Георгий (Вагнер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Георгий и фамилией Вагнер.
Архиепископ Георгий
Архиепископ ГеоргийЕпископ Георгий. 5 мая 1981 года
Архиепископ Западно-Европейских Православных Русских Церквей Франции и Западной Европы
6 мая 1981 — 6 апреля 1993
Церковь Константинопольская православная церковь
Предшественник Георгий (Тарасов)
Преемник Сергий (Коновалов)
Архиепископ Евдокиадский
до 6 мая 1971 года — епископ
3 октября 1971 — 6 апреля 1993
Преемник Ириней (Иоаннидис)

Место захоронения кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Диаконская хиротония 29 мая 1955 года
Пресвитерская хиротония 6 июня 1955 года
Принятие монашества 12 марта 1971 года
Епископская хиротония 3 октября 1971 года

Архиепи́скоп Гео́ргий (фр. Archevêque Georges, в миру Георг Вагнер, нем. Georg Wagner, русифицированная форма имени Гео́ргий Ка́рлович Ва́гнер[1], также Жорж Вагнер, фр. Georges Wagner; 10 марта 1930, Берлин — 6 апреля 1993, Аньер-сюр-Сен) — епископ Константинопольской православной церкви, титулярный архиепископ Евдокиадский (1971—1993), предстоятель Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (1981—1993). Богослов, преподаватель и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, автор работ по истории православного богослужения и канонического права.

Семья

Юность и учёба

Родился 10 марта 1930 года в немецкой протестантской семье в Берлине[2].

Его мать, Марта Вагнер, открыла для себя православие в 1930-е годы в церкви святого Владимира на Находштрассе, настоятелем которой в то время был архимандрит Иоанн (Шаховской). Она привела своего сына в русские приходы Берлина в конце Второй мировой войны. Этими приходами управлял архиепископ Александр (Немоловский), живший тогда под домашним арестом в Берлине. В конце войны архиепископ Александр переходит в Московский Патриархат вместе со всеми приходами в Берлине и Советской зоны оккупации Германии[3].

В 1948 году в Свято-Владимирском приходе Берлина[2], во время начавшегося берлинского кризиса, был принят в православие. Один из берлинских священников протоиерей Сергий Положенский сыграл важную роль в духовном пути молодого человека[3].

В 1949 году, окончив гимназию в Берлине[2], поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, где запомнился как добросовестный и сдержанный студент. Другим духовным отцом молодого студента был будущий епископ Мефодий (Кульман), который жил в Аньере[3].

В 1953 году окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, защитив кандидатскую диссертацию по мариологии на тему «Мариология Отцов II и III веков», подготовленную под руководством руководством профессора архимандрита Киприана (Керна)[4]. Успешно защитив диссертацию, Георгий Вагнер по приглашён Советом профессоров Института продолжить учебные занятия в течение года по специализации (études de spécialisation). Предполагалось, в то же время, частично возложить на него преподавание экзегетики Нового Завета чтобы облегчить задачу епископу Кассиану (Безобразову), который, в дополнение к его преподавательской и научной деятельности, занимал должность ректора Свято-Сергиевского богословского института. Однако этот план не был реализован[3]. Будучи немцем, прекрасно овладел русским языком; по свидетельству Андрея Лоссого, «хотя и с акцентом, но по-русски он говорил идеально»[5].

В мае следующего года, по приглашению Патриарха Константинопольского Афинагора, Георг Вагнер побывал в Патриаршей богословской школе на острове Халки вместе с профессорами из Свято-Сергиевского института Антоном Карташёвым и Львом Зандером[3][4].

Священник Московского патриархата

29 мая 1955 года на Трёхсвятительском подворье на улице Петель в Париже Экзархом Московской Патриархии в Западной Европе митрополитом Николаем (Ерёминым) был рукоположён в сан диакона, а 6 июня того же года тем же архиереем — в сан священника[3].

В 1955—1962 годы, он совершал своё пастырское служение в Берлине, будучи клириком Западноевропейского экзархата Русской православной церкви, в должности 2-й помощник настоятеля Свято-Владимировской церкви в Берлине[2].

