные модели троллейбусов:

  • ЗиУ-5 (1962—1985);
  • ЗиУ-5Г (1962—1987);
  • ЗиУ-5Д (1963—1992);
  • ЗиУ-682Б (1972—1990);
  • ЗиУ-682В (1976—2008);
  • ЗиУ-682В00 (1984—2010);
  • ЗиУ-682В-012 [В0А] (1987—2010);
  • ЗиУ-682Г00 (1991—2011);
  • АКСМ-100 (ЗиУ-АКСМ) (1993—2009);
  • АКСМ-101 (1994—2010);
  • АКСМ-101А (1996—2010);
  • АКСМ-101ПС (1997—2015);
  • ЗиУ-682 КВР БКМ (1997—2019);
  • ЗиУ-682Г-012 [Г0А] (2001—2014);
  • АКСМ-101М (1997—2016);
  • БКМ-20100 (1996—2022)
  • БКМ-20101 (с 1998);
  • БКМ-213 (2002—2021);
  • БКМ-201А7 (с 2005);
  • БКМ-32102 (с 2006);
  • БКМ-32100 (с 2007);
  • БКМ-32100D (с 2016);
  • МАЗ-203Т70 (с 2019).
Модели троллейбусов Гомеля.
Модель Троллейбуса ЗиУ-5 ЗиУ-682 АКСМ-101 АКСМ-201 АКСМ-213 АКСМ-321 МАЗ-203Т
В эксплуатации 1962—1988 1972—2019 1995—2016 с 1997 2002—2021 с 2006 с 2019
Годы поставок 1962—1972 1972—1995, 2001 1995—1998, 2000 1997—2007 2002 2006 — настоящее время 2019 — настоящее время
Всего Работает Имеется 1 троллейбус в качестве памятника 0 0 30 0 163 11
Фотография

ЗиУ-9

Некогда эта модель составляла основу троллейбусного состава города Эксплуатируя 300 единиц 1973—2001 годов выпуска. Однако в настоящее время в Гомеле не осталось ни одного троллейбуса данной модели. Последний троллейбус ЗиУ-682 в Гомеле № 2652 был списан и утилизирован в июле 2020 года.

АКСМ-213

В городе имеется один сочленённый троллейбус — АКСМ-213 с бортовым номером 1653, покупка которого была приурочена к 40-летию Горэлектротранспорта (2002 год). № 1653 является первым троллейбусом этой модели, выпущенным на заводе «Белкоммунмаш»[8]. Однако модель не прижилась, так как было решено, что закупка сочленённых троллейбусов не оправдывает средства. Также это был последний линейный АКСМ-213 в Белоруссии. С марта 2021 года троллейбус № 1653 был отстранён от эксплуатации и в ближайшее время будет списан и утилизирован. В феврале 2022 года троллейбус № 1653 был уже списан и утилизирован, таким образом, в Гомеле не осталось ни одного сочленённого троллейбуса АКСМ-213.

АКСМ-420

С 15 декабря 2010 года, в честь открытия новой троллейбусной линии, около недели по маршруту № 16 курсировал уникальный для Гомеля АКСМ-420. Интересно, что в связи с отсутствием компостеров в салоне троллейбуса работал кондуктор. После недели работы троллейбус возвращён в Минск, так как у «Горэлектротранспорта» не хватило средств, чтобы купить троллейбус. На данный момент троллейбус находится в Калининграде.

МАЗ-203Т

13 августа 2019 года в троллейбусное депо № 2 поступил первый в Гомеле троллейбус производства завода МАЗ — МАЗ-203Т, получил бортовой номер № 2855. Троллейбус синего цвета, имеет возможность автономного хода — более 15 км.

В ноябре 2022 года в троллейбусное депо № 1 поступили два новых троллейбуса производства завода МАЗ — МАЗ-203Т, получили бортовые номера № 1860 и № 1861, имеют возможность автономного хода - более 15 км.

В конце декабря 2022 года в троллейбусное депо № 1 и в троллейбусное депо № 2 поступило ещё четыре троллейбуса МАЗ-203Т, получили бортовые номера № 1862, № 1865, № 2863 и № 2864. Троллейбусы салатового цвета, также имеют возможность автономного хода — более 15 км.

В начале января 2023 года в троллейбусное депо №1 и в троллейбусное депо №2 поступило ещё четыре троллейбуса МАЗ 203Т с бортовыми номерами № 1866, 1867, 2868, 2869. Также салатового цвета и имеют автономный ход более 15 км.

Тематические троллейбусы

В Гомеле была традиция создания именных троллейбусов. В настоящее время тематические троллейбусы в эксплуатации отсутствуют.

