Перейти к содержанию

Галадриэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Галадриэль
англ. Galadriel
Кейт Бланшетт в роли эльфийской королевы Лориэна ГаладриэльКейт Бланшетт в роли эльфийской королевы Лориэна Галадриэль
Варианты имени Алата́риэль, Гала́дриэль, Нэ́рвен, А́ртанис
Титул Госпожа Лориэна
Раса эльф
Пол женский
Место обитания Тирион, Дориат, Нарготронд, Харлиндон, Эриадор, Эрегион, Имладрис, Бельфалас, Лотлориэн
Годы жизни 1362 год Эпохи Деревьев — 29 сентября 3021 Третьей эпохи (отплытие в Аман)
Кольцо Одно из Трёх эльфийских колецНэнья

Гала́дриэль (синд. Galadriel) — эльфийская владычица, персонаж романа «Властелин колец», книг «Сильмариллион» и «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья» Джона Р. Р. Толкина. Могущественнейшая из эльфийских владык, оставшихся в Средиземье после Войны гнева. После гибели короля Лотлориена её значимость в Лотлориене стала так велика, что эльфы леса предложили ей титул госпожи Лориэна.

Младшая дочь повелителя нолдор Валинора Финарфина и сестры вождя тэлери Ольвэ Эарвен, сестра Финрода, Ородрета, Ангрода и Аэгнора. Супруга Келеборна — родственника Ольвэ. Двоюродная внучка короля синдар Дориата Тингола, мать Келебриан. Бабушка Арвен, Элладана и Эльрохира.

Родилась в Тирионе (Эльдамар), когда в Валиноре ещё росли Древа Валар. Уже тогда Галадриэль по праву считалась прекраснейшей девой из всего рода Финвэ. Как и Финарфин, её отец, Галадриэль обладала прекрасными золотыми волосами и светлыми глазами. Старший сын Финвэ Феанор трижды просил у Галадриэль локон её волос, но она всякий раз ему отказывала.

Имена

  • Алата́риэль — старинная форма имени Галадриэль на языке телери.
  • Гала́дриэль — переводится с синдарина как «дева, украшенная сияющим венцом». Это относится к её красивым золотым волосам. Имя было дано эльфийской принцессе её супругом Келеборном[1].
  • Артанис — имя, данное ей при рождении отцом Финарфином («благородная женщина»).
  • Нэрвен — согласно эльфийским обычаям, позже мать дала дочери иное имя — Нэрвен («дева-муж»), которое отражало силу и статность Галадриэль.

Эпоха Деревьев

До начала Первой эпохи Галадриэль жила в Амане.

Когда Моргот уничтожил Древа Валар, убил Финвэ и похитил Сильмариллы, предводитель нолдор Феанор и большинство нолдор решили преследовать его в Средиземье. Галадриэль пожелала покинуть Аман вместе с ними. Речь Феанора разожгла её сердце, и ей хотелось иметь свои владения в Средиземье и править там по собственной воле. Она последовала в составе второго войска за Финголфином и вместе с ним возглавила опасный переход нолдор в Средиземье, через льды Хелькараксэ.

По другой версии, записанной в черновиках Толкина, Галадриэль покинула Валинор не вместе с прочими нолдор, а пересекла Белегаэр самостоятельно. Келеборна по этой версии она встретила ещё в Амане.

Первая эпоха

Придя в Средиземье, Галадриэль поселилась в Белерианде с братьями, но часто гостила в чертогах своего родича Тингола в Дориате, где повстречала Келеборна и полюбила его. Когда Финрод Фелагунд построил крепость Нарготронд и ушёл туда жить со своим народом, Галадриэль осталась в Дориате и многое узнала о Средиземье от Мелиан. Живя рядом с Мелиан, Галадриэль постепенно перенимала от высокой Майа могущественные знания и глубокую мудрость.

Именно от Галадриэль Мелиан впервые узнала о том, что нолдор пришли в Средиземье для того, чтобы отомстить Морготу. Поведала она о хищении Сильмариллов и об убийстве в Форменосе Короля Финвэ, но ни словом не обмолвилась ни о Клятве Феанора, ни о братоубийственной резне в Алквалондэ, ни о сожжении кораблей в Лосгаре.