Он основал приход святого Иоанна Златоуста, став его настоятелем и где он совершал богослужение на церковно-славянском и немецком языках[3].

В 1962 году поступил на филологический факультет в Западном Берлине и начал работать над докторской диссертацией о литургии св. Иоанна Златоуста[4][3].

Последствия холодной войны, смена руководства Экзархата Московского Патриархата в Берлине и другие причины приводят его к отдалению от Московского патриархата. Как пишет Антуан Нивьер, в контакт с ним вступили советские агенты, пытаясь убедить его сделать публичные заявления с осуждением американского империализма в Германии, однако Георгий отказался, несмотря на оказываемое на него давление. Тогдашний глава Экзархата Русской православной церкви в Западной Европе архиепископ Борис (Вик) делал громкие заявление в пользу советской политики. Происходили изменения и в берлинских приходах. Старые священники оттеснялись на вторые роли, а вместо них присылали священников из СССР, с которыми у священника Георгия Вагнера не сложились отношения; единственным исключением был игумен Ювеналий (Поярков), с которым он поддерживал эпизодические контакты вплоть до своей смерти. Как пишет Антуан Нивьер, архиепископ Георгий не любил вспоминать об этом периоде своей жизни[3].

Священник Западно-Европейской архиепископии

После нескольких месяцев колебаний, в течение которых он часто бывал в небольшой греческой церкви Берлина, священник Георгий Вагнер решает перейти в Экзархат русских приходов в Западной Европе, находившийся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, и который с 1961 года находился под руководством архиепископа Георгия (Тарасова). Его прошение в 1964 году вызывало подозрения со стороны ряда должностных лиц Экзархата, разглядели в этом провокацию Московского патриархата с целью проникновения в экзархат, но в итоге, благодаря ручательству своего бывшего учителя протопресвитера Николая Афанасьева и бывшего товарища по учёбе в Свято-Сергиевском институте священника Георгия Дробота[3], его приняли в 1965 году в клир Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата[2].

В 1965 года возведен в сан протоиерея, а в 1966 году и назначен благочинным приходов в Западной Германии[3].

В 1967 году, после смерти протопресвитера Николая Афанасьева, совет профессоров Богословского Института в Париже поручил протоиерею Георгию Вагнеру кафедру канонического права, став доцентом данного института[2]. В 1969 году он начал преподавать там же литургическое богословие вместо Феодосия Спасского. В 1970 году становится профессором данного института по кафедрам канонического права и литургики[2]. В этот же период он регулярно совершает богослужения в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От и устанавливает тесные связи с монашеской общиной, в частности с матерью Феодосией (Соломянской)[3].

В 1970 году он заканчивает докторскую диссертацию «Источниках Божественной литургии св. Иоанна Златоуста», которую с успехом защитил на следующий год в Берлинском университете. Эта работа, в которой на основании подробных текстологических исследований доказывается авторство святителя Иоанна[4]. Диссертация была опубликована в Мюнстере в 1973 году под названием «Происхождение Златоустовой литургии» («Der Urprung des Chrysostomusliturgie») в серии «Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen», вып. 59.[3][6].

12 марта 1971 года пострижен в рясофор и на следующее воскресение, 14 марта, возведён в сан архимандрита[2] в церкви Державной иконы Божией Матери в городе Шавиль[3].

Викарный епископ

30 июня 1971 года стал одним из пяти викарных епископов, избранных для Архиепископии Священным Синодом Константинопольского Патриарха. При этом ему был дан титул «Евдокиадский»[4].

3 октября 1971 года в Александро-Невском соборе в Париже был хиротонисан во епископа Евдокиадского, викария Западно-Европейской архиепископии Констентинпольского патриархата. Хиротонию совершили: архиепископ Георгий (Тарасов), митрпооит Галльский Мелетий (Карабинис), его викарий епископ Сасимский Иеремия (Каллийоргис), и викарии Западноевропейского экзархата: епископ Кампанский Мефодий (Кульман) и епископ Зилонский Александр (Семёнов-Тян-Шанский)[3]. Тогда же назначен управлять приходами Западноевропейской архиепископии в Германии и Дании[2].

