Артсен, Питер
Питер Артсен | |
---|---|
нидерл. Pieter Aertsen | |
Пи́тер А́ртсен (нидерл. Pieter Aertsen; 1508, Амстердам — 1575, там же) — нидерландский художник. Известен также по прозвищу Питер Длинный (нидерл. Lange Pier)[1].
Сын чулочника из Амстердама Арта Питерса. Учился в Антверпене у Аларта Класса, в 1535 году стал членом местной гильдии Св. Луки. В середине 1550-х годов возвращается в Амстердам для выполнения церковных заказов, в 1563 году получает права гражданства и остаётся в городе до самой своей смерти.
Питер Артсен вначале приобрёл известность своими жанровыми сценами («Молочница», 1543), в которые часто вводил евангельские мотивы, придающие изображению назидательный характер («Христос у Марфы и Марии», 1557 и Мясная лавка, 1551), а также многочисленными изображениями рынков и внутренностей лавок. Создавал религиозные и алтарные композиции, многие из которых были разрушены в период иконоборчества.
Среди его учеников были Ян ван дер Страт и его племянник Иоахим Бейкелар.
Сведения о его жизни и творчестве приводит Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках».
Автор картины «Яичный танец» (1552); в коллекции В. А. Щавинского была его картина «Поклонение пастухов».
Некоторые работы
Название | Картина | Год создания | Техника | Размеры (см) | Галерея | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|
Возвращение Святого Антония из паломничества[нидерл.] (нидерл. De terugkeer van een Sint-Antoniusbedevaart) |
около 1550 | Дерево, масло | 110×170 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (Бельгия) | [2] | |
Крестьянский праздник[нидерл.] (нидерл. Boerenfeest) |
1550 | Дерево, масло | 84,9×170 | Музей истории искусств, Вена (Австрия) | [3] | |
Яичный танец (нидерл. De eierdans) |
1552 | Дерево, масло | 84×172 | Государственный музей, Амстердам (Нидерланды) | [4] | |
Кухарка (нидерл. De keukenmeid) |
1559 | Дерево, масло | 127,5×82 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (Бельгия) | [5] | |
Рыночная сцена | около 1560 - 1565 | Дерево, масло | 91×112 | Музей истории искусств, Вена (Австрия) | [6] | |
Торговка у прилавка с овощами | 1567 | Дерево, масло | 111,2×111,6 | Картинная галерея, Берлин (Германия) | [7] | |
Апостолы Петр и Иоанн исцеляют больных[нидерл.] (нидерл. De apostelen Petrus en Johannes) |
1575 | Дерево, масло | 55,5×76 | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) | [8] |
Примечания
- ↑ Голландская живопись // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ De terugkeer van een Sint-Antoniusbedevaart (нид.). fine-arts-museum.be. Дата обращения: 8 сентября 2022.
- ↑ Bauernfest (нем.). khm.at. Дата обращения: 8 сентября 2022.
- ↑ De eierdans, Pieter Aertsen, 1552 (нид.). rijksmuseum.nl. Дата обращения: 8 сентября 2022.
- ↑ De keukenmeid (нид.). fine-arts-museum.be. Дата обращения: 8 сентября 2022.
- ↑ Marktszene (нем.). khm.at. Дата обращения: 8 сентября 2022.
- ↑ Marktfrau am Gemüsestand (нем.). recherche.smb.museum. Дата обращения: 8 сентября 2022.
- ↑ Артсен, Питер (прозванный Питер Длинный) . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 8 сентября 2022.
Литература
- Егорова К. С. Картина Питера Артсена "Христос и самарянка" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: атрибуция и интерпретация.В кн.: Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. — М.: Наука, 1997.- С.208-216. ISBN 5-02-011250-X
- L'art gourmand: Stilleben für Auge, Kochkunst und Gourmets von Aertsen bis Van Gogh. - Essen : Verl. Glückauf, 1997. - ISBN 3-7739-0675-7
- Gerard T, Lemmers: Pieter Aertsen. - The Hague : Schwartz, 1990. - ISBN 90-6179-083-2
- Keith P. Moxey: Pieter Aertsen, Joachim Beuckelaer and the rise of the secular painting in the context of the reformation. - New York: Garland, 1977. - ISBN 0-8240-2715-9