Перейти к содержанию

Голицын, Александр Николаевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Николаевич Голицын
Портрет работы К. П. БрюлловаПортрет работы К. П. Брюллова
9 (21) ноября 1819 — 27 марта (8 апреля1842
Предшественник должность учреждена
Преемник Адлерберг, Владимир Фёдорович
10 (22) августа 1816 — 15 (27) мая 1824
Предшественник Разумовский, Алексей Кириллович
Преемник Шишков, Александр Семёнович
21 октября (2 ноября1803 — 19 (31) августа 1817
Предшественник Яковлев, Александр Алексеевич
Преемник Мещерский, Пётр Сергеевич

Дата рождения 8 (19) декабря 1773(1773-12-19)
Место рождения Москва
Дата смерти 22 ноября (4 декабря) 1844(1844-12-04) (70 лет)
Место смерти имение Гаспра, Ялтинский уезд, Таврическая губерния[1]
Род Голицыны
Награды
Орден Святого апостола Андрея Первозванного с алмазными знаками Орден Святого Владимира 1-й степени Кавалер ордена Святого Александра Невского
Орден Белого орла Орден Святой Анны 1-й степени Орден Святого Станислава 1-й степени

Князь Александр Николаевич Голицын (8 (19) декабря 177322 ноября (4 декабря1844) — государственный деятель Российской империи, в 1803—1816 годах обер-прокурор Святейшего синода[2][3][4], в 1816—1824 годах занимал пост министра народного просвещения. Действительный тайный советник 1-го класса (1841), статс-секретарь (1803—1842). Доверенное лицо Александра I, который до конца жизни дорожил его «близостью и советами»[5].

Происхождение и молодость

Мать князя Голицына

Единственный сын капитана гвардии князя Николая Сергеевича Голицына (линия «Алексеевичей») от третьего брака его с Александрой Александровной Хитрово (1736—1796), внук московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына (1695—1758). Овдовев через две недели после рождения сына, мать в 1776 году вышла замуж за майора в отставке М. А. Кологривова. Она относилась к сыну строго и холодно, зато влиятельная придворная дама М. С. Перекусихина полюбила «веселёнького и остренького» мальчика и по приказу Екатерины II в 1783 году он был зачислен в Пажеский корпус, переехав из Москвы в Санкт-Петербург[5].

Основное внимание уделялось обучению светскому общению, французскому языку, фехтованию, танцам и верховой езде.

Таким образом, князь Голицын с младенчества имел доступ ко двору, где сначала ценился как участник детских игр великих князей — Александра и Константина, а потом — как остроумный и ловкий кавалер. Его брат (по отцу) М. Н. Голицын, занимавший место ярославского губернатора, выстроил под городом усадьбу Карабиха (ныне музей-заповедник).

Другой брат (по матери), Д. М. Кологривов, сопутствовал низкорослому князю Голицыну в его проказах. Оба брата весьма искусно подражали манерам и выговору других. Граф Ф. П. Толстой писал[6]:

Князь Голицын, воспитанный при дворе и только для двора. Имея от природы острый ум, он в особенности отличался способностью передразнивать и подражать голосам других до того верно, что в другой комнате нельзя было не обмануться и не принять его за того, кого он передразнивал.

Служба

Окончив Пажеский корпус в 1794 году, был принят поручиком в Преображенский полк. Но уже через год вернулся ко двору и стал камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 году был переведён в большой императорский двор. В 1799 году получил чин камергера и в этом же году стал командором ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Был выслан из Петербурга императором Павлом I в том же году по неизвестной причине.

После вступления на престол Александра I князь Голицын как близкий ему человек был назначен сначала обер-прокурором I, а позже III департаментов Сената, а затем 21 октября 1803 года по настоянию императора взял на себя должность обер-прокурора Святейшего синода. В 1810 году стал, при сохранении прежней должности, главноуправляющим иностранными исповеданиями, в 1816 году — министром народного просвещения.

