Вос, Мартин де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мартин де Вос

«Кана» (Брак в Кане Галилейской) Мартин де Вос, 1597. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.

Мартин де Вос (нидерл. Marten de Vos или Maarten de Vos, иногда Maerten de Vos; 1532 — 4 декабря 1603) — один из ведущих художников южнонидерландской (фламандской) живописи и графики конца XVI века.

Биография

Мартин де Вос родился в Антверпене ок. 1531 года. В 1558 году был принят мастером в антверпенскую гильдию. Де Вос, также как и в своё время его отец и учитель Франс Флорис, совершил поездку в Италию для постижения приемов маньеризма — стиля популярного в то время. В 1552 году (?) знакомится с известным голландским живописцем Питером Брейгелем Старшим; в этом же году они вместе посещают Флоренцию, Венецию и Рим, где Мартин пишет картину «Непорочное зачатие» для церкви S. Francesco a Ripa. В его работах просматривается четкая линия венецианской школы живописи; возможно эта техника была освоена им во время работы в студии Тинторетто (его помощником)[1]. В 1560 году Мартин де Вос женился на Джоанне Ле Боук, которая стала его единственной супругой и любовью на всю жизнь (у них было восемь детей, один из которых также выбрал профессию отца). После иконоборческих погромов в 1566 году, он был одним из нескольких художников, которые в значительной степени были ответственны за косметический ремонт церковных алтарей в Антверпене. За этот период Мартином де Восом были созданы многие из его значительных работ, такие как «Образ Богородицы» (1602), написанный для часовни Гильдии Святого Луки, и «Брак в Кане Галилейской» (1597; на иллюстрации справа), написанный для цеха винного алтаря Гильдии, которая позже стала достоянием Антверпенского музея гильдий.[2] В 1572 году Мартин де Вос удостаивается звания декана Антверпенской гильдии. Его племянник Виллем де Вос — ученик гильдии, также впоследствии станет художником.

Де Вос был весьма разносторонним и плодовитым художником. В начале своей карьеры он писал портреты и фигурные сцены, затем основной темой его произведений стали библейские и отчасти мифологические сюжеты. Большое влияние на его творчество оказал известный в своё время нидерландский художник Питер Арстен. Работы позднего периода творчества Мартина де Воса характеризуется динамизмом, а также теплыми и яркими красками.

Он также был основателем Общества Романистов, в котором принимали участие известные художники, ценители и гуманисты того времени, приезжавшие в Рим и высоко ценившие его гуманистическую культуру.

Де Восу также приписывают создание овального образа Архангела Рафаила и Молодого Тобиаса в Кафедральном соборе Мехико.

Художественные произведения

Как живописец, Мартин де Вос был особенно продуктивен в период с 1580 по 1585 годы (время удержания власти кальвинистов в Антверпене), в ходе которого он создал в общей сложности более 1600 работ, среди которых были наиболее известные шедевры живописи и графические рисунки, служившие моделями для гравюр наиболее известных граверов голландского периода. Ему довелось творить в эпоху наибольшего могущества и расцвета Нидерландов (в искусстве это время упоминается как Золотой век голландской живописи).

Его работы находятся во многих известных музеях мира, таких как: Музей изящных искусств в Бильбао (Похищение Европы), Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань (Сражение Миневры с Венерой), Музее изящных искусств в Севилье (Воскресение Христово), (копия картины также находится в Детройте[3] и в Амстердамском государственном музее). Институт искусства Курто в Лондоне и Музей Сан-Франциско[4] также обладают серией работ мастера.

  • Шесть картин истории Ревекки (1562) Руанский музей
  • Укушение гадюкой Святого Павла на острове Мальта (1568) Лувр, Париж
  • Страшный суд (1570) Музее изящных искусств в Севилье
  • Картины с изображениями животных в Шверинском замке (1572)
  • Алтарь Святого Томаса, (1574) (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
  • Моисей со скрежалями завета (1575) Гаагский Mauritzhuis
  • Рождество Христово, (1577) Собор Антверпенской Богоматери
  • Портрет Антония Ансельмуса, его жена и их дети, 1577, Королевский музей изящных искусств, Брюссель
  • Адам и Ева после изгнания из земного рая, гравюра по рисунку, (1583)
  • Святая Родня (1585) Музей изобразительных искусств, Гент
  • Семья Святой Анны (фрагмент), 1585 Музей изобразительных искусств, Гент.
  • Аллегория семи свободных искусств, (1590) частная коллекция
  • Воскресение Лазаря (1593) Лихтенштейнская галерея в Вене
  • Искушение Святого Антония, (1594) Королевский музей изящных искусств, Антверпен
  • Алтарь Св. Фомы (1600) Антверпенский музей
  • Сцена из жития Богородицы, ок. 1600 Собор Богоматери в Турне
  • Благая весть, (1601) Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
  • Алтарь монетчиков (1601) Антверпенский музей
  • Образ Богоматери Св. Луки (1602) Антверпенский музей

Галерея

См. также

Примечания

  1. Kristin Lohse Belkin. Rubens. «Phaidon Press», 1998 (pp. 22-24). ISBN 0-7148-3412-2
  2. Christiaan Schuckman: «Vos, Marten [Maarten; Maerten] de, the elder» Grove Art Online. Oxford University Press, [accessed 17 May, 2007].
  3. The Detroit Institute of Arts Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
  4. ImageBase (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2009. Архивировано 29 сентября 2007 года.

Литература

  • Вос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Adr. Moureau «Un artiste Anversois oux temps des guerres de Flandre: Martin de Vos et ses gravures» в «L’art», 1894, IV, стр. 456.
  • Алесандре Бенойс «История живописи всех времен и народов», Т. 3 , 2002 [1]
  • Джейн Тернер (редактор). Словарь искусств (1996, 34 тт.). ISBN 1-884446-00-0

Ссылки