Вос, Мартин де
Мартин де Вос | |
---|---|
Мартин де Вос (нидерл. Marten de Vos или Maarten de Vos, иногда Maerten de Vos; 1532 — 4 декабря 1603) — один из ведущих художников южнонидерландской (фламандской) живописи и графики конца XVI века.
Биография
Мартин де Вос родился в Антверпене ок. 1531 года. В 1558 году был принят мастером в антверпенскую гильдию. Де Вос, также как и в своё время его отец и учитель Франс Флорис, совершил поездку в Италию для постижения приемов маньеризма — стиля популярного в то время. В 1552 году (?) знакомится с известным голландским живописцем Питером Брейгелем Старшим; в этом же году они вместе посещают Флоренцию, Венецию и Рим, где Мартин пишет картину «Непорочное зачатие» для церкви S. Francesco a Ripa. В его работах просматривается четкая линия венецианской школы живописи; возможно эта техника была освоена им во время работы в студии Тинторетто (его помощником)[1]. В 1560 году Мартин де Вос женился на Джоанне Ле Боук, которая стала его единственной супругой и любовью на всю жизнь (у них было восемь детей, один из которых также выбрал профессию отца). После иконоборческих погромов в 1566 году, он был одним из нескольких художников, которые в значительной степени были ответственны за косметический ремонт церковных алтарей в Антверпене. За этот период Мартином де Восом были созданы многие из его значительных работ, такие как «Образ Богородицы» (1602), написанный для часовни Гильдии Святого Луки, и «Брак в Кане Галилейской» (1597; на иллюстрации справа), написанный для цеха винного алтаря Гильдии, которая позже стала достоянием Антверпенского музея гильдий.[2] В 1572 году Мартин де Вос удостаивается звания декана Антверпенской гильдии. Его племянник Виллем де Вос — ученик гильдии, также впоследствии станет художником.
Де Вос был весьма разносторонним и плодовитым художником. В начале своей карьеры он писал портреты и фигурные сцены, затем основной темой его произведений стали библейские и отчасти мифологические сюжеты. Большое влияние на его творчество оказал известный в своё время нидерландский художник Питер Арстен. Работы позднего периода творчества Мартина де Воса характеризуется динамизмом, а также теплыми и яркими красками.
Он также был основателем Общества Романистов, в котором принимали участие известные художники, ценители и гуманисты того времени, приезжавшие в Рим и высоко ценившие его гуманистическую культуру.
Де Восу также приписывают создание овального образа Архангела Рафаила и Молодого Тобиаса в Кафедральном соборе Мехико.
Художественные произведения
Как живописец, Мартин де Вос был особенно продуктивен в период с 1580 по 1585 годы (время удержания власти кальвинистов в Антверпене), в ходе которого он создал в общей сложности более 1600 работ, среди которых были наиболее известные шедевры живописи и графические рисунки, служившие моделями для гравюр наиболее известных граверов голландского периода. Ему довелось творить в эпоху наибольшего могущества и расцвета Нидерландов (в искусстве это время упоминается как Золотой век голландской живописи).
Его работы находятся во многих известных музеях мира, таких как: Музей изящных искусств в Бильбао (Похищение Европы), Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань (Сражение Миневры с Венерой), Музее изящных искусств в Севилье (Воскресение Христово), (копия картины также находится в Детройте[3] и в Амстердамском государственном музее). Институт искусства Курто в Лондоне и Музей Сан-Франциско[4] также обладают серией работ мастера.
- Шесть картин истории Ревекки (1562) Руанский музей
- Укушение гадюкой Святого Павла на острове Мальта (1568) Лувр, Париж
- Страшный суд (1570) Музее изящных искусств в Севилье
- Картины с изображениями животных в Шверинском замке (1572)
- Алтарь Святого Томаса, (1574) (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
- Моисей со скрежалями завета (1575) Гаагский Mauritzhuis
- Рождество Христово, (1577) Собор Антверпенской Богоматери
- Портрет Антония Ансельмуса, его жена и их дети, 1577, Королевский музей изящных искусств, Брюссель
- Адам и Ева после изгнания из земного рая, гравюра по рисунку, (1583)
- Святая Родня (1585) Музей изобразительных искусств, Гент
- Семья Святой Анны (фрагмент), 1585 Музей изобразительных искусств, Гент.
- Аллегория семи свободных искусств, (1590) частная коллекция
- Воскресение Лазаря (1593) Лихтенштейнская галерея в Вене
- Искушение Святого Антония, (1594) Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Алтарь Св. Фомы (1600) Антверпенский музей
- Сцена из жития Богородицы, ок. 1600 Собор Богоматери в Турне
- Благая весть, (1601) Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
- Алтарь монетчиков (1601) Антверпенский музей
- Образ Богоматери Св. Луки (1602) Антверпенский музей
Галерея
-
Рождество Христово, 1577, Собор Антверпенской Богоматери
-
Аллегория семи свободных искусств, 1590, частная коллекция
-
Образ Богоматери Святого Луки, 1602 Мартин де Вос (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
-
Страшный суд, 1570, Мартин де Вос.
-
Святая Родня, 1585, Мартин де Вос.
-
Искушение Святого Антония, 1594 Мартин де Вос (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
-
Алтарь Святого Томаса, 1574. Мартин де Вос (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
-
Портрет Антония Ансельмуса, его жена и их дети, 1577, Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Мартин де Вос.
-
Благая весть, 1601, Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Мартин де Вос.
-
Сцена из жития Богородицы, ок. 1600, Собор Богоматери в Турне. Мартин де Вос.
-
Семья Святой Анны (фрагмент), 1585
-
Моисей со скрежалями завета, 1575 Гаагский Mauritzhuis
-
Адам и Ева после изгнания из земного рая, гравюра по рисунку, 1583, Мартин де Вос.
-
Царь Соломон на троне. Песнь песней. Мартин де Вос, 1590
См. также
Примечания
- ↑ Kristin Lohse Belkin. Rubens. «Phaidon Press», 1998 (pp. 22-24). ISBN 0-7148-3412-2
- ↑ Christiaan Schuckman: «Vos, Marten [Maarten; Maerten] de, the elder» Grove Art Online. Oxford University Press, [accessed 17 May, 2007].
- ↑ The Detroit Institute of Arts Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
- ↑ ImageBase (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2009. Архивировано 29 сентября 2007 года.
Литература
- Вос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Adr. Moureau «Un artiste Anversois oux temps des guerres de Flandre: Martin de Vos et ses gravures» в «L’art», 1894, IV, стр. 456.
- Алесандре Бенойс «История живописи всех времен и народов», Т. 3 , 2002 [1]
- Джейн Тернер (редактор). Словарь искусств (1996, 34 тт.). ISBN 1-884446-00-0