Гибель империи. Византийский урок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гибель империи. Византийский урок.
Постер фильма
Жанр публицистический
Режиссёр Ольга Савостьянова
Продюсеры Саида Медведева, Сергей Шумаков
Исполнительный продюсер Юлия Перекуль
Автор сценария Тихон (Шевкунов)
Оператор Виталий Токарев (оператор-постановщик), Платон Конухов, Виталий Пересыпкин
Монтажёр Дмитрий Зинченков
Композиторы Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов
Художник-постановщик Сергей Колядин
Компания Телеканал Россия, Продюсерский центр «Мастерская»
Длительность 1 час 11 минут
Страна Россия
Язык русский
Дата выхода 30 января 2008 года

«Гибель империи. Византийский урок» — документально-публицистический фильм архимандрита (ныне митрополита) Тихона (Шевкунова). Ведущий — архимандрит Тихон (Шевкунов) — от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи. Съёмки производились в современных Стамбуле, Венеции и Москве. По словам автора «Мне хотелось в форме притчи предупредить, показать, что может случиться в России, если вовремя не предпринять соответствующие меры»[1].

Премьера состоялась на телеканале «Россия» 30 января 2008 года. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию.

23 января 2009 года создателям фильма была вручена премия «Золотой орёл» в номинации неигровое кино[2].

Содержание фильма

Основная концепция картины восходит к московскому митрополиту Зосиме, который в 1492 году в своём труде «Изложение Пасхалии» впервые выдвинул тезис «Москва − Третий Рим».

Центральной линией фильма является пропаганда сильного государства. На примере гибели такой великой империи, какой была Византия, проводится мысль, что государство с большой территорией и большим числом народов, входящих в него, обязано быть сильным, иначе оно распадётся как в силу центробежных сил, объективно существующих в любом многонациональном государстве, так и в силу желания окружающих это государство соседей поживиться за чужой счёт.

В качестве таких соседей, по фильму, выступают народы тогдашней Западной Европы (именующиеся в фильме просто «Запад»), бывшие в те времена, о которых идёт речь в фильме, очень далёкими от цивилизованности и именовавшиеся как в Римской, так и в Византийской империях варварами (германцы, англосаксы, французы и т. д.). По фильму, они разграбили Константинополь и, грамотно используя его несметные богатства, дали основной толчок своей цивилизации, ныне именуемой «Западной».

В фильме проводятся аналогии с российской историей. Автор рассказывает об истории Византии, сравнивая её с историей современной России, Российской империи и Советского Союза. Проводится прямая аналогия с событиями новейшей истории, как, например, борьба государственной бюрократии с олигархами, оранжевая революция на Украине и отделение Сербии и Болгарии от Византии, укрепление вертикали власти и т. п.

Однозначную позицию авторы заняли по национальному вопросу, особенно актуальному в государствах имперского типа. Внимание уделяется равенству всех народов империи между собой. Одновременно в качестве положительного момента указывается на смешанное происхождение православных императоров Византии и приводится краткая родословная некоторых из них. Критикуется имевший место греческий национализм, религиозный фактор ставится выше национального.

Примечания

Ссылки

За

Против

Мнение представителей Русской Православной Церкви

Мнение авторов фильма

Другие