Перейти к содержанию

Глез, Альбер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альбер Глез
Albert Gleizes
Фотография, около 1920 годаФотография, около 1920 года
Место смерти Авиньон
Гражданство  Франция
Жанр живопись
Стиль неоимпрессионизм, кубизм, абстракционизм

Альбер Глез (фр. Albert Gleizes; 8 декабря 1881, Париж — 23 июня 1953, Авиньон) — французский художник, философ и теоретик кубизма.

Жизнь и творчество

Альбер Леон Глез родился и вырос в Париже, в семье художника по тканям, который управлял крупной промышленной мастерской дизайна. Дядей Альбера был успешный художник-портретист того времени Леон Комер, выигравший в 1875 Римскую премию. В детстве Альбер не любил школу и часто пропускал уроки, занимаясь сочинениями стихов. Также любил бродить по соседнему кладбищу Монмартра.

В возрасте 18 лет Альбер поступает в мастерскую отца в качестве ученика. Это условие, на котором отец дает ему возможность готовиться к его желанию стать актёром. Работа с отцом — единственное формальное художественное образование, которое он получил, помимо уроков в школе (а также, возможно, некоторые вечерние занятия в консерватории). В мастерской отца он занимается вместе с другом детства, поэтом Рене Аркосом. После завершения образования, в 1902 году, Глез поступает на военную службу, в 72-й пехотный полк французской армии в Абвиле, Пикардия, где проводит четыре года[1]. Именно здесь, по его собственному признанию, он начинает серьёзные занятия живописью: в основном это пейзажи в приглушённом импрессионистском стиле (напр. Рынок в Аббевилле, 1903, Собрание м-м А.Глез). Его первые пейзажи из разных мест Курбевуа выглядят вдохновлёнными Сислеем или Писсарро. Хотя ясно, что будучи сходными с Писсарро в технике, ранние работы Глеза, с позиции точки зрения, а также состава и концепции, представляют собой явный отход от импрессионизма. Плотность, с которой эти произведения окрашены, и их твёрдые рамки предполагают сходство с дивизионизмом, часто отмечавшееся критиками[2]. Глезу был двадцать один год, когда его работа La Seine à Asnières была выставлена на Société Nationale des Beaux-Arts, в 1902 году. В следующем году Глез выставил две картины на Осеннем салоне. В 1905 году он стал одним из основателей «Ассоциации Эрнеста Ренана» — союза студентов против военной пропаганды. В 1906 году в Музее изящных искусств в Лионе (Salon de la Société des Nationale Beaux-Arts), Глез выставил работу «Рыночный день в пригороде». К 1907 году его стиль стал больше похож на постимпрессионизм с сильным уклоном в натурализм и символизм.

Под влиянием Жана Метценже и Анри Ле Фоконье художник вырабатывает в 19081909 годах геометрически упрощённый стиль живописи. В 19101911 годах Глез выставляет свои так называемые «угловатые» картины в Салоне Независимых в Париже. После этого он всё ближе и ближе подходит к аналитическому кубизму, что показывает полотно Размалывание зерна (1912, Нью-Йорк, музей Соломона Р. Гуггенхайма). В 1914 году Глез обращается к синтетическому кубизму. В 1915 году он создаёт свои первые абстрактные картины, сложившиеся к 19311932 в «Композиции ритма» (Compositions rythmees).

Глез в 1912 году был одним из основателей группы «Золотое сечение» (Section d’Or) и, совместно с Жаном Метценже, — автором художественного манифеста «О кубизме» («Du Cubisme»).

В 1951 году художнику присуждается Гран-при на биеннале в Ментоне.

Галерея

Примечания

Ссылки