По окончании Войны гнева и падения Ангбанда в 583 году, когда Белерианд ушёл под воду и очертания Средиземья изменились, многие нолдор вернулись в Аман, но Галадриэль с супругом остались в Средиземье.

Вторая эпоха

Во Вторую эпоху Галадриэль и Келеборн перебрались в Линдон, где правили небольшой группой эльфов на берегах озера Эвендим и подчинялись Верховному королю нолдор Гиль-галаду. Затем они ушли на восток — в Эрегион, который примыкал к Мглистым горам. Тогда они вошли в контакт с поселением эльфов-галадрим в долине реки Андуин — будущим Лотлориэном. В то время Эрегионом правил внук Феанора Келебримбор.

Примерно в 1200 году в Эрегион пришёл уцелевший после Войны Гнева Саурон. Он провозгласил себя посланцем Валар и назвался Аннатаром («Владыкой даров»). Келебримбор и другие эльфийские кузнецы были обмануты его льстивыми речами, но действительно многому у него научились. Леди Галадриэль не входила в их число. Она не доверяла Саурону, в своё время погубившему её старшего брата Финрода Фелагунда. Когда во Вторую эпоху Келебримбор выковал Кольца власти, Галадриэль в 1590 году Второй эпохи получила Нэнья — кольцо воды, одно из Трёх эльфийских колец, сокрытых от Саурона.

Галадриэль и Келеборн жили в Лотлориэне некоторое время после падения Эрегиона. Но тогда они ещё не были правителями леса. Королём эльфов Лотлориэна в тот период был Амдир.

Третья эпоха и участие в Войне за кольцо

В Третью эпоху Галадриэль начала опасаться, что зло снова появляется в Средиземье. Примерно в 1100 году она узнала, что злая сила, известная как Некромант, построила крепость Дол Гулдур на противоположной от Лотлориэна стороне Андуина. Галадриэль и Келеборн посетили Лотлориэн, помогая укреплять его оборону и пытаясь узнать что-нибудь про Некроманта. В 1980 году угроза для Лотлориэна увеличилась — в Кхазад-думе пробудился балрог. Гномы бежали, а сам Кхазад-дум стал обиталищем зла и получил название Мория. На следующий год возлюбленная Амрота эльфийка Нимродель бежала из Лотлориэна. Сам король галадрим Амрот — сын Амдира последовал за ней и позже погиб, утонув в море. Народ Лотлориэна остался без правителя. И когда Галадриэль и Келеборн вернулись туда в 1981 году, они стали правителями Лотлориэна.

Галадриэль входила в Совет мудрых Средиземья и первая созвала его. Причем в 2941 году она приняла участие в нападении на Дол Гулдур, что привело к бегству Саурона в Мордор.

Согласно книге «Властелин колец», в феврале 3019 года Третьей эпохи Галадриэль дала пристанище членам Братства кольца после их похода через Морию и преподнесла им богатые и полезные дары. Она испытала членов Братства, мысленно предложив им сделать выбор между их тяжёлым путём и их потаёнными желаниями, которые могут заставить свернуть с пути. Она также позволила Фродо и Сэму заглянуть в волшебное зеркало. Она отказалась принять Единое кольцо от Фродо, осознавая, что, обретя его, она станет великой, могущественной, но ужасной владычицей, обладающей разрушительной силой, способной лишь порабощать и уничтожать.

Весной того же 3019 года Лориэн подвергся как минимум трём нападениям орков Саурона, базировавшихся в Дол Гулдуре — цитадели врага в южной части Лихолесья. Однако оборона эльфийских земель так и не была прорвана, а после третьего нападения сил Саурона эльфы Лориэна под руководством Келеборна нанесли свой контрудар по Дол Гулдуру и с налёту взяли вражескую цитадель. Используя своё магическое умение, Галадриэль обрушила стены вражеской крепости[2].

Четвёртая эпоха

Спустя полтора года после вступления на престол короля Элессара и начала Четвёртой эпохи Галадриэль покинула Средиземье и 29 сентября 3021 года отправилась вместе с правителем Ривенделла Эльрондом, магом Гэндальфом, Фродо и Бильбо из Серых гаваней в Аман по Прямому пути. На тот момент ей было 8632 года. Она оставалась единственной выжившей из правителей эльфов — нолдор, в своё время покинувших Аман.

