Перейти к содержанию

Гобби, Тито

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ти́то Го́бби
итал. Tito Gobbi
фото Аллана Уоррена, 1973фото Аллана Уоррена, 1973
Основная информация
Дата рождения 24 октября 1913(1913-10-24)
Дата смерти 5 марта 1984(1984-03-05) (70 лет)
Страна  Италия
Профессии оперный певец
Певческий голос драматический баритон
Сайт associazionetitogobbi.com

Ти́то Го́бби (итал. Tito Gobbi; 24 октября 1913, Бассано-дель-Граппа, Венеция5 марта 1984, Рим) — итальянский оперный певец (баритон)[1], режиссёр-постановщик, актёр кино и телевидения[2].

Биография

Получил юридическое образование в университете Падуи. Первое публичное выступление на сцене городского театра Губбио в партии Родольфо («Сомнамбула» Беллини) датировано 15 мая 1935 года[3]; в трёх постановках 1935 года Гобби пел басом, но уже в 1936 остановился на карьере баритона. С 15 января 1936 выступал в третьестепенных партиях на сцене миланской Ла Скала[3].

В 1936 получил 1-ю премию на международном конкурсе вокалистов в Вене; в июне того же года получил первую партию в римском театре Адриано — Жоржа Жермона в «Травиате» Верди. В 1937 выходит первый из двадцати шести фильмов-опер с участием Гобби — «Кондотьеры» Джузеппе Бечче, съёмки которого заняли семь месяцев.

С 1937 до конца 1950-х годов регулярно пел в римском Teatro dell’Opera, с мая 1938 — первые партии (Марсель в «Богеме», Данкайро в «Кармен»)[3]. Неоднократно выступал в масштабных постановках под открытым небом в Термах Каракаллы, часто ставившихся при режиме Муссолини. Освоил как классический репертуар итальянского бельканто, так и оперы современных итальянских композиторов, Прокофьева и Вагнера. Впервые выступил в Венеции, Палермо и Берлине в 1941. 4 апреля 1942 впервые солировал в Ла Скала в роли Белькоре («Любовный напиток» Доницетти).

После войны, в феврале 1948, впервые выступил в Лондоне и Ливерпуле и записал цикл арий в лондонской студии EMI Abbey Road. В том же году совершил мировое турне в США, ЮАР и Швецию. В 1950—1951 вновь выступал с сольными концертами в Лондоне, а также в Зальцбурге, Висбадене, Мюнхене и др., совершил полугодовое турне по Южной Америке. С середины 1950-х годов Гобби проводил почти весь сезон в международных турне, лишь изредка появляясь на итальянской сцене. В этот период наиболее популярными партиями Гобби были Яго («Отелло») и барон Скарпиа («Тоска»); за свою жизнь, он выступал в партии Скарпиа более 900 раз (включая концертные исполнения и фильм Франко Дзеффирелли 1964 года)[4].

В конце 1960-х годов голос Гобби начал утрачивать богатство тембра, певец сократил сольные выступления и занялся оперной режиссурой, работая на базе «Чикагской лирической оперы» (Lyric Opera of Chicago). Первой постановкой для него стал «Джанни Скикки» Пуччини (1970), в котором Гобби сам исполнял титульную партию. В постановке Гобби чикагская труппа исполняла «Тоску», «Фальстафа», «Бал-маскарад» и другие классические оперы. В последний раз маэстро солировал в роли Фальстафа в Амстердаме в 1977 году[3].

Введён в Зал славы журнала «Gramophone»[5].

Источники

  1. Гобби (Gobbi) Ти­то // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2006.
  2. Tito Gobbi. IMDb. Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Англ. Фрэнк Хэмилтон. Хронология выступлений Тито Гобби Архивная копия от 9 марта 2012 на Wayback Machine
  4. Англ.: Фрэнк Хэмилтон. Репертуар Тито Гобби Архивная копия от 9 марта 2012 на Wayback Machine
  5. Gramophone Hall of Fame (англ.). Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. Архивировано 3 мая 2019 года.

Ссылки