Блюменталь-Тамарин, Всеволод Александрович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Всеволод Блюменталь-Тамарин»)
Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин
В. А. Блюменталь-Тамарин (1910)В. А. Блюменталь-Тамарин (1910)
Имя при рождении Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин
Дата рождения 16 июня 1881(1881-06-16)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 10 мая 1945(1945-05-10) (63 года)
Место смерти Мюнзинген, Германия
Профессия актёр, театральный режиссёр
Годы активности с 1901
Награды
Заслуженный артист РСФСР — 1926

Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин (16 июня 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. Сын актёров А. Э. и  М. М. Блюменталей-Тамариных. Заслуженный артист РСФСР (1926). Коллаборационист, осознанно и добровольно перешедший на сторону немецких оккупантов в ноябре 1941 года и занимавшийся нацистской пропагандой на население оккупированных территорий СССР в особом отделе «Винета» Министерства пропаганды Третьего Рейха. Приговорён за измену Родине к смертной казни, реабилитирован в 1993 году, 19 февраля 2024 года решение о реабилитации отменено.

Биография

Происхождение

Родился 16 июня 1881 года в артистической семье. Отец — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (ум. 1 [14] декабря 1911). Мать — актриса, народная артистка СССР Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, урождённая Климова (1859—1938). Дед по отцу был немцем.

Глубоко травмированный в детстве разводом родителей, Блюменталь-Тамарин на протяжении всей жизни сохранял очень близкие отношения с матерью и написал о ней мемуары «Блюменталь-Тамарина и её время», опубликованные в 1939 году в журнале «Театр».

Карьера артиста

На профессиональной сцене — с 1901 года. Впрочем, в автобиографической справке «25 лет на сцене», опубликованной в 1926 году в журнале «Театр», Блюменталь-Тамарин вспоминал о своей игре в театре ещё в детском возрасте:

…Сейчас мне 44 года. Всё детство прошло на сцене. В 7 лет я уже играл. Окончил Московское театральное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с «волчьими билетами». После этого я решил бесповоротно — иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно, где отец был режиссёром.

В 1917—1918 годах жил в Харькове (по адресу улица Гоголя, 41). Сыграл в Большом театре царя Эдипа[1]. Входил в труппу Городского театра: осенью 1918 был занят в спектаклях «Живой труп» (Федя Протасов), «Маргарита Готье», «Касатка» (Илья) и др.

Харьковская пресса писала:

С большим ансамблем проходит пьеса «Маргарита Готье». <…> Живые образы дают Блюменталь-Тамарин (Арман) <…> «Касатка» проходит также безукоризненно, причём главное внимание на себе сосредотачивают г-жа Павлова и г-н Баров <…> Не хуже этих двух артистов играют в «Касатке» г-н Блюменталь-Тамарин, сообщающий Илье Ильичу цельность натуры <…> Но «Живой труп», «Горе от ума» и «Бесприданница» проходят хуже. <…> Что же касается игры г-на Блюменталь-Тамарина, то, изображая Протасова, артист лишил его барственности [и] не усугубил, не осложнил внутреннего мира, не обогатил деталями и все мотивы поступков и действий приписал не столько высоким запросам духа, сколько безволью, бесхарактерности, склонности натуры. Но, в пределах своего представления, сделал всё возможное, особенно хорошо провёл первый акт, внёс в свою игру много искренности и дал живое лицо <…>[2].

В декабре 1918 года появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. Д. Уваровым в помещении «Рабочего дома» новом театре[3].

В 1919 году, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала Антона Деникина, Блюменталь-Тамарин, помимо театральной работы, активно занимался общественной деятельностью.

Находившийся в Харькове с начала июня 1919 года в составе гастролировавшей здесь труппы МХТ Вадим Шверубович, описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал:

Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. А. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. <…> Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трёхцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки «освободителям родины» <…>[4].

Георгий Бахтаров сообщает:

Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. И только благодаря вмешательству Луначарского Блюменталь-Тамарину была сохранена жизнь…[5]

Актёром Блюменталь-Тамарин был, по-видимому, незаурядным. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1926 году, через 7 лет после его «белогвардейских эскапад» в Харькове, в Москве торжественно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. На юбилейном спектакле Блюменталь-Тамарин играл Кина. Анатолий Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания заслуженного артиста РСФСР. На том же вечере для него пели Антонина Нежданова, Надежда Обухова, Леонид Собинов, танцевали Екатерина Гельцер и Василий Тихомиров, играл Генрих Нейгауз.