Характеристики

Дунэдайн говорили, что её рост был два «рангара», или с «рост человека» - около 6 футов 4 дюймов (193 см). Самой яркой чертой Галадриэль были её красивые длинные серебристо-золотые волосы. Эльфы Тириона говорили, что ее волосы запечатлели сияние самих Двух Древ, Лорелина и Тельпериона[3].

Даже среди эльдар она считалась красивой, а ее волосы были непревзойденным чудом. Они были золотые, как волосы ее отца и праматери Индис, но богаче и ярче, потому что её золотые локоны тронуты каким-то воспоминанием о звездообразном серебре её матери. Эльдар говорят, что свет Двух Деревьев, Лорелин и Тельперион, запутался в ее локонах.

Феанор очень восхищался ее волосами; возможно, это вдохновило его на создание Сильмарилей[4].

Многие думали, что эти слова натолкнули Феанора на мысль заточить и смешать свет Древ, которые позже обрели форму в его руках как Сильмарили. Ибо Феанор с изумлением и восхищением созерцал волосы Галадриэль.

Тем не менее, Галадриэль так и не ответила на восхищение Феанора. Феанор «трижды просил её дать прядь волос, и трижды она отказывалась дать ему даже один волосок. Говорят, что эти два родственника, считающиеся величайшими из эльдар Валинора, и навсегда останутся разлученными». Характер Галадриэль представлял собой смесь характеристик эльдар, от которых она произошла. В ней были гордость и честолюбие нолдор, но в ней они сдерживались мягкостью и проницательностью ваньяр. Последние достоинства характера она разделяла с чертами своего отца Финарфина и брата Финрода[4].

Она была гордой, сильной и своевольной, как и все потомки Финвэ, кроме Финарфина; и похожа на своего брата Финрода, который из всех ее родственников был наиболее близок ее сердцу; она мечтала о дальних землях и владениях, которые могли бы принадлежать ей, и том, как она будет распоряжаться ими без опеки. Еще глубже в ней обитал благородный и великодушный дух ваньяр и почтение к валар, которое она не могла забыть. С ранних лет она обладала чудесным даром проникать в мысли других, но судила их с милосердием и пониманием, и никому не отказывала в благосклонности, кроме Феанора. В нем она увидела тьму, которую ненавидела и боялась, хотя и не замечала, что тень того же зла пала на умы всех нолдор и на ее собственный.

Ее симпатия к гному Гимли в Лотлориэне (когда она упрекнула своего мужа Келеборна в том, что тот пожалел о своем решении допустить гнома в эту землю), полностью покорила его[4].

Высокие, все в белом, величественные и прекрасные предстали глазам легендарные правители Лотлориена. Волосы Владычицы Галадриэль отливали старым золотом, ярким серебром сияли длинные локоны Владыки Келеберна. Ничто не говорило об их возрасте, лишь в глубине глаз, пристальных, по-эльфийски лучистых, били родники мудрости и древней памяти. Ее голос был удивительно мягок и музыкален, но не по-женски глубок.

Генеалогическое древо

Генеалогия Перворождённых Эльфов

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тингол
 
Мелиан
 
Олвэ
 
 
 
 
 
Эльмо
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Берен
 
Лутиэн
 
 
 
Эарвен
 
Финарфин
 
Галадон
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Галадриэль
 
Келеборн
 
Галатиль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диор
 
Нимлот
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нимлот
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Элуред и Элурин
 
Эльвинг
 
Эарендиль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эльрос
 
Эльронд
 
Келебриан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Короли Нуменора
Королевы Нуменора
Владыки Андуниэ
Короли Арнора
Вожди дунэдайн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Арагорн
 
Арвен
 
Элладан и Элрохир
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эльдарион


Анализ

Реконструкция древнеанглийского эльфа

Критик Том Шиппи отмечает, что, создавая Галадриэль, Толкин пытался реконструировать тип эльфа, на который намекают упоминания об эльфах в староанглийских (англосаксонских) словах. Намеки, по его мнению, парадоксальны: если ælfscyne, «эльф-красавец», предполагает сильную привлекательность, то ælfsogoða, «безумие», подразумевает, что слишком близкое знакомство с эльфами опасно. По мнению Шиппи, Толкиен говорит буквальную правду о том, что «красота сама по себе опасна», как это сделал Джеффри Чосер в «Сказке жены из Бата», где и эльфы, и монахи сексуально развратны. Так, когда Фарамир говорит Сэму Гэмджи в Итилиене, что Галадриэль, должно быть, «опасно прекрасна», Шиппи комментирует, что это «очень точное замечание»; Сэм отвечает, что «люди берут свои опасности с собой в Лориэн… Но, пожалуй, ее можно назвать опасной, потому что она так сильна сама по себе»[5].