  • «Аллея Героев» (с 2015 года) — троллейбус посвящён Героям Советского Союза, урождённым на Гомельщине, которые участвовали в ВОВ. В салоне находится информация про каждого из них.
  • БРСМ — троллейбус Белорусского республиканского союза молодёжи начал работу в 2015 году.
  • ФК «Гомель» (работал в таком режиме до 2017 года) — троллейбус футбольного клуба «Гомель». Начал курсировать с августа 2010 года. Был раскрашен в цвета клуба, на маршрутоуказателе высвечивалась надпись «Гомель, вперёд!». В салоне троллейбуса пассажиры могли ознакомиться со всей интересующей болельщиков футбольной информацией — от календаря игр до личных страничек каждого футболиста. Создание фирменного футбольного троллейбуса было приурочено к 100-летию со дня первого официального футбольного матча, который был сыгран в Гомеле. Таким образом руководство клуба надеялось повысить интерес гомельчан к выступлениям ведущей команды региона. Курсировал по маршруту № 1, реже — по маршруту № 20[9].
  • «Гомель исторический» — троллейбус посвящён истории Гомеля. Вышел на линию 17 сентября 2011 года. Борта украшены историческими панорамами Гомеля. Есть историческая информация и в салоне: по всей его длине размещены фотографии старых зданий, встречающихся на маршруте, и краткая о них справка. Стилизована под начало XX века схема движения троллейбуса по маршруту, выписка из правил пользования троллейбусом и все прочие информационно-указательные таблички. Водитель также одет по моде тех лет. Во время следования по маршруту, речевой информатор рассказывает о улицах и зданиях вдоль которых следует троллейбус. Курсирует маршруту № 1 «Вокзал» — «Гидропривод». Одновременно с выпуском на линию троллейбуса, в продажу поступили сувенирные талоны на одну поездку: на них нанесены изображения скульптурной группы «Первый гомельчанин», также известной как «Лодочник», и первого гомельского троллейбуса. На обратной стороне имеются интересные факты из истории города.[10]

В мае 2012, к 50-летию открытия троллейбусного движения в Гомеле, введён в эксплуатацию троллейбус посвящённый истории развития электрического транспорта в Гомеле[11]. Проработал в статусе «Именной троллейбус» до 2017 года.

20 мая 2017 года был запущен троллейбус АКСМ-321 «Сябар», посвящённый юбилею гомельского троллейбуса, внутри которого описана вся 55-летняя история троллейбусного движения в Гомеле. Снаружи передняя часть машины оформлена в виде ЗиУ-5Д (размещённом ТП № 1 в качестве экспоната), задняя часть в виде АКСМ-420.

Троллейбусные парки Гомеля

1-е троллейбусное депо

  • Адрес: г. Гомель, Троллейбусная ул. 1
  • Маршруты: 1, 3, 4, 4б, 5, 9, 10, 11б, 12, 15, 16, 17, 20, 21, 24, 25, 26.

2-е троллейбусное депо

  • Адрес: г. Гомель, ул. Барыкина, 319
  • Маршруты: 2, 3, 6, 7, 7а, 8, 11, 11б, 11в, 12, 12а, 14, 19, 19а, 20, 22, 22а, 23, 24, 25.

Маршруты

{ } будни, выходные

( ) кольцевой


  • 11 троллейбусных маршрутов работающих по будням


  • 2 троллейбусных маршрута работающих по выходным


  • 18 троллейбусных маршрутов работающих ежедневно


  • 2 троллейбусных маршрута работающих кольцевым


1| Вокзал - «САЛЕО-Гомель»

2| Технический университет (кольцевой)

3| Завод «Кристалл» - Солнечная {будни}

4| Вокзал - Завод литья и нормалей

4б| Вокзал - Корпус литья {будни}

5| Вокзал - Завод «Кристалл»

6| Химзавод - Завод «Центролит» (Маршрут временно изменён)

7| Вокзал - Химзавод (Маршрут временно отменён)

7а| Вокзал - Завод «Центролит»

8| Технический университет (кольцевой)

9| Микрорайон «Клёнковский» - «САЛЕО-Гомель» {будни}

10| Вокзал - «САЛЕО-Гомель»

11| Завод литья и нормалей - Технический университет {будни}

11б| Завод литья и нормалей - Солнечная {будни}

11в| Завод литья и нормалей - Парк «Фестивальный» — В одном направлении {будни}

12| «САЛЕО-Гомель» - Солнечная {будни}

12а| «САЛЕО-Гомель» - Технический университет — В одном направлении {будни}

14| Химзавод (кольцевой) (Маршрут временно отменён) {будни}

15| Вокзал - Волотова

16| Вокзал - Микрорайон «Клёнковский»

17| Микрорайон «Клёнковский» - Стадион «Гомсельмаш»