Однако, несмотря на все чествования, Блюменталь-Тамарин тогда же ушёл из Театра Корша, где играл, собрал собственную труппу (по отзывам театралов, довольно посредственную, если бы не сам Блюменталь-Тамарин) и создал Московский передвижной театр. Начались многочисленные гастроли, благодаря которым он не только мог ускользать из-под мелочной опеки театрального начальства, но успешно избегал надзора «органов». Он снимался в кино («На дальней заставе», 1940, режиссёр Евгений Брюнчугин).

В 1941 году ему исполнилось 60 лет. В мае 1941 года Блюменталь-Тамарин отправился в гастрольную поездку с программой, посвящённой 100-летию со дня смерти Михаила Лермонтова. Война застала его в Черновцах. Прервав гастроли, он вернулся в Москву и, захватив ценные вещи и архив, перебрался с семьёй на дачу в Новый Иерусалим, в 60 км от Москвы, рядом с Волоколамским шоссе. По свидетельству очевидца, во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «Они нас не тронут — я же немец» (его отец был немцем по национальности). Историк Егор Яковлев указывает, что решение дождаться немцев и представить себя фольксдойче было у Блюменталя-Тамарина осознанным: он имел возможность уехать в эвакуацию, но предпочёл отправиться на дачу в посёлке НИЛ (Наука, Искусство, Литература)[6] в Манихино вблизи Истры[7]. В подтверждение того, что преуспевавший артист якобы пострадал от советского режима, он запасся вырезкой из провинциальной газеты, в которой была опубликована критическая рецензия на его гастроли[8].

На службе у нацистов

В ноябре 1941 года немецкие войска заняли Истру. Блюменталя-Тамарина они не тронули. В честь дня рождения капитана вермахта, командовавшего оккупационным подразделением и поражённого богатством обстановки артистической дачи Блюменталя-Тамарина с хрустальными люстрами, антикварной мебелью и роялем, группа артистов (Блюменталь-Тамарин, Александр Волков, Иван Жадан, Освальд Глазниекс и др.) 4 декабря устроили концерт, пели, танцевали[7].

Затем эта компания отправилась на запад вместе с отступавшими оккупантами. Затесаться в отступающую колонну им помог немецкий офицер, для которого был устроен концерт[7].

Вместе с женой, актрисой Инной Александровной Лощилиной (1901—1974) и падчерицей Блюменталь-Тамарин оказался в Берлине. Он был принят на работу в русское подразделение особого отдела «Винета» Министерства пропаганды Третьего Рейха[6].

2 февраля 1942 года выступил по радио с обращением, в котором призывал соотечественников не защищать советский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях — сотрудничать с оккупантами. Передачи стали регулярными: они выходили в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы Советского правительства. Записанные на немецком радио Варшавы речи транслировались на оккупированных территориях СССР. 27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила его по статье 58-1а Уголовного кодекса РСФСР за измену Родине к смертной казни[6].

Блюменталь-Тамарин стал «звездой» русского вещания «Винеты»: работал диктором, читал воспоминания о жизни в СССР, фельетоны и политические антисемитские памфлеты собственного сочинения. Летом и осенью 1942 года он гастролировал в Киеве и в Берлине[9].

В ряде публикаций утверждается, что Блюменталь-Тамарин возглавлял Театр русской драмы в Киеве, где одной из наиболее известных его постановок была якобы переделанная в злую сатиру на Красную армию пьеса «Фронт» Александра Корнейчука, которая ставилась под названием «Так они воюют»[10]. Сыграл в ней главную роль — генерала Горлова, переименованного в Горлопанова. Однако данная информация, перепечатанная в ряде изданий, как и сам факт пребывания Блюменталя-Тамарина в Киеве, не подтверждается репертуаром киевских театров, который публиковался в газетах времён оккупации[11]. Егор Яковлев предполагает, что пьеса могла быть записана для радио в Берлине и Блюменталь-Тамарин мог сыграть в ней роль генерала[6].

Летом и осенью 1942 года выступал в Берлине с сольными программами и в спектакле «Без вины виноватые». В эмигрантской газете «Новое слово» печатались объявления о его выступлениях в сценах из спектаклей: «Маскарад» Михаила Лермонтова, «На людном месте» Александра Островского, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Медведь» Антона Чехова: 17 февраля 1943 года — в Шуман-зале, 13 июня 1943-го — в Бах-зале.

В 1943 году здание в Берлине, где базировалась «Винета», пострадало от бомбардировки союзников, и пропагандисты Третьего Рейха перебрались в Кёнигсберг. С приближением советских войск Блюменталь-Тамарин вернулся в Берлин[6].

