Перейти к содержанию

Галеви, Людовик

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Людовик Галеви
Награды Командор ордена Почётного легиона

Людовик Галеви (Алеви) (фр.  Ludovic Halévy; 1834—1908) — драматург и романист.

Биография

Людовик Галеви родился 1 января 1834 года в городе Париже, сын Леона Галеви, племянник Фроманталя Галеви[1].

Найдя удачного сотрудника в лице Мельяка, Галеви создал вместе с ним новый жанр — оперетту, где под прикрытием шутки авторы высмеивали все, что было напыщенного и пустого в нравах Второй империи. «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода», «Великая герцогиня Герольштейнская» имели в своё время значение тонкой общественной сатиры. Под легкий ритм оффенбаховской музыки публика вторила смеху авторов, не замечая, что она этим свергала с пьедесталов своих собственных кумиров. Смелость Галеви и Мельяка доходила до осмеяния главной основы лицемерия и косности — преклонения перед традициями. Живший в Париже во время Второй империи писатель П. Д. Боборыкин писал о их коллективном творчестве следующее:

Не имея ещё возможности выводить на свежую воду господствовавший режим, остроумные и даровитые либреттисты — Мельяк и Галеви, найдя себе такого высокоталантливого композитора, как Оффенбах, стали смеяться над чем можно. Прошли вереницей в течение нескольких лет и боги Греции, и гомеровский мир героев, и средневековый мир, и придворная солдатчина Европы в XVIII веке. И оперетка заставила всю Европу и Америку устремляться в Париж смотреть „Орфея в аду“ и все другие вещи, вышедшие из-под пера такого трио, как Мельяк, Галеви и Оффенбах.

Их наиболее известная работа — либретто к опере Жоржа Бизе «Кармен»: «Они сделают мне веселую пьесу,— писал он, приступая к работе над «Кармен»,— которую я буду трактовать как можно сдержаннее». 

Вместе с Мельяком Галеви написал и несколько более серьёзно задуманных комедий. Самая крупная из них «Фру-Фру» («Frou-Frou», 1869), героиня которой — тип французской светской женщины, истеричной и пустой, несчастной вследствие своей неспособности чувствовать глубоко и цельно, и при всём том привлекательной именно благодаря своей нравственной беспомощности. Эмиль Золя присутствовавший на премьере пьесы писал о своих впечатлениях следующее[2]:

Пьеса представляла собой пленительную картинку одного из уголков нашего общества; в особенности первые акты содержали точно наблюденные, правдивые детали; конец мне меньше понравился — он отдавал слезливостью. Бедная Фруфру терпела чересчур уж суровое наказание, — у зрителя слишком горестно сжималось сердце; цикл жизненно достоверных парижских эпизодов завершался банальной картинкой, призванной исторгнуть слезы у чувствительной публики.

Из остальных пьес Галеви и Мельяка самые известные: «Fanny Lear» (1868), «Tricoche et Cacolet», «La Cigale», «Sonnettes». Галеви написал ещё несколько романов: «Madame et Mr. Cardinal», «La Famille Cardinal», «Criquette», «Abbé Constantin». Последний из них, несколько сентиментальный, содействовал главным образом избранию Галеви в члены Французской академии. Галеви напечатал еще ряд рассказов из франко-прусской войны, озаглавленных: «Invasion».

На основе их с Мельяком водевиля «Новогодний вечер» (фр. Le réveillon) Иоганн Штраус (сын) написал оперетту «Летучая мышь»[3][4], а по мотивам комедии «Атташе из посольства» («L’attaché d’ambassade», 1862) Франц Легар написал оперетту «Весёлая вдова» (1905)[5].

Неоднократно выступал в поддержку присуждения Нобелевской премии по литературе Л. Н. Толстому[6].

Интересные факты

Примечания

  1. С. Л. Галеви, Людовик // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Золя, Эмиль. Собрание сочинений в 26 томах. — М.: Художественная литература, 1966. — Т. 25. — С. 124.
  3. Людмила Викентьевна Михеева, Анатолий Орелович. В мире оперетты: путеводитель. — Советский композитор, Ленинградское отд-ние, 1982. — 320 с. Архивная копия от 2 января 2018 на Wayback Machine
  4. Советская музыка. — Музгиз, 1979. — 462 с. Архивная копия от 2 января 2018 на Wayback Machine
  5. Михеева Л.В., Орелович А. В мире оперетты: путеводитель. — Советский композитор, Ленинградское отд-ние, 1982. — 320 с. Архивная копия от 2 января 2018 на Wayback Machine
  6. Татьяна Марченко. Русские писатели и Нобелевская Премия (1901-1955): (1901-1955). — Böhlau Verlag Köln Weimar, 2007. — 640 с. — ISBN 9783412140069.
  7. Герои романа Л. Толстого «Анна Каренина»в литературных раздумьях Э. Эфендиева. cyberleninka.ru. Дата обращения: 24 марта 2018.

Ссылки