19| Вокзал - Солнечная

19а| Вокзал - Парк «Фестивальный» — В одном направлении

20| «САЛЕО-Гомель» - Солнечная

21| Волотова - Завод самоходных комбайнов {будни}

22| Вокзал - Солнечная [после Солнечной дальше следует на Химзавод] {выходные} {будни только на прямом пути}

22а| Вокзал - Технический университет — В одном направлении {выходные}

23| Волотова - Химзавод (Маршрут временно отменён) {будни}

24| Волотова - Солнечная

25| Микрорайон «Клёнковский» - Солнечная

26| Вокзал - Новая Жизнь

Маршрутная сеть

Маршрутная сеть Гомеля включает в себя 24 основных маршрута, а также 4 маршрута с буквой «а», 2 с буквами «б» и 1 с буквой «в», которые, в большинстве своём, являются укороченными версиями основных маршрутов и используются в межпиковое время и в выходные дни, а также при следовании троллейбусов в парк.

Характеристика маршрутной троллейбусной сети Гомеля:

  • Количество троллейбусных маршрутов — 31;
  • Самый длинный маршрут № 24 (35,65 км ↑↓);
  • Самый короткий маршрут № 19а (15,51 км);
  • Протяжённость уличной сети с транспортными линиями — 72,8;
  • Протяжённость троллейбусных маршрутов — 701,47 км ↑↓;
  • Маршрутный коэффициент — 3,23;
  • Средняя длина маршрута — 20,2 км;
  • Средняя длина пассажиропоездки — 3,6 км;
  • Средняя эксплуатационная скорость — 17,4 км/ч;
  • Количество остановочных пунктов — 256;
  • Количество диспетчерских пунктов — 11.

По количеству маршрутов на единицу населения Гомель занимает лидирующее положение в Белоруссии.

Оплата проезда

Гомельский компостер

Для оплаты проезда в гомельских троллейбусах используется разовый билет с водяными знаками, после компостирования дающий право одной поездки, либо проездной билет. Введены различные тарифы на разовые билеты: при покупке в киосках КУП «Горэлектротранспорт» — 80 копеек, при покупке у водителя троллейбуса — 85 копеек. Пассажир без проездного билета или не закомпостировавший разовый билет на протяжении одной остановки после входа в салон троллейбуса подвергается штрафу в размере 0,5 базовой величины. Идентификация талона контролирующими лицами производится по рисунку компостера, изменяющегося в каждом троллейбусе каждую неделю.

С 1 сентября по конец октября 2017 года в троллейбусах маршрута № 25 «Микрорайон Клёнковский — Солнечная» временно появлялись кондукторы.

Отличительная особенность гомельских троллейбусов — наличие электромеханических компостеров. Достаточно вставить талон в компостер и нажать на кнопку. Внутри компостера срабатывает электромагнит, с помощью которого опускаются металлические штыри, формирующие рисунок на билете. При проверке оплаты проезда представителями контрольно-ревизорской службы водитель с рабочего места принудительно отключает питание компостера, и пробить талон невозможно. Однако некоторые новые модели оснащены обычными компостерами[12].

Также с 2020 года можно оплатить с QR-код системой Оплати. Транспорт.

Перспективы развития

Планируется закупать троллейбусы с автономным ходом[13].

В планах было открытие третьего троллейбусного парка, однако пока планов о строительстве нету[14].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 О нас Архивная копия от 20 ноября 2011 на Wayback Machine
  2. Транспорт и связь в Республике Беларусь. — Мн., 2016. — С. 73.
  3. Транспорт и связь в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. — С. 92.
  4. Транспорт и связь в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 70.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Народное хозяйство Республики Беларусь в 1991 г.: Статистический сборник / Гос. Ком. Беларуси по статистике и анализу. — Мн.: Беларусь, 1993. — С. 246—247.
  6. Транспорт и связь в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. — С. 91.
  7. Транспорт и связь в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 69.
  8. Транспорт в Гомеле — Модели. Дата обращения: 30 сентября 2011. Архивировано 12 июня 2010 года.
  9. Троллейбус 1 м. «ФК Гомель». Презентация. | Сайт болельщиков ФК Гомель (недоступная ссылка)
  10. Ретро — троллейбус. Дата обращения: 24 сентября 2011. Архивировано 18 мая 2013 года.
  11. Фоторепортаж: От бульбы до истории. Дата обращения: 6 октября 2011. Архивировано 9 марта 2012 года.
  12. beltransport.by — Гомель — Троллейбус — Оплата проезда. Дата обращения: 2 октября 2011. Архивировано 16 сентября 2011 года.
  13. «Три сестры»: сравниваем троллейбусы Гомеля, Брянска и Чернигова — Авто onliner.by. Дата обращения: 11 июля 2016. Архивировано 19 августа 2016 года.
  14. Троллейбус Гомеля Архивная копия от 14 апреля 2014 на Wayback Machine

Ссылки