10 мая 1945 года был убит в Мюнзингене «при невыясненных обстоятельствах», предположительно[10][12] племянником жены — Игорем Миклашевским (1918—1990), который в 1942 году под видом перебежчика был заслан в немецкий тыл и успешно внедрился в ряды коллаборантов (по некоторым источникам[10][12], его засылали для организации покушения на Гитлера, хотя точно его задание неизвестно)[8].

Реабилитация и её отмена

В 1993 году реабилитирован «по формальным обстоятельствам» согласно статье 5 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 3 сентября 1993 года № 5698-1: «Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за: а) антисоветскую агитацию и пропаганду; б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй».

В 2024 году дело вновь рассмотрено, 19 февраля заключение о реабилитации отменено, в реабилитации отказано. Заместитель генерального прокурора РФ И.В. Ткачёв указал, что Блюменталь-Тамарин сотрудничал с немецкими оккупантами и призывал по радио к борьбе против Советского государства, таким образом его действия составляют состав инкриминированного преступления[13].

Фильмография

Примечания

  1. О спектакле в постановке Соколовского см. рецензию в харьковском еженедельнике «Колосья», 1918. — № 11. — С. 13—14.
  2. По театрам. Городской театр [о Блюментале-Тамарине в спектаклях «Маргарита Готье», «Касатка», «Живой труп»] // Театральный журнал. — № 1. — Харьков, 12 октября 1918 (суббота). — С. 11—12.
  3. Хроника // Театральный журнал. — № 4. — Харьков, 3 ноября 1918. — С. 11.
  4. Люди театра. Из воспоминаний // Новый мир. — 1968. — № 2. — С. 100.
  5. Гайдабура В. Так минає слава земна… // Український театр. — 1997. — № 6. — С. 30—31. — с указанием источников: 1) журнал «Театр», 1926, № ?; 2) журнал «Театр», 1939, № ?; 3) Бахтаров Г. Последний гастролёр. // Московский наблюдатель : журнал. — 1993, № ?; 4) газета «Вечерняя Москва», 1995, 5 октября; 5) газета «Новое слово» (Берлин).
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Яковлев, Е. Н. Возмездие для предателя. Исторический ликбез. Oper.ru (17 марта 2024).
  7. 7,0 7,1 7,2 Vidvuds Štrauss. Teātra mākslas klasiķa Osvalda Glāznieka likteņa pavērsieni (Вехи судьбы Освальда Глазниекса, классика театрального искусства) (латыш.). la.lv (18 октября 2012). Дата обращения: 11 февраля 2024.
  8. 8,0 8,1 Яковлев, Е. Н. Отмена реабилитации Блюменталя-Тамарина. ColonelCassad (17 марта 2024).
  9. “Винета”: чем занималась эта служба во время Великой Отечественной войны. История России (13 января 2021).
  10. 10,0 10,1 10,2 Ваксберг А. И. Любовь и коварство. Театральный детектив. — М.: АСТ: Русь-Олимп, 2007. — 378 с. — ISBN 978-5-17-045175-3.
  11. Петров И. Р. Блюменталь-Тамарин в оккупированном киеве?. Дата обращения: 29 сентября 2015. Архивировано 16 мая 2015 года.
  12. 12,0 12,1 Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. — 688 с. — 11 000 экз. — ISBN 5-87322-726-8.
  13. Олег Кравцов. Отменена реабилитация оправданного ельцинистами предателя. Политнавигатор (27 февраля 2024).

Литература

Иллюстрации
  • [Фото]: Царь Эдип — Блюменталь-Тамарин. Тирезий — Баров. — в ст.: К постановке «Царя Эдипа» // Колосья (Харьков). 1918. № 11. с. 13.
  • [Фото]: Городской театр. «Живой труп». В. А. Блюменталь-Тамарин (Федя Протасов) // Театральный журнал. № 1. Харьков, 12 октября 1918 (суббота), с. 4;
  • [Фото]: Городской театр. «Касатка». Т. Павлова (Касатка) и В. А. Блюменталь-Тамарин (Илья) // Театральный журнал. № 3. Харьков, 27 октября 1918, с. 5;
  • [Фото]: «Дама с камелиями». Т. Павлова (М. Готье) и В. А. Блюменталь-Тамарин (Арман) // Театральный журнал. № 3. Харьков, 27 октября 1918, с. 8;
  • Шарж М. Нейфельда: В. А. Блюменталь-Тамарин (Арман) // Театральный журнал. № 4. Харьков, 3 ноября 1918, лиц. с. обл.

Ссылки