Отчасти под влиянием Родиона Кошелева этот эпикуреец и вольтерьянец екатерининской выучки, в 1806 году избранный в члены Российской академии, обратился к благочестию с резко выраженной сентиментально-мистической окраской. Он с лёгкостью брался разъяснять императору самые сложные богословские вопросы, хотя историю религии знал поверхностно и считал истинным христианством «туманный сентиментальный пиетизм с примесью православных догматов, разнообразных еретических и сектантских учений»[5]. Московский митрополит Филарет (Дроздов) вспоминал:

Егор Ботман. Портрет князя Александра Николаевича Голицына

Когда император назначил [кн. А. Н. Голицына] обер-прокурором, он сказал: «Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею веры». — «Ну полно, шалун, образумишься». — «Когда же, — говорил после Голицын, — я увидел, что члены Синода делали дела серьёзно… и сам стал серьёзнее, почтительнее относиться к делам веры и Церкви; когда через год или два спросил себя: верую ли я? — то увидел, что верую, как веровал в детстве»

Из воспоминаний св. Филарета // Русский архив. — 1906. — № 10. — С. 214.

Патриарх Кирилл:

Можете себе представить? Православная империя — а главным чиновником, от которого зависели назначения архиереев, создание и закрытие монастырей и церковных школ, стал человек, который открыто признавал себя неправославным[7].

Провозгласив благочестие основанием истинного просвещения, Голицын взял курс на клерикализацию образования, который под его руководством ревностно проводили Михаил Магницкий и Дмитрий Рунич. К современной ему литературе он относился с подозрением, что выражалось в крайней придирчивости цензуры.

Этого «младенца» в деле веры постоянно морочили разные ханжи и изуверы; он искал «излияния Св. Духа» и откровений, вечно гонялся за пророками и пророчицами, за знамениями и чудесами: то «слушал пророческое слово» у хлыстовки Татариновой, то жаждал возложения руки нового Златоуста — Фотия, то исцелял бесноватых, то удостаивался в мистическом экстазе испытать подобие страданий Спасителя от игл тернового листа.

После того как в 1817 году ведомства духовных дел и народного просвещения были объединены в одно министерство — Министерство духовных дел и народного просвещения, — Голицын стал во главе последнего, но был освобождён от должности обер-прокурора. С 1810 года Голицын состоял членом Государственного совета, а в течение 1839—1841 годов — председателем общих собраний. Он был одним из немногих, кому была доверена тайна отречения Константина Павловича. Возглавлял Человеколюбивое общество, принимал участие в организации Попечительного о тюрьмах общества и других филантропических начинаниях.

Дом князя Голицына на Фонтанке, 20

Помимо реформы духовных школ, при князе Голицыне состоялось учреждение Русского библейского общества, которое под президентством князя перевело на русский язык Библию и распространило более 400 000 её экземпляров. Сотрудники этого общества Василий Попов, Михаил Магницкий, Дмитрий Рунич, Дмитрий Кавелин были поставлены Голицыным руководить высшим образованием, где насаждали клерикализм; множество профессоров были уволены за недостаточную набожность. Магницкий требовал вовсе закрыть подопечный ему Казанский университет. Хотя с нахождением Голицына у руля Министерства принято ассоциировать «торжество реакции», именно при нём были учреждены Санкт-Петербургский университет и Ришельевский лицей.

28 июля (9 августа1821 года российским императором Александром I был учреждён Сибирский комитет, и князь Голицын был включён в его первый состав[8][9].

Чтобы нейтрализовать влияние Голицына на императора, Алексей Аракчеев подвёл под него интригу с участием митрополита Серафима и архимандрита Фотия, которые убедили Александра I, что управление Голицына пагубно для Церкви и государства. Его недруги торжествовали 15 мая (27 мая1824 года, когда князь Голицын должен был выйти в отставку по обоим ведомствам, сохранив за собой только звание главноначальствующего над почтовым департаментом. Последнюю должность занимал и при Николае I, ценившем в Голицыне «вернейшего друга своего семейства»[5]. С годами религиозность его только усиливалась. Современник вспоминает, что в домовой церкви Александра Николаевича стояло

подобие гроба, приставленное к подножию огромного деревянного креста; на гробе положена плащаница, на этой плащанице укладены различных видов кресты, подаренные в разное время князю. Пред гробом вместо люстры сделано из пунцового стекла изображение человеческого сердца, и в этом-то сердце теплится неугасимый огонь. В этой уединённой каморке маливался вместе с князем и блаженной памяти император Александр[10].

Летом 1842 года граф Голицын из-за ухудшения зрения оставил столицу и удалился в своё крымское имение Гаспра[1]. Одно время он был полностью слеп, однако хирург Владимир Караваев за 28 секунд провёл операцию, возвратившую зрение. В том же Голицынском дворце Лев Толстой позднее напишет повесть «Хаджи-Мурат». Умер в Гаспре и похоронен в Балаклавском Георгиевском монастыре.

