В кукольной стране

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В кукольной стране
Жанр назидательная сказка
Режиссёр Вячеслав Левандовский
Георгий Елизаров
Автор сценария Р. Галинский
Николай Копьевский
Художник-постановщик Евгений Евган
Иван Семёнов
Композитор Нина Макарова
Мультипликатор Владимир Крылов
Константин Никифоров
Мария Бендерская
Людмила Ряшенцева
Оператор Владимир Попов
Звукооператор А. Коробов
Студия «Мосфильм»
Страна  СССР
Прокат -
Язык русский
Длительность 34 мин
Премьера 1941
Ссылки
Кинопоиск ID 818482
Аниматор.ру ID 2917
IMDb ID 10487702
Культура.РФ
 Кино 

«В ку́кольной стране́» — советский объёмный полнометражный мультипликационный фильм 1940 года о борьбе детских игрушек за социальную справедливость, в котором также задействованы актёры. Снят на «Мосфильме» по мотивам спектаклей режиссёра-кукольника С. В.  Образцова. Последняя работа Объединения объёмной мультипликации под руководством А. Л. Птушко, упразднённого в 1941 году. Вышел на экраны в марте 1941 года.

Сюжет

Девочка Зина и мальчик Коля плохо обращаются со своими игрушками, пачкают и ломают их. Ночью обиженные игрушки решают бежать от своих хозяев в кукольную страну, к ним присоединяется Медвежонок Миша с оторванной лапой из соседней квартиры. Из зависти к Медвежонку Кукла-грелка будит Зину с Колей и те бросаются в погоню. Попавшая в клетку Мышка-волшебница в обмен на освобождение заклинанием уменьшает детей до размеров кукол, — теперь игрушечные Зина с Колей могут проникнуть в отверстие под лестницей вслед за беглецами.

В кукольной стране

В кукольной стране веселье, друг перед другом на сцене выступают разные игрушки. Появившихся беглецов сразу замечают, и они рассказывают всем как с ними обращались их хозяева-дети. Появляются Зина с Колей, обиженные игрушки требуют суда над своими хозяевами. По повелению главного Деда Мороза на Колю с Зиной прицепляют ценники — теперь они будут проданы новым хозяевам. Перед наступлением утра все игрушки занимают свои места, кто в коробках, кто на полках и витринах магазина.

Появляются продавцы, а вскоре и первые покупатели. Мама с мальчиком Серёжей замечают необычных кукол Зину с Колей, находя их один в один похожими на живущих по соседству ребят. Пока мама оплачивает покупку, непоседливый Серёжа успевает испробовать кукол на прочность и даже искупать их в аквариуме с рыбками. За эти занятием его застаёт продавец, он забирает кукол чтобы упаковать их в коробку, но Зина с Колей в последний момент из неё ускользают, подложив вместо себя пару настоящих игрушек.

Вновь встретившись со сбежавшими игрушками, Зина с Колей признают вину перед ними и раскаиваются. Помирившиеся собираются возвращаться домой, только Медвежонок Миша с оторванной лапой решает остаться, с тем чтобы попасть к хорошим детям в детский сад. Живущая под лестницей Мышка-волшебница возвращает детям их прежний облик.

Над фильмом работали

Кадр из фильма

Съёмочная группа приведена по титрам фильма, Аннотированному каталогу советских фильмов 1930—1957 годов (1961)[1], а также каталогу XIX фестиваля архивного кино «Белые столбы»[2].

История создания

С приходом в кино в начале 1930 годов звука стало возможным создание фильмов-пародий на основе интерпретаций популярных музыкальных тем, а также театральных спектаклей, в частности кукольных. На мотивы разных номеров Сергея Образцова прежде уже были сняты: «Дьяк и баба», «Минуточка» (1931, «Союзкино»; оба не сохранились), «Глядя на луч пурпурного заката», «Хабанера» (1938, «Союздетфильм»)[3]. Новаторский театральный язык Образцова формировал базу для развития особенной кинематографической субкультуры, влиял на эстетику и систему воспитания кукольников, задавал жанровый диапазон[4].

Непосредственное сотрудничество мосфильмовского Объединения объёмной мультипликации с Образцовым произошло в работе над «Золотым ключиком» (1939). Освоение объёмной мультипликации коллективом А. Л. Птушко изначально было экспериментированием с визуальными решениями, совмещением разномасштабных фактур кукольных персонажей с живыми актёрами. Основой для нового фильма «В кукольной стране» послужили сразу несколько спектаклей Центрального театра кукол[5], но в отличие от «Золотого ключика» кукольные сцены были разведены с актёрскими, снимавшимися отдельно.

На роль девочки Зины была приглашена Вероника Лебедева, исполнившая перед этим главную роль в фильме «Подкидыш» (1939)[6][7]. На роль соседского мальчика Серёжи — Николай Вертмиллер, его матери — Галина Кравченко. Режиссёр эпизодов с участием актёров — Татьяна Лукашевич[8]. Эпизодические роли взрослых исполнили сами мультипликаторы: М. Бендерская К. Никифоров, В. Крылов, В. Покорская, Е. Пиотровская. Для анимирования кукольных персонажей, достоверного показа их эмоций применялась технология «сменных масок», когда отдельно под каждого героя скульпторами-мультипликаторами подбиралось своё количество фаз для выражения нужного диапазона настроений (в среднем приблизительно 20 фаз)[9].