В 1972—1973 годы читал лекции на Курсах при Обществе церковного пения в Париже[1]. В 1973 году прекращает преподавать в Свято-Сергиевском институте[3].

В апреле 1974 года после смерти епископа Мефодия (Кульмана), он посвятил себя руководству пастырского служению на прихода Христа-Спасителя в Аньере, где он поселился. Наряду с приходским служением в Аньере, где ему помогал протоиерей Александр Ребиндер, архиепископ Георгий (Тарасов) поручил ему управлять ему приходами в Германии[3].

С 1974 года до конца жизни являлся членом Межепископского православного комитета во Франции[2]

В 1977—1981 годы также служил настоятель церкви при Русском доме в Кормей-ан-Паризи, под Парижем[1].

В 1978 году становится председателем церковного суда и канонической комиссии Западноевропейской архиепископии и редактором епархиального календаря и журнала «Церковный Вестник», официального издания Западноевропейской архиепископии[2].

После кончины в 1979 году епископа Стефана (Тимченко) архиепископ Георгий (Тарасов) поручил ему, кроме приходов в Германии, и скандинавские приходы[4].

Глава Западноевропейского экзархата русских приходов

22 марта 1981 года скончался глава Западноевропейской архиепископии Русских приходов архиепископ Георгий (Тарасов). После этого епископ Георгия становится местоблюстителем до начала епархиальной ассамблеи. 1 мая 1981 года чрезвычайный епархиальный съезд под председательством митрополита Мелетия его избрал управляющим Западноевропейским экзархатом русских православных приходов[4]. 6 мая того же года Священным Синодом Константинопольского Патриархата утверждён в этой должности и возведён в сан архиепископа. 7 мая стал настоятелем Свято-Александро-Невского собора в Париже[2].

5 июля того состоялась его торжественная интронизация в присутствии митрополита Мелетия (Карабиниса), епископов Иеремии (Каллийоргиса) и Романа (Золотова), Гавриила (Салиби) (Антиохийский патриархат) и Адриана (Хрицку) (Румынский патриархат), а также около сорока священников[3]. Являлся членом Совета христианских церквей во Франции[2].

За 12 лет своего возглавления Западноевропейской архиепископии русских приходов он трижды созывал епархиальные ассамблеи (1982, 1986, 1990) и трижды пастырские съезды (1984, 1989, 1992)[3], в которых приняли участие клирики и миряне и мирян из Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Швеции, Норвегии и Италии. По словам протопресвитера Бориса Боринского: «Одной из главных его удач было укрепление канонической связи архиепископии со Вселенской Патриархией, в частности благодаря неоднократным посещениям Константинополя»[4].

В 1989 году возобновил преподавание в Свято-Сергиевском богословском институте, взяв на себя курс канонического права и часть курса по литургическому богословию[4]. 8 февраля 1991 года скончался ректор Свято-Сергиевского богословского института протопресвитер Алексий Князев, после чего 12 февраля того же года архиепископ Георгий был избран ректором института, заняв одновременно должность настоятеля Сергиевского подворья[3]. Когда в июне 1991 году стала обсуждаться идея трёхсторонней встречи между представителями Московским Патриархатом, РПЦЗ и Западноевропейской архиепископией, то архиепископ Георгий «интереса или восторга не проявил. Он считает, что этот вопрос его юрисдикции не касается»[7].

Летом 1992 года у него началась болезнь, которая причиняла ему сильную боль. Болезнь помешала ему возобновить возобновить лекции в течение последнего учебного года в богословском институте и не давала возможности совершать литургию. Превозмогая боль, ну которую он никогда не жаловался, он в последний раз возглавил литургию в соборе 15 февраля 1993 года, на Сретение[3].

Скончался в 10 часов утра 6 апреля 1993 года в своей епископской резиденции в Аньере. Похоронен в крипте Успенской церкви[фр.] на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем[3].