Труды

Князь А. Н. Голицын составил для императрицы Елизаветы Алексеевны «Мнение о разности между Восточной и Западной церковью, с историей разделения их», которое было напечатано только в 1870 году.

Племянник его князь Николай Сергеевич Голицын (1800—1848, прямой предок С. В. Михалкова) подготовил сборник биографических материалов об А. Н. Голицыне, опубликованный в 1859 году под названием «Загробные записки князя Николая Сергеевича Голицына, из сказаний дяди его, князя Александра Николаевича Голицына».

Награды и отличия

Акварельный портрет работы П. Ф. Соколова
российские
иностранные

Образ в кино

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ныне — городской округ Ялта в Крыму.
  2. Обер-прокурор: // Синодальные члены // Святейший правительствующий синод // Месяцослов с росписью чиновных особ, или общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова 1805. Часть первая. — СПб.: Типография при Императорской Академии наук, 1805. — С. 86.
  3. Голицыны. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1893. — Т. 9 (17). — С. 50.
  4. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1963—1976. Том 4. ГААГА — ДВИН. 1963. — С. 486.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Русские портреты XVIII и XIX столетий. -- Т. 2, № 48.; Т. 5, № 214.
  6. Толстой Ф. П. Записки графа Ф. П. Толстого, товарища президента Императорской Академии художеств // Русская старина, 1873. — Т. 7. — № 1. — С. 24—51.
  7. Патриаршее слово после благодарственного молебна в Александро-Невском скиту близ Переделкина. Патриархия.ру, 20.11.2023.
  8. Комитет Сибирский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Сибирский комитет // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  10. Рассказы А. Н. Голицына в записи Ю. Н. Бартенева // Русский архив. — 1886. — № 3. Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine

Литература

  • Бартенев Ю. Н. Из записок Ю. Н. Бартенева. Рассказы князя Александра Николаевича Голицына // Русский архив, 1886. — Кн. 3. — Вып. 6. — С. 305—333.
  • Голицын А. Н. (Письма к архимандриту Фотию) / Публ. и коммент. Н. И. Барсова // Русская старина, 1882. — Т. 33. — № 3. — С. 765—780. — Под загл.: Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822—1825 гг.
  • Голицын А. Н.Два письма министра народного просвещения князя А. Н. Голицына к директору Царско-сельского Лицея Е. А. Энгельгарту // Русский архив, 1868. — Изд. 2-е. — М., 1869. — Стб. 873—877.
  • Голицын А. Н. Письма князя Александра Николаевича Голицына к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской в 1822 и 1823-м годах / Сообщ. И. А. Звегинцевым // Русский архив, 1869. — Вып. 6. — Стб. 943—958.
  • Голицын А. Н. Разговор Наполеона I с кн. А. Н. Голициным. 1808 / Записал Н. П. Кичеев // Русская старина, 1874. — Т. 10. — № 7. — С. 621—622.
  • Зазулина Н. Н. Князь А. Н. Голицын. Неизвестный во всех отношениях.— М.: Бослен, 2019. С. 288. ISBN 978-5-91187-334-9.
  • Кондаков Ю. Е. Отставка князя А. Н. Голицына 15 мая 1824 года // Россия в девятнадцатом веке: политика, экономика, культура. — СПб. 1996.
  • Кондаков Ю. Е. Личность и государственная деятельность князя А. Н. Голицына // Личность и власть в истории России XIX—XX веках. — СПб. 1997.
  • Кондаков Ю. Е. Князь А. Н. Голицын: придворный, чиновник, христианин. — СПб.: ООО ЭлекСис, 2014. — 284 с.
  • Мельникова Л. В. А. Н. Голицын и Российское Библейское общество // Хозяева и гости усадьбы Вязёмы. Материалы ХIV Голицынских чтений. — М., 2007. — С. 220—233.
  • Назаренко Е. Ю. Князь А. Н. Голицын в общественно-политической и религиозной истории России первой половины XIX века.: монография. — Воронеж.: Издательский дом ВГУ, 2014. — 188 с.
  • Фёдоров В. А. Голицын // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XI : «Георгий — Гомар». — С. 695—697. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Шереметевский В. Голицын Александр Николаевич // Русский биографический словарь : Гоголь — Гюне. М., 1997. С. 76—136. ISBN 5-7567-0079-X.

Ссылки