Фильм демонстрирует такое развитие мультсредств, когда построение мизансцен, выбор операторских точек, панорамные съёмки движущихся персонажей, ракурсы позволяют говорить о сближении с игровым кино до критической дистанции[10]. Как и в бо́льшей части работ Объединения, несмотря на лирику и эксцентрику сюжета в фильме прочитывается мотив борьбы за социальное равенство, что сам Птушко называл «осмыслением событий с классовой точки зрения»[11]. Считается, фильм предвосхитил появление «Бунта игрушек» (1946) Гермины Тырловой[12].

Прокат

Демонстрация фильма на экранах СССР началась с марта 1941 года[13], согласно материалам киноведа и сценариста Александра Липкова, в первый месяц войны фильм ещё можно было увидеть в Ташкенте[14].

…после показа работ пионера украинской анимации В. Левандовского родители с детьми выходили из зала с улыбками, несмотря на то, что безымянный комментатор предупреждал до начала сеанса, что эти фильмы — прежде всего, памятник развития анимационного искусства, и они не носят развлекательный характер.

— из наблюдения с просмотров в «Иллюзионе», 2015[15]

За последние годы фильм показывался на телевидении под рубрикой «Иллюзион. Неизвестный „Мосфильм“»[16], а также на XIX фестивале архивного кино «Белые столбы» в рамках первой ретроспективы украинского мультипликатора-авангардиста Вячеслава Левандовского[17]. Программа фестиваля впервые была доступна широкому зрителю в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион»[15], а после в рамках «Эха фестиваля» и в московском Доме кино[8][18].

Музей кино устраивает просмотры «Кукольной страны» в числе других объёмных фильмов, созданных в мастерской Александра Птушко в 1930 годы[19].

Критика

Георгий Бородин, сотрудник НИИ киноискусства, расформированного в 1918 году, считает что «в снятой совместно с Георгием Елизаровым ленте мастерство Левандовского-мультипликатора достигло вершин, не превзойдённых советскими аниматорами-кукольниками даже в 1950—1960 годы»[17].

Профессиональная киноведческая публика живо реагировала на реплики фильма 75-летней давности и оценила как техническую сторону картины, так и её драматургию. После сеанса в кулуарах в отношении Левандовского употреблялся эпитет «гений»…Георгий Бородин, киновед об итогах фестиваля архивного кино «Белые столбы» — 2015[17]

Примечания

  1. Советские художественные фильмы. Т. 2, 1961, с. 249—250.
  2. В кукольной стране. Анималайф.ру (2015). Дата обращения: 5 июня 2022. Архивировано 5 июня 2022 года.
  3. Спутницкая Н. Ю., 2018, с. 8.
  4. Спутницкая Н. Ю., 2018, с. 8—9.
  5. В кукольной стране. Культура.РФ. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 31 мая 2022 года.
  6. Как сложилась судьба девочки, сыгравшей главную роль в фильме «Подкидыш»: Вероника Лебедева. Культурология.РФ (26 июня 2020). Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 12 мая 2021 года.
  7. Касьянова Ольга. Какой выросла Вероника Лебедева, сыгравшая маленькую Наташу в фильме «Подкидыш». Femmie (2021). Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 28 января 2022 года.
  8. 8,0 8,1 Показы Эха Белых Столбов в московском Доме кино. Анималайф.ру (1 марта 2015). Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 14 июня 2021 года.
  9. Спутницкая Н. Ю., 2018, с. 24.
  10. Спутницкая Н. Ю., 2018, с. 35.
  11. Спутницкая Нина. Гулливеркино: обратная сторона сказки. Александр Птушко — инновации // Искусство кино : журнал. — 2015. — Май (№ 5). — ISSN 0130-6405. Архивировано 24 июня 2022 года.
  12. Спутницкая Н. Ю., 2018, с. 27.
  13. Советские художественные фильмы. Т. 2, 1961, с. 249.
  14. Липков А. Ташкент. Война. Кино / Страницы документального повествования // Звезда Востока : журнал. — 1982. — Июнь (№ 6). — С. 113. — ISSN 0130-1527.
  15. 15,0 15,1 Фестиваль архивного кино «Белые столбы». Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (11 марта 2015). Дата обращения: 5 июня 2022.
  16. К 95-летию киностудии «Мосфильм». Seldon.News (13 марта 2019). Дата обращения: 4 июня 2022.
  17. 17,0 17,1 17,2 Бородин Георгий. XIX фестиваль архивного кино Белые Столбы. Apparatus (февраль 2015). Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 16 января 2022 года.
  18. Сычёва Алёна. В Госфильмофонде состоялся XIX фестиваль архивного кино «Белые Столбы». ПрофиСинема (2 марта 2015). Дата обращения: 5 июня 2022. Архивировано 10 мая 2021 года.
  19. Раритетная Анимация В Музее Кино (16 ноября 2021). Дата обращения: 5 июня 2022.

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
  • Спутницкая Н. Ю. «Папа Карло» советской объёмной анимации // Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 371 с. — ISBN 978-5-4475-9618-7.

Ссылки