Перейти к содержанию

Купфер, Гарри

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Гарри Купфер»)
Гарри Купфер
Награды Кавалер Большого креста со звездой ордена «За заслуги перед ФРГ» Кавалер ордена «За заслуги перед землёй Берлин»

Гарри Купфер (нем. Harry Alfred Robert Kupfer; 12 августа 1935 Берлин — 30 декабря 2019, там же) — немецкий оперный режиссёр и педагог.

Биография

Родился в Берлине. Окончил Высшую школу театрального искусства в Лейпциге. Дебютировал как режиссёр в 1958 году постановкой «Русалки» Дворжака в Галле[1]. В 1960-х годах работал в различных театрах ГДР. В 1972—1981 годах был художественным руководителем Дрезденской оперы. В 1981—2002 годах возглавлял берлинский «Комише опер» (будучи учеником основателя театра Вальтера Фельзенштейна). В этом театре среди прочего в 1988 году поставил «Орфея и Эвридику» К. В. Глюка с контратенором Йохеном Ковальски в партии Орфея. Спектакль был удостоен Премии Лоренса Оливье и перенесён на сцену «Ковент-Гардена»[2].

Одновременно активно работал на других оперных площадках Германии (в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене) и Европы, в частности постоянно сотрудничал с дирижёром Даниэлем Баренбоймом. В 1990-х годах, в бытность последнего музыкальным директором Берлинской государственной оперы поставил на её сцене ряд опер Р. Вагнера.

Среди других работ можно выделить две постановки режиссёра в рамках Байрёйтского фестиваля — «Летучий голландец» (1978, дирижёр Д. Р. Дэвис)[3] и «Кольцо нибелунга» (1988, дирижёр Д. Баренбойм)[4].

Режиссёр мировых премьер опер «Белые ночи» Ю. М. Буцко (1973, Дрезденская опера), «Черная маска» К. Пендерецкого (1986, Зальцбургский фестиваль, также участвовал в создании либретто)[5], «Дом Бернарды Альбы» А. Раймана (2000, Баварская государственная опера) и др.

Также известен как педагог: с 1977 года преподавал в дрезденской Высшей музыкальной школе, а с 1981 года — в Берлинской высшей школе музыки им. Х. Эйслера.

Оценка творчества

«Купфер — парадоксальный художник. Острый ум и интуиция, очевидный „пластический“ режиссерский талант сочетаются в нем с „упертой“ приверженностью к маниакальной актуализации (подкрепляемой чисто немецкой основательной осязаемостью), а также к „двучленной“ идее „власть-творец через насилие“. Ряд критиков характеризуют стилистику его работ как „расколотый мир“» (Е. С. Цодоков)[6].

Литература

  • Коробков, Сергей. Страшный мир Гарри Купфера : [Глава из публикации «Перепутанные страницы»] / С. Коробков // Советская музыка, 1991, № 8.
  • Dieter Kranz. Harry Kupfer inszeniert an der Komischen Oper Berlin. Richard Wagner „Die Meistersinger von Nürnberg“ 1981; Wolfgang Amadeus Mozart „Die Entführung aus dem Serail“, 1982; Giacomo Puccini, „La Bohème“, 1982; Aribert Reimann „Lear“, 1983; Giuseppe Verdi „Rigoletto“, 1983; Modest Mussorgski „Boris Godunow“ 1983; Wolfgang Amadeus Mozart „Così fan tutte“ 1984 (Theaterarbeit in der DDR, 1 Dokumentation). Berlin 1987.
  • Dieter Kranz. Der Regisseur Harry Kupfer „Ich muß Oper machen“ Kritiken, Beschreibungen, Gespräche. Berlin 1988.
  • Dieter Kranz. Berliner Theater. 100 Aufführungen aus drei Jahrzehnten. Berlin 1990 – (darin Gespräche mit Kupfer).
  • Dieter Kranz. Der Gegenwart auf der Spur. Der Opernregisseur Harry Kupfer. Henschel, Berlin 2005, ISBN 3-89487-522-4.

Примечания

Ссылки