Ганаки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ганаки
Современное самоназвание ганаци (чеш. Hanáci)
Расселение Центральная Моравия
Язык ганацкие (центральноморавские) диалекты
Религия католицизм
Родственные народы чехи, мораване

Ганаки (морав. и чеш. Hanáci) — субэтническая группа западнославянского происхождения, компактно проживающая в плодородном бассейне реки Ганы[чеш.] (Haná) в центре исторического региона Моравия. Неофициальной столицей ганаков является город Оломоуц. Населяют Оломоуцкий край и частично Пардубицкий край; большая диаспора — в Праге.

Происхождение и традиции

Ганаки в народных костюмах

По поводу этнической принадлежности ганаков в научном сообществе не сложилось единого мнения. Официальная чешская историография и этнография считают ганаков чехами. Но сами ганаки, в большинстве своём, считают иначе. Ибо ганаки — одна из субэтнических групп мораван, они населяют самый центр Моравии и никогда не отделяли свою историческую судьбу от общеморавской судьбы. Имена мораван и ганаков известны с раннего Средневековья — и с тех самых пор ганаки всегда рассматривались как часть моравского этноса (при наличии своей ярко выраженной специфики).

В действительности, Моравская государственность старше Чешской, и образ Великой Моравии никогда не исчезал из живой памяти народа, из народного самосознания. Другими словами: мораване, в большинстве своём (в том числе и ганаки), никогда не считали себя чехами. Мораване, в большей мере, чем чехи, почитали и почитают Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Культ Кирилла и Мефодия широко распространён и в Ганацкой земле. Как гласит «Житие Мефодия»,

князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах

 — в том числе и в ганацких.

В центральной области Великой Моравии были обнаружены остатки 20 храмов, сооружённых из каменных брусов, а внутри украшенных цветными фресками. Большинство этих построек появилось уже в 1-й половине IX века, до прихода Кирилло-Мефодиевой миссии... Мефодию, ставшему впоследствии архиепископом Моравским, удалось добиться (в Риме) введения славянской литургии в костёлах Великой Моравии.

 — писал академик Йосеф Поулик[чеш.]

В XV веке значительная часть мораван негативно отнеслась к распространившемуся в Чехии религиозно-политическому учению пражского магистра Яна Гуса — и в 1421—1448 годах во главе антигуситского сопротивления в Моравии стоял ганацкий город Оломоуц[1].

Чешская лингвистика (в отличие от этнографии) противопоставляет центральноморавские диалекты — примыкающим к ним чешским диалектам… На одном из центральноморавских диалектов до сих пор говорят ганаки. К югу и западу от ганаков живут гораки. Это — относительно наиболее чехизированная группа мораван, считается, что они говорят на «переходном чешско-моравском диалекте». К востоку от ганаков живут загороки. Они также относятся к моравской нации[2]. Другими соседями ганаков являются моравские словаки, а в недалёком прошлом (до 1945 года) на севере и на юге территория расселения ганаков граничила с территориями расселения судетских и карпатских немцев, соответственно. Существовали также этнические вкрапления хорватов[3].

В 1573 году в Оломоуце был основан университет[4]. Благодаря, в том числе, и университетскому влиянию, для ганаков был характерен высокий уровень грамотности.

Ганаки имеют прекрасные школы, много сельских библиотек, читален, просветительных обществ.

 — писал Новый Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (т. 12). Влияния общемировой культуры не стёрли богатый ганацкий фольклор (как то иногда происходит в других странах, у других народов)…

Ганацкий костюм XIX века

По состоянию на XIX век, характерной особенностью ганаков была приверженность народному костюму (чешский народный костюм к тому времени почти вышел из употребления). Жилые дома ганаков обычно строились либо из камня, либо из дерева, но на каменном фундаменте. Встречались дома с открытыми сенями, террасами, покрытыми резьбой и пёстро раскрашенными. Художественные промыслы ганаков (гончарный, резьба по дереву) сохранились до наших дней. Традиционное коневодство (разведение крупных и сильных лошадей ганацкой породы) в XX веке пришло в упадок… В конце XIX века в Праге был создан «Моравский клуб». Примечательно, что среди его учредителей преобладали пражане ганацкого происхождения…

Современное состояние

Во времена межвоенной Чехословацкой Республики серьёзную угрозу национальному самосознанию ганаков (как и всех остальных мораван) представляла официальная идеология государства, согласно которой чехи и словаки представляли собой единый чехословацкий народ, а мораване вообще не признавались отдельной нацией или, хотя бы, этнической группой.

Большой ущерб отношениям чешского и словацкого народов нанесла антинаучная концепция т. н. чехословакизма, провозглашавшая фальшивую теорию о каком-то чехословацком народе и чехословацком языке.

 — констатировал д-р Ян Квасничка[5].

После Второй мировой войны прежняя непростая ситуация изменилась к худшему. Новые административные границы расчленили этногеографическое тело Моравии. А в 1949 году коммунистические власти закрыли пражский «Моравский клуб»… Лишь в 1970 году жителям Праги ганацкого происхождения удалось создать в чешской столице «Ганацкий клуб». Держась в стороне от политики, он занимался главным образом ганацкими танцами[6]. В 1990—1993 годах среди ганаков отмечались процессы возрождения этнического самосознания и интереса к народной культуре в рамках общеморавского национального возрождения. В марте 1993 года в Оломоуце прошёл многолюдный митинг за восстановление Моравской государственности: в составе Чехии (как федеральная единица) — или вне её…

За всплеском национального чувства наступило некоторое затишье. Всё больше и больше современных ганаков рассматривает себя как часть чешской нации, среди них распространяется чешское самосознание.

Ганацкие города

Свадебные костюмы ганаков с выставки в крепости в Рымице

Примечания

  1. Хотя другой ганацкий город — Кромержиж — взял сторону гуситов.
  2. Примечательно, что в апреле 1993 года свыше миллиона граждан Чешской республики определили свою национальность как мораване.
  3. Два топонима Charvaty издавна зафиксированы в Стране ганаков, в верхнем течении реки Моравы в районе Оломоуца. А в XVIXVII веках в Южной Моравии поселяются т. н. Моравские хорваты.
  4. Он является старейшим университетом Чешской республики после знаменитого Карлова университета в Праге.
  5. Univerzita Komenskeho v Bratislave v minulosti a sučasnosti. Bratislava, 1979.
  6. Konečný, Miroslav: History of Prague Haná Club. Praha, 2013.

Литература

  • Brandl: Kniga pro Kaz’leho Moravana. Brnо, 1866.
  • d’Elvert: Zur Geschichte des Bergbaues in Mähren. Olmütz, 1866.
  • Konečný, Miroslav: History of Prague Haná Club. Praha, 2013.
  • Wolf, Josef: Abeceda národů. Horizont, Praha, 1984, str. 99.
  • Univerzita Komenskeho v Bratislave v minulosti a sučasnosti. Bratislava, 1979.
  • Wolny: Die Markgrafschaft Mähren, topografisch, statistisch und historisch geschildert. Brünn, 1835—1840.
  • Wolny: Kirchliche Topographie von Mähren. Brünn, 1855—1866.
  • Будилович и Наракович: Чехия и Моравия. СПб, 1871.
  • Л[иповск]ий А.Л.: Моравия (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
  • Поулик Йозеф: Великая Моравия в свете археологических находок. — в сб. «Наука стран социализма — 70-е годы» М., 1980.

Ссылки