Ангельское существо

Шиппи также рассматривает христианскую среднеанглийскую установку «Южноанглийской легенды», агиографического произведения, которое, как он предполагает, Толкин должен был читать, о том, что эльфы были ангелами. По мнению Шиппи, эльфы Толкина во многом похожи на падших ангелов, они выше людей, но ниже ангелоподобных майар и богоподобных валар. Он сразу же отмечает, что Галадриэль в каком-то смысле, конечно, не «падшая», поскольку эльфы избежали войны с Мелькором в Первую эпоху; но всё же «Галадриэль была изгнана из своего рода Небес, Бессмертной земли Валинора, и ей было запрещено возвращаться». Шиппи предполагает, что люди Средиземья могли считать, что падение Мелькора и изгнание Галадриэль — это одно и то же падение; и он хвалит Толкина за то, что он принял во внимание обе стороны истории эльфов[5][6].

Фигура Артурианы

Марджори Бернс, исследовательница творчества Толкина, сравнивает Галадриэль с героиней Райдера Хаггарда Аэшей его романе 1887 года «Она: история приключений», книге, которую Толкин признал, как оказавшую важное влияние, и с «Леди Шалотт» Теннисона, в которой переработана легенда о короле Артуре об Элейн из Астолат; она отмечает, что Аэша сама была фигурой Артурианы, перенесенной в Африку 19 века. Персонажи изображены как бессмертны красивые женщины с длинными волосами, обладающими даром предвидения и исцеления, и обладают магическим зеркалом[7].

Гомеровский благодетель

Мак Фенвик, исследователь творчества Толкина, сравнивает Галадриэль и её чудовищную противоположность, гигантскую и злую паутину Шелоб, с борьбой между добрыми и чудовищными женскими персонажами в «Одиссее» Гомера. Как и Галадриэль, Цирцея и Калипсо являются правителями своих уединенных волшебных царств, и обе предлагают помощь и совет главному герою. Они помогают Одиссею избежать гибели от женщин-монстров, сирен, которые заманят его корабль на скалы, и Сциллы и Харибды, которые разобьют или утопят его корабль; Галадриэль дает Фродо Фиал, который благодаря своей силе содержит свет звезды Эарендила, способный ослепить и отразить Шелоб в ее самом темном из всех логовищ. Дары Галадриэли тоже гомеровские, включая плащи, пищу и мудрость, а также свет, как и у Цирцеи и Калипсо. Все трое персонажей уходят в Иной мир, помогают советом и дают дары для борьбы с противоположными им монстрами-женщинами, [8].

Примечания

  1. Tolkien, Unfinished Tales, 1980, The History of Galadriel and Celeborn.
  2. Толкин, Властелин Колец. Книга III. Возвращение Короля, 1999, Приложение B.
  3. Appendix 195 // Translating Tolkien. — Peter Lang.
  4. 4,0 4,1 4,2 “A land without stain”: medieval images of Mary and their use in the characterization of Galadriel // Tolkien the Medievalist. — Routledge, 2003-08-27. — С. 235–246.
  5. 5,0 5,1 Shippey, Tom. The Road to Middle-Earth. — Grafton (HarperCollins), 1982. — P. 54–55. — ISBN 0261102753.
  6. Shippey, Tom. The Road to Middle-Earth. — Grafton (HarperCollins), 1982. — P. 212–214. — ISBN 0261102753.
  7. Marjorie Burns. Perilous realms : Celtic and Norse in Tolkien's Middle-earth. — Toronto: University of Toronto Press, 2005. — xii, 225 pages с. — ISBN 0-8020-3806-9, 978-0-8020-3806-7, 0-8020-3871-9, 978-0-8020-3871-5.
  8. Anna Dawson. The Lord of the Rings Factsheet // Studying The Lord of the Rings. — Liverpool University Press, 2021-08-31. — С. 7–11.

Литература