Гомельский подшипниковый завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гомельский подшипниковый завод
белор. Гомельскі падшыпнікавы завод
Тип открытое акционерное общество
Основание 1938
Упразднена 2012
Прежние названия ГПЗ-12
Расположение  Республика Беларусь, Гомельская область, г. Гомель
Продукция подшипники и шарики к ним
Материнская компания Министерство промышленности Республики Беларусь

Гомельский подшипниковый завод (Государственный подшипниковый завод № 12, ГПЗ-12; белор. Гомельскі падшыпнікавы завод) — бывшее белорусское предприятие, располагавшееся в Гомеле, специализировавшееся на производстве велосипедных подшипников. В 2012 году ликвидировано.

История

В 1938 году в Гомеле был создан ремонтно-подшипниковый завод[1]. В связи с началом Великой Отечественной войны в 1941 году завод был эвакуирован в Свердловск (совр. Екатеринбург)[1]. В 1944 году завод восстановил работу, в 1949 году реконструирован и начал производство новых подшипников[1]. В 1957 году преобразован в Гомельский государственный подшипниковый завод № 12. Завод подчинялся Главному управлению подшипниковой промышленности «Главподшипник» Министерства автомобильной промышленности СССР (в 1957—1965 годах — Совету народного хозяйства БССР[2]. В 1976 году завод переименован в Двенадцатый Государственный подшипниковый завод. С 1986 года был подчинён Главное управление по производству подшипников качения «Главподшипник», с 1988 года — ГПО «Подшипник». С 1991 года — в подчинении Госкомитета Республики Беларусь по промышленности и межотраслевым производствам (с 1994 года — Министерство промышленности Республики Беларусь). В 1992 году завод преобразован в арендное предприятие, в 2001 году — в открытое акционерное общество[2].

В 1954 году завод освоил производство велосипедных подшипников и шариков к ним и стал основным поставщиком этой продукции для Минского мотовелозавода, а также поставлял продукцию на другие велосипедные заводы СССР[1][3].

Уменьшение объёмов производства на ММВЗ привело к осложнению положения предприятия. В 2004—2005 годах велись переговоры об организации производства на гомельском заводе производства малошумных подшипников для электродвигателей совместно с Европейской подшипниковой корпорацией, однако сделка не состоялась. В 2007 году завод подал заявление о признании себя банкротом. К этому времени на предприятии был занят 231 человек, доля государства составляла 96,9 %[4]. В 2012 году завод был ликвидирован «в связи с неплатежеспособностью, имеющей устойчивый характер»[5]. Корпуса завода, расположенные в непосредственной близости от центра города, планировались для размещения крупного торгового центра. По утверждению новых арендаторов, в цехах предприятия было собрано 1,5 тыс. т металлолома[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Го́мельскі падшы́пнікавы заво́д // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 5: Гальцы — Дагон (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 1997. — С. 346. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0090-0.
  2. 2,0 2,1 Открытое акционерное общество «Гомельский подшипниковый завод» Министерства промышленности Республики Беларусь Архивная копия от 13 июня 2020 на Wayback Machine на сайте «Архивы Беларуси» (Фондовый каталог государственных архивов Республики Беларусь)
  3. Почему заводы Гомеля «вылетают в трубу»? Промышленное производство у нас сократилось по некоторым позициям в 100 раз. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  4. ОАО «Гомельский подшипниковый завод» инициировало в хозяйственном суде возбуждение в отношении себя процедуры банкротства. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  5. Открытое акционерное общество «Гомельский подшипниковый завод». Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  6. Что ждет подшипниковый завод?. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.