Научная и прочая деятельность

С 1960-х годов участвовал в литургических съездах, устраиваемых в Богословском институте в Париже, выступал с научными докладами[4]. Автор многих статей по истории православного богослужения и канонического права[2]. Печатался в «Вестнике РСХД», «Новом журнале». В 1975—1976 годы был редактором журнала «Вечное»[8]. С 1978 года до конца жизни был редактором журнала «Церковный Вестник»[1]. Будучи епископом, осуществил перевод с греческого на русский язык богословского труда «Источники Божественного Откровения по учению Православной Церкви»[9].

Публикации

статьи
книги
  • Der Ursprung der Chrysostomosliturgie (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen, Heft 59). Munster/Westfalen, 1973, ISBN 3-402-03840-4
  • Происхождение Литургии Иоанна Златоуста. — Paris : Liturgica, 1995. — 171 с.
  • Проповеди. Париж; Москва: Liturgica 1998 г. 152 с.
  • «La liturgie, experience de l’Église. Études liturgiques» Presses Saint-Serge, Paris 2003, ISBN 2-914262-20-5. (сборник статей)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Георгий (Вагнер Георгий Карлович) // Российское Зарубежье во Франции, 1919—2000 = L'Émigration russe en France, 1919—2000: биогр. слов.: в 3 т./ Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой : Наука, 2008—2010. — 27 см. — ISBN 978-5-02-036267-3 (в пер.)
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Антуан Нивьер «Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе: 1920—1995 : биографический справочник». — М.: Русский путь, 2007. — С. 147
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 A. Nivière. Archevêque Georges (Wagner) (фр.) (2004). Дата обращения: 24 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Преподобный Сергий в Париже. История парижского Свято-Сергиевского православного богословского института. — Отв. ред.: протопресвитер Б. Бобринский. — СПб.: ООО "Издательство «Росток», 2010. — 710 с. — С. 106—108. — ISBN 978-5-94668-075-2.
  5. Александра Никифорова Время и вечность в богослужении Архивная копия от 4 сентября 2019 на Wayback Machine // taday.ru, 2 ноября 2010
  6. Тон Николай, кандидат богословия. Bischof Georg Wagner. Der Ursprung der Chrysostomosliturgie (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen, Heft 59). Munster/Westfalen, 1973 [Епископ Георгий Вагнер. Происхождение Златоустовой литургии (из серии «Литургические источники и исследования», вып. 59). Мюнстер, Вестфалия, 1973] // Журнал Московской Патриархии. 1976. — № 4. — С. 78-79.
  7. Протоиерей Николай Артёмов Собеседования представителей клир двух германских епархий (МП и РПЦЗ) 1993—1997 гг. как начало восстановления единства Русской Церкви // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Том I. 2008.] — С. 302—324
  8. Свящ. Александр Троицкий. «ВЕЧНОЕ» // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 94. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  9. Георгий (Вагнер), архиепископ. Проповеди. Париж; Москва: Liturgica 1998 г. стр. 144

Литература

  • Тон Николай Bischof Georg Wagner. Der Ursprung der Chrysostomosliturgie (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen, Heft 59). Munster/Westfalen, 1973 [Епископ Георгий Вагнер. Происхождение Златоустовой литургии (из серии «Литургические источники и исследования», вып. 59). Мюнстер, Вестфалия, 1973] // Журнал Московской Патриархии. 1976. — № 4. — C. 78-79.
  • Памяти Владыки архиепископа Георгия // «Русская мысль». — 1993. — № 3981. — С. 17
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Преосвященному епископу Корсунскому Гурию [соболезнование по поводу кончины архиепископа Георгия] // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. М., 1993. — № 5. — С. 38.
  • Job Getcha (Hrsg.): Thysia aineseōs. Mélanges liturgiques offerts à la mémoire de l’archevêque Georges Wagner (1930—1993). — Paris: Presses Saint-Serge, 2005. — ISBN 2-910535-09-6.
  • Преподобный Сергий в Париже: история Парижского Свято-Сергиевского Православного Института / Отв. ред.: протопресвитер Б. Бобринский. — СПб.: ООО «Издательство «Росток», 2010. — 710 с. — (Диалог двух культур). — ISBN 978-5-